Правила успешного региона

Экономическая политика

Экономическая политика

Грамотное управление ресурсами, правильный выбор приоритетов и комплексный подход к применению инструментов взаимодействия власти и бизнеса обеспечат Свердловской области, по замыслу властей, экономический рост к 2020 году

Губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев подписал указ, которым утвердил основные направления инвестиционной политики Свердловской области на период до 2030 года. В документе сформулированы долгосрочные перспективы развития экономики Среднего Урала и определены целевые ориентиры. Свердловская область в рейтинге субъектов РФ по объему инвестиций в основной капитал должна подняться с 7 на 5 место, а доля инвестиций в общем объеме валового регионального продукта к 2030 году — составить не менее 25%. За счет каких инструментов и ресурсов будут реализовываться эти планы, мы обсуждаем с первым вице-премьером, министром инвестиций и развития Свердловской области Алексеем Орловым.

Новая экономика

— Алексей Валерьевич, почему появилась необходимость в таком документе?

— Инвестиционная стратегия Свердловской области была принята еще в 2012 году и, конечно, многие ее положения требовали переосмысления. Мы видим, что есть потребность четко расставить отраслевые приоритеты, нам нужно сформировать полномасштабный стратегический образ Свердловской области, новое видение развития региона до 2030 года, мы должны понимать и знать, как хотим жить, за счет чего этот уровень будет достигнут. Поэтому мы решили очень кратко, сжато, буквально на семи страницах представить основные направления инвестиционной политики региона.

— И каков стратегический образ Свердловской области?

— Свердловская область — регион, обладающий ярко выраженным и исторически обусловленным стремлением к лидерству. Это тезис, с которым никто спорить не будет. Свердловчане обладают верой в исключительность и особую роль своей области. Наши предприниматели, наши инвесторы, хотят и готовы вести бизнес на ее территории. Для этого есть все условия: наличие ресурсов, отсутствие административных барьеров, развитые жилищное строительство и социальная инфраструктура. Одним из серьезнейших конкурентных преимуществ является крайне выгодное географическое положение.

— Вы говорите о необходимости определения отраслевых приоритетов. На каких отраслях, на ваш взгляд, стоит сконцентрировать внимание?

— Губернатор области Евгений Куйвашев всегда с гордостью говорит о том, что концентрация промышленного производства Свердловской области в четыре раза превышает среднероссийскую. Мы должны сохранить базовые отрасли, мало того, должны сделать все, чтобы они развивались. В прошлом году основная часть инвестиций в капитал (370 млрд рублей) была сделана нашими промышленными компаниями, которые занимались модернизацией производств. Например, Северский трубный завод завершил инвестиционный проект стоимостью более 20 млрд рублей, Каменск-Уральский металлургический завод (КУМЗ) построил цех холодной прокатки, вложив 24 млрд рублей. И такие инициативы наших промышленников мы обязательно будем поддерживать.

Наша задача — продолжать использовать имеющиеся ресурсы, но делать это сейчас нужно грамотно. Таковы новые реалии, с которыми приходится считаться. Дело в том, что природные ресурсы рано или поздно заканчиваются. Нужна очень продуманная стратегия управления, система их вторичного использования. Но для этого необходимы технологии, новые и современные. Наука не стоит на месте, наши институты сейчас активно ведут научные разработки. И нам следует более активно направлять эти исследования на потребности промышленности, вовлекать в этот процесс все заинтересованные стороны: муниципальные власти, промышленные предприятия, частный сектор, науку. Почему мы выступили с идей создания особой экономической зоны «Титановая долина»? Казалось бы, что еще нужно: без титана, который мы производим на ВСМПО-Ависма, не летает ни один самолет в мире. На территории области создано отличное, современное уникальное производство. Но этот ресурс исчерпаем, нужно искать технологии глубокого передела. Создание специализированной площадки позволит решить эту задачу: там появятся новые производства, которые начнут использовать титановую стружку.

Мы не намерены отказываться от базового конкурентного преимущества, но при этом будем делать ставку на новые, инновационные и наукоемкие производства. Это развитие точного и высокотехнологичного машиностроения, приборостроения, робототехники. Нам сейчас необходимо формировать мощный научно-образовательный комплекс, заниматься ускоренным развитием производств пятого и шестого технологических укладов: это электроника и микроэлектроника, информационные технологии, генная инженерия, наноэнергетика.

— Как показывает практика, успех инвестиционной политики во многом завязан на наличие человеческого капитала. Как вы оцениваете этот ресурс? 

— Самый главный ресурс — человеческий. В документе, о котором мы с вами говорим, об этом написано на первой же странице. Без развитой науки, образования мы ни одной стратегической задачи не решим. Нам сейчас надо сделать так, чтобы молодежь хотела жить в регионе. И мы прекрасно понимаем, что без развития сервиса, качества услуг мы ее не удержим. Это взаимосвязанные задачи. Сейчас появился очень большой запрос на развитие территории, повышение качества жизни, и мы этот фактор будем обязательно учитывать при формировании стратегических документов.

