12.03.2020

Как не потерять деньги на фоне паники

Как не потерять деньги на фоне паники

Рынки вошли в стадию сильной неопределенности. Самая большая ошибка граждан в такой ситуации — бежать в обменник  и играть на бирже, считает операционный директор УБРиР Владимир Зотов

Вчера к вечеру индекс Московской биржи упал на 0,3% до уровня ниже 2500 пунктов. На валютной секции к окончанию основной сессии доллар вырос на 1,4%, поднявшись до 72,4 рубля, евро прибавил 1,5%, торги шли в районе 81,7 рубля. Обсуждаем ситуацию с операционным директором казначейства УБРиР Владимиром Зотовым.

 — Как вы оцениваете итоги третьего напряженного дня на финансовых рынках?

 — После несколько истерического открытия торгов во вторник, в среду, 11 марта, рынок в целом был более спокоен. Падение фондовых индексов и курса рубля во вторник с гэпом вниз было на 100% предсказуемо, но второй день торгов не принес определенности: цены остались примерно на тех же уровнях. Несколько снизились цены акций иностранных эмитентов, цены длинных ОФЗ также серьёзно упали. При этом нефтяные котировки принципиально не изменились по сравнению со вторником, хоть в начале торгов и делали намеки на рост. Неопределенность на рынках сохраняется, будем следить за развитием событий в течение оставшихся двух торговых дней рабочей недели.

Как на падение индексов реагирует частый инвестор?  

— Инвесторы понимают, что за любым продолжительным ростом неизбежно следует откат, коррекция. Российский рынок практически безостановочно рос в течение более полутора лет, подъем шел со второй половины 2018 года, параллельно с аналогичным движением на американском рынке. 20 января индекс МБ достиг максимального значения 3219 пунктов и в течение почти месяца находился на этих уровнях. А затем нарастающие риски рецессии в связи с распространением коронавируса, продолжающаяся торговая война Китая и США и в финале — отказ России от сделки с ОПЕК+ вызвали крайне бурную реакцию рынка. Российский рынок прочувствовал влияние этих факторов, пожалуй, сильнее других: беспрецедентное падение цен на нефть вызвало резкое обесценение рубля к доллару и евро, фондовые индексы ускорили падение.  Ситуация, которую мы наблюдаем сейчас, называется «черный лебедь»: несколько вроде бы малозначительных факторов вместе вызывают сильнейшую негативную реакцию рынков, что мы и увидели в итоге в динамике индекса. 

 — У мировых регуляторов есть возможности по нивелированию негатива?

 — ФРС США уже экстренно снизила ставку и, возможно, посчитает, что снижение было недостаточным. Буквально на днях Банк Англии понизил ставку на 0,5 процентного пункта. Возможно, с целью стимулирования защиты от экономических последствий распространения коронавируса будут приняты дополнительные меры, в том числе дальнейшее снижение ставок другими регуляторами. В данной ситуации Банк России пока может не предпринимать резких движений по ключевой ставке, что в целом будет полезно российскому рынку.

Какие факторы будут давить на российскую национальную валюту?

 — Главным образом, на развитие ситуации будут влиять решения относительно нефтяного рынка. И здесь стоит обратить внимание на следующую деталь. Как оказалось, «разрыв» с ОПЕК был отнюдь не окончательным, Россия продолжает вести переговоры об условиях сделки.  Не думаю, что ЦБ допустит какие-то запредельные курсы рубля в отношении  доллара и евро. У нашего регулятора достаточно инструментов, чтобы стабилизировать ситуацию, но взаимосвязь курса рубля и нефтяных цен очевидна. Та  же зависимость прослеживается в отношении долговых рынков: продолжение нефтяной войны может вызвать существенное снижение цен, особенно в длинных ОФЗ, кроме того, вырастет спред между бондами развитых экономик и России.

 — На российский фондовый рынок вышло много новых физлиц, первые инвестиции некоторые сделали на подъеме цен. Как показывает статистика Московской биржи, именно на последнюю неделю февраля пришёлся самый большой приток средств от них в ценные бумаги. Какие рекомендации вы бы дали частным инвесторам?

 — Как я отметил, безостановочный рост фондового рынка в России продолжался более полутора лет, только за 2019 год IMOEX показал более 36%. Число частных инвесторов на МБ удвоилось, количество индивидуальных инвестиционных счетов (ИИС), открытых в только 2019 году, превысило миллион, их общее количество — 1,6 миллиона. Многие ПИФ показали отличные результаты, несопоставимые со ставками банковских депозитов. Уже в начале этого года эти факты оценивались как серьезный сигнал о повышении спроса среди частных инвесторов на финансовые услуги. Текущая ситуация, скорее всего, будет сдерживать многих от открытия счетов на бирже, да и инвесторы 2019 года, особенно вкладывающиеся в рискованные финансовые инструменты, могут быть серьезно разочарованы.

Тем не менее, мы продолжаем рекомендовать нашим клиентам инструменты фондового рынка и ИИС как серьезную альтернативу депозитам. При этом мы рекомендуем использовать понятные консервативные инструменты инвестиций. Облигации позволяют заработать больше, чем на вкладе, а с учетом налогового вычета по НДФЛ доход серьезно превысит ставки банка. Мы не советуем рассматривать фондовый рынок и игру на бирже как источник быстрых и легких денег, потому что вероятность финансовых потерь для клиента в этом случае возрастает многократно. Что точно не нужно делать, так это бежать скупать доллары в обменнике, когда рост уже прошел.  Кроме того, мы обращаем внимание клиентов на то, что инструменты, которые они покупают, должны быть им полностью понятны. Сейчас на рынке часто рекламируются продукты, гарантирующие безубыточность и высокий доход. На фондовом рынке это не работает. Нужно помнить о том,  что результаты инвестирования в прошлом не гарантируют результата в будущем, даже если это акции и облигации самых уважаемых компаний.

Еще в сюжете «Экономика в эпоху коронавируса»

Материалы по теме

Рубль падает несмотря на рост цен на нефть

Остановить падение на финансовых рынках можно

«Черный понедельник» грозит повышением налогов

Пандемия и ценовая война: слагаемые сценария развития кризиса

Спасти реальный сектор экономики должна поддержка спроса за счет государства

Рубль укрепился. Но это ненадолго