Выгнать из стойла

Стратегии

Стратегии

Очевидные составляющие формирования лидеров бизнеса национального масштаба — это личность, финансовые инструменты и консьерж-сервис национального уровня

Темпы роста зарубежных «газелей» впечатляют: так, всем уже известные Alibaba и Xiaomi регулярно появляются в новостях как пример исключительного бизнес-прорыва. Какие методы используют за рубежом для эффективного разгона национальных чемпионов? Российское бизнес-сообщество ищет за границей чудо-инструмент, способный подстегнуть отечественных «газелей».

Кто они и что им надо

— Четыре года назад мы приступили к выбору компаний в наш рейтинг «Тех­Успех». Условия отбора были достаточно жесткие: во-первых, он шел среди компаний среднего бизнеса, во-вторых, величина выручки должна была варьироваться от 100 до 10 млрд рублей, — рассказывает о создании отечественного рейтинга «газелей» директор Института менеджмента инноваций НИУ ВШЭ Дан Медовников.

В процессе сбора информации стали видны закономерности: средний возраст компаний, которые входят в рейтинг «Тех­успех», — 20,5 года. «Это зрелые компании, — говорит эксперт. — Программы, которые проводят наши коллеги на востоке и западе, также демонстрируют работу с компаниями, которые успели вырасти и которые хотят быстро расти дальше».

В рамках исследования прошлого года был задан вопрос, с чем компания связывает рост. В основном успех обеспечивал вывод на рынок инновационных продуктов, заключение удачных контрактов, увеличение производственных мощностей. Опрос показал: уверенность в возможном выходе на качественно новый уровень, причем в ближайшие пять лет, присутствует.

Дан Медовников называет три барьера, которые «газели» должны взять, чтобы осуществить свою пятилетку. Первый — финансовый: бизнес нуждается в дешевых деньгах. Второй — экспортный: необходима помощь в продвижении продукции за рубеж. Третий — создание бизнес-атмосферы: государство должно увидеть своих потенциальных чемпионов и перейти в индивидуальный режим работы с ними.

Стратегия выращивания чемпионов в азиатских странах опирается, по сути, на три аналогичных постулата. Так, генеральный секретарь Союза стратегического сотрудничества по развитию Евразийского рынка в сфере высокотехнологичной и инновационной индустрии Гуань Шаонань уверен, что успех в бизнесе приходит к тем игрокам, которые сами не стремятся засиживаться в зоне комфорта: «Необходимы лидирующие команды. Компании хотят взаимодействовать с теми, кто уже работает. И вместе завоевывать рынок». А вот второй и третий моменты — это как раз рынок и среда:

— Быстрорастущие компании должны осознать, где их рынок. Тогда придут ожидаемые капиталы. Без серьезной мотивации это невозможно. Последняя составляющая — атмосфера. Кто должен помочь? Правительство. В Китае создан сервисный центр для помощи предпринимателям, который работает уже 30 лет.

Что делается

— Министерство экономики РФ инициирует программу, которая будет способствовать созданию крупных по мировым меркам российских частных высокотехнологичных компаний. Основная задача на сегодняшний день — сформировать национальные компании с оборотом более 10 млрд долларов. Полагаем, что это как раз участники «ТехУспеха». В этом году отберем 30 компаний, — рассказывает директор департамента инновационного развития Минэкономразвития РФ Артем Шадрин.

В рамках программы предполагается реализация трех направлений, призванных помочь будущим лидерам. Первое — создание доступа к уже имеющимся инструментам государственной поддержки: субсидирование процентных ставок, помощь в экспортном финансировании. Второе — организация консьерж-сервиса: дополнительной консультационной поддержки.

— Мы заинтересованы в том, чтобы из всей массы российских компаний доступ к нашим инструментам получили именно имеющие высокие темпы роста. Будет обсуждаться оптимальная комбинация — использование уже существующих мер финансовой поддержки с привлечением средств частных банков, частных финансовых институтов, чтобы максимально использовать плечо господдержки для решения частного финансирования. Банки должны видеть в лице победителей «ТехУспеха» перспективных клиентов, тех, в которые можно инвестировать средства, — поясняет Артем Шадрин.

Нефинансовый блок поддержки подра­зумевает помощь с выходом на экспортные рынки, на линии по организации бизнес-миссий, которые организуют российские экспортные центры, помощь в участии в международных советах, снижение административных барьеров.

Третье направление работы, самое, пожалуй, глобальное и философское, — это проблемы, связанные с масштабированием развития бизнеса с точки зрения корпоративного управления и управленческих задач. То есть человеческий фактор. То, что не дает, к примеру, азиатским «газелям» спать в стойле.

— Масштабирование бизнеса и реализация экспансии на внешние рынки — это решение, сопряженное с рисками, и не только финансовыми, но и управленческими, — отмечает Шадрин. — Мы планируем привлекать опытных консультантов, брать зарубежные и российские примеры компаний, которые преодолели планку. Эту задачу мы намерены реализовать в рамках нашей программы уже в течение ближайшего года.  

Дополнительные материалы:

Чего хотят «газели»

Геннадий Викулов, руководитель управления регионального развития «СКБ Контур» (Екатеринбург):

— В первую очередь нам нужна от государства стабильность налогового законодательства.
ИТ-отрасль в благоприятном налоговом режиме, мы получаем льготу по НДС. Но государство постоянно заставляет нервничать по этому вопросу. К примеру, в первой версии так называемого закона о налоге на Google, этой льготы российские компании предлагали лишить. Благодаря активной поддержке Минкомсвязи и экспертного сообщества нам удалось этого избежать. Сейчас есть риск, что с 2017 года нам отменят льготы по страховым взносам. Между тем мы вкладываем эти деньги в новые разработки, а не относим на прибыль.

Далее — кадры. Мы — компания разработчиков. У нас большая проблема с персоналом. Мы выходим из положения — активно участвуем и работаем с нашими вузами. Хочется, чтобы мы могли затраты на дообучение студентов вузов и сотрудников относить на себестоимость продукции, а не на прибыль. Желательно, чтобы государство оказало какое-то софинансирование, к примеру, за счет выделения грантов по затратам на дообучение сотрудников или на проведение олимпиад.

Третье — нам нужна помощь в поиске партнеров за рубежом. Достаточно будет просто рекомендации, тогда нам будет гораздо проще.

Виктор Авдеев, председатель совета директоров «УНИХИМТЕК» (Москва):

— Таможенные барьеры затрудняют экспорт небольших партий продукции. Часто для выхода на зарубежные рынки, особенно на начальном этапе, требуется поставлять небольшие партии продукции, стоимостью от нескольких сотен до нескольких тысяч евро. А стоимость оформления документов — 1500 евро на каждую партию.

Кроме того, высока стоимость услуг зарубежных сертификационных центров: так, сертификация одного продукта в области огнезащиты в сертификационном центре UL обходится в 150 — 200 тыс. долларов.

Олег Кривоносов, главный инженер ООО «Синергия-Лидер» (Пермь):

— У нас проблемы с привлечением кредитных средств: мы развиваем новую производственную площадку и уже год боремся за дешевые кредиты. Пока ничего не получается. Вторая наша проблема: тяжело патенты сохранить. Некоторые мы через суд пытались отбить, когда по ним стали строить производство другие участники рынка, выиграть их сложно. Третья проблема бизнеса — кадры: мы их воспитываем, а потом наших работников забирают предприятия-монстры.

 

Что предлагается

Никита Гусаков, управляющий директор по клиентской работе и андеррайтингу, член правления Экспортного страхового агентства России (АО «Эксар»):

— Когда в 2011 году был создан «Эксар», мы начали с финансовой поддержки экспортеров, предоставления возможности страхования рисков, кредитования на более выгодных условиях. Постепенно пришло понимание, что помимо финансовой поддержки нашим экспортерам требуется еще достаточное количество навыков, которые у них либо отсутствуют, либо недостаточно развиты. Поэтому у нас есть финансовые и нефинансовые направления. В том числе и большой образовательный проект, который мы делаем в первую очередь для компаний малого и среднего бизнеса. В рамках образовательного проекта мы помогаем настоящим и будущим экспортерам освоить азы внешнеэкономической деятельности. Основная идея в том, что, обращаясь в Российский экспортный центр, экспортер, будь то малое, среднее или крупное предприятие, получает весь спектр поддержки, который ему нужен от государства, чтобы развивать свою деятельность.

 

Мировой опыт воспитания национальных чемпионов

Финляндия: программа The Growth Firm Service (2003) — активное выявление фирм и предпринимателей с высоким потенциалом роста. К каждой на долгосрочной основе предоставляется куратор-консультант.

Нидерланды: программа Growth Accelerator (2009) поддерживает ускоренный рост инновационных фирм с годовым оборотом от 2 до 20 млн евро.

Великобритания: программа Future Fifty (2013) — активное продвижение 50 наиболее быстро растущих компаний. Использование схем консьерж-менеджмента.

Южная Корея: Global Hidden Champion Promotion Programme (2010) — содействие ускоренному росту компаний, стремящихся достичь ежегодного уровня экспортных продаж продукции в 50 млн долларов и выше.

Малайзия: Mid-Tier Companies Development Programme (2014). Ежегодно отбираются 50 компаний с годовой выручкой от 12,5 до 125 млн долларов. Они получают девять месяцев обучения и поддержки в выходе на внешние рынки.

Тайвань по программе Mittelstand Award (2013) ежегодно отбирает десяток компаний, которым оказывают содействие в обучении кадров, предоставляют финансовую помощь, помощь в получении патентов, а также маркетинговую и консультационную поддержку в продвижении на мировой рынок.

Казахстан: программа «Лидеры конкурентоспособности — национальные чемпионы» (2015). Участвуют компании (сейчас их 28) с годовой выручкой от 15 до 200 млн долларов.

                                              

Еще в сюжете «Успешные региональные стратегии»

Материалы по теме