— Чтобы решить обе эти задачи, важно учесть очень большой спектр мнений и интересов. Вы выносили проект документа на обсуждение с научным, предпринимательским сообществами?

— Именно с этого мы и начали его разработку. Базовые положения и идеи обсуждались полгода на самых разных площадках. Причем работа велась в постоянном режиме. Вы бы видели, какие шли дебаты с участием общественных предпринимательских объединений, прежде всего, конечно, СОСПП, Агентства стратегических инициатив.

Вместе с бизнесом

— А какие форматы поддержки стратегических проектов предусмотрены в области?

— У нас есть четкий план привлечения инвестиций и порядок отбора стратегически важных для региона инвестпроектов, модель их финансового обеспечения.

Сейчас в этот перечень входят 64 объекта из сфер металлургии, лесопромышленного и химического комплексов, производства строительных материалов и конструкций, машиностроения, фармацевтической промышленности, торгово-логистического комплекса, энергетики, переработки отходов производства, агропромышленного комплекса. Кроме того, мы считаем важным включать в этот список и проекты социальной сферы — образования, здравоохранения, туризма и гостиничного бизнеса, физкультуры и спорта. Основной критерий отбора — высокий рыночный потенциал модернизируемого или создаваемого производства, создание импортозамещающей продукции, системообразующее значение для муниципалитетов и другие. В этом списке проекты, которые ведут такие предприятия, как Северский трубный завод, КУМЗ, Уралэлектромедь, Уралпластик, корпорация «ВСМПО-Ависма», Ирбитский химико-фармацевтический завод и многие другие. Мы ведем постоянные переговоры с институциональными инвесторами, которые могут направлять ресурсы на поддержку наших компаний — фондами прямых инвестиций, банками. Огромное внимание уделяется привлечению средств федерального бюджета.

— На какого инвестора делаете ставку — внешнего или внутреннего?

— Вот такого деления мы точно делать не будем, мы готовы разговаривать со всеми предпринимателями, у которых есть интересные идеи. Мы продолжаем активно вести переговоры, в том числе и с иностранными инвесторами, у нас в этом году запланировано много визитов и деловых поездок. Я считаю, что мы очень результативно съездили в Чехию, около 20 чешских компаний выразили готовность открыть на Урале новые производства. Мы обсуждали идеи создания производства шестеренной гидравлики высокого давления, оборудования для гидроэлектростанций, станкостроительных производств, внедрения инновационных технологий для жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области.

— Хорошо, цель поставлена. Какие инструменты вы предполагаете задействовать для ее достижения?

— Одним из серьезных элементов стратегии является развитие предпринимательства. Важно так выстроить систему государственного содействия, чтобы обеспечить минимизацию рисков инвесторов. А для этого инвесторы должны понимать курс правительства области, долгосрочные планы, которых придерживается региональная власть. Взять наш агропромышленный комплекс. Он у нас очень развитый, мы сами себя обеспечиваем продовольствием различных групп. Но мы не намерены останавливаться на достигнутом, и открыто говорим предпринимателям — создавайте новые производства в тех сегментах, где еще есть дефицит. Мы поддержим такие проекты. Например, у нас есть недостаток собственного производства свинины. Давайте вкладываться в это направление! И бизнес реагирует на это очень хорошо, понимая, что мы с ним работаем вместе. Не так давно в область пришел очень сильный инвестор челябинский холдинг «Ариант», который будет строить на северных территориях свиноводческие фермы на сотни тысяч голов.

Площадка для развития

— Один из рисков, на которые обращают внимание предприниматели, — длительные и затратные процедуры подключения к инженерной и энергетической инфраструктуре. Многие регионы взялись за создание уже готовых площадок в формате индустриальных парков. Как вы оцениваете этот инструмент? 

— Это правильный подход, и мы активно развиваем индустриальные парки. И не только потому, что это позволяет инвесторам быстрее запускать новые проекты. Мы рассматриваем индустриальные парки как точки роста городов. Не так давно завершился очень серьезный этап работы по привлечению федерального финансирования для ИП «Богословский» в Краснотурьинске, на заседании «Фонда развития моногородов» была одобрена заявка Свердловской области на софинансирование расходов для создания инфраструктуры индустриального парка. Проект инициирован правительством Свердловской области, «Русалом» и якорным резидентом — компанией «Энергетические проекты».

Сегодня Богословский алюминиевый завод — базовое предприятие Краснотурьинска — работает стабильно. Но рынок есть рынок, он диктует свои правила. И сценарии развития могут быть разные, в том числе и негативный, не зависящий от позиции предприятия, завязанного на внешние рынки. В этом случае под угрозой увольнения может оказаться большое количество людей. А территория хорошая, комфортная для проживания, в Краснотурьинске развита социальная инфраструктура, есть театры, музыкальные школы. И люди не хотят оттуда уезжать. Появление индустриального парка позволит начать новое производство и создать рабочие места. И не только в Краснотурьинске, но и близлежