Прогноз по ценам 2020 года на товары народного потребления от профессора УрФУ
Приведут ли масштабные социальные выплаты гражданам России к подорожанию на потребительском рынке
Из-за пандемии коронавируса в нашей стране ограничена деятельность предприятий, сокращаются импортные поставки товаров народного потребления. В то же время правительство начало социальные выплаты десяткам миллионов человек. Не возникнет ли из-за этого серьезный дисбаланс спроса и предложения на потребительском рынке, «Э-У» рассказала доктор экономических наук, профессор Института экономики и управления УрФУ Ирина Тургель.
Стимулирование спроса — то, что нужно
— Миллионы человек по всей стране (медики, семьи с детьми и другие категории) начинают получать государственные выплаты. Суммы на каждого исчисляются тысячами и десятками тысяч рублей. Может ли это резко повысить спрос на товары народного потребления (ТНП) и привести к их значительному подорожанию?
— Все-таки десять тысяч рублей — это не десять тысяч долларов. А потребительские расходы у нас не растут уже несколько лет. С 2014 года темпы роста реально располагаемых денежных доходов населения были практически на нуле. С учетом ежегодной инфляции это значит, что население беднеет седьмой год. В этой ситуации бояться, что в условиях кризиса какая-то финансовая поддержка сможет вызвать дисбаланс, на мой взгляд, не очень оправдано.
И потом, мы почему-то все время считаем, что инфляцию на потребительском рынке вызывает только ситуация, при которой совокупный спрос превышает совокупное предложение. То есть когда наши доходы растут быстрее объемов предлагаемых на рынке товаров. Но ведь инфляцию точно так же может вызывать и ситуация, когда возникают проблемы на стороне предложения. И если мы не поддерживаем совокупный спрос, то откуда у нас возьмется рост производства? Поддержка спроса сейчас крайне необходима, она может стать сигналом для бизнеса сохранять и развивать производство, а не свертывать его.
— Многие ТНП, продававшиеся в наших магазинах, завозились из-за рубежа. В марте, апреле и мае этого года из-за пандемии объемы импорта в Россию резко сократились. В то же время многие отечественные производители приостановили работу или переориентировались на выпуск масок, защитных костюмов, антисептиков и прочих средств антикоронавирусного арсенала. Не возникнет ли из-за этого дефицит товаров некоторых категорий и повышение цен на них?
— Здесь действуют разные факторы. Во-первых, производители не могут бесконечно повышать цены, потому что они сталкиваются с ограничением платежеспособного спроса. Во-вторых, именно товары первой необходимости, спрос на которые слабоэластичен по цене, производятся отечественными предприятиями, деятельность которых в условиях пандемии не останавливалась.
Я хотела бы еще раз акцентировать внимание на том, что у нас располагаемые денежные доходы населения не растут уже на протяжении нескольких лет. Это какая-то иллюзия, что если мы сейчас дадим немного денег, то резко вырастет совокупный спрос. Но как он может расти, если население до такой степени закредитовано? Откуда он вырастет, если в структуре потребления такая высокая доля расходов на продукты питания (треть совокупных расходов домохозяйств в РФ тратится на продукты питания, для сравнения: в не самых богатых Чехии, Венгрии, Польше — 14 — 15%)? То есть если государство начнет проводить какую-то политику увеличения доходов наших граждан, это вовсе не означает, что население кинется покупать дорогие вещи. Скорее всего, на практике это выразится в том, что люди смогут позволить себе немного больше качественных продуктов питания, мяса, рыбы, фруктов ребенку, может быть, более дорогое лекарство.
То есть с той структурой потребительских расходов, которая реально была в России до кризиса, ожидать, что эти небольшие выплаты каким-то образом создадут огромный денежный навес над потребительским рынком, нереально. А если еще учесть, какие проблемы возникли с теми же выплатами врачам, ожидать резкого роста совокупного спроса просто наивно.
Как сбалансировать бюджет
— Рассмотрим еще одну возможную причину подорожания товаров. Из-за резко подешевевшей нефти в этом году в России может образоваться существенный дефицит государственного бюджета. Не приведет ли это к тому, что власти решат в очередной раз девальвировать рубль, чтобы покрыть дефицит бюджета? Соответственно взлетят цены.
— Я не могу сказать однозначно, что в этой ситуации решит сделать правительство и Центральный банк. Но почему мы считаем, что государство решит выходить из этой ситуации путем ослабления национальной валюты?
— На основании опыта предыдущих лет.
— Ослабление валютного курса не ведет напрямую к повышению доходов государственного бюджета. Самый прямой и наиболее организационно легкий для правительства путь — сократить расходы и тем самым восстановить баланс бюджета. Сейчас называются разные способы оптимизации структуры расходов. Один из активно обсуждаемых вариантов — проведение реструктуризации за счет сокращения той части национальных проектов, которые не связаны с социальной политикой. Речь идет о производственных и экономических мегапроектах.
— Попробуем сделать вывод. Следует ли нам в ближайшее время ждать повышения цен на товары народного потребления?
— По свежим прогнозам Минэкономразвития, инфляция в стране по итогам 2020 года ожидается на уровне 4% (по итогам 2019 года она составила 3%). Конечно, мы будем наблюдать так называемую «ползучую» инфляцию. Но я не вижу причин для резкого повышения цен на потребительские товары повседневного спроса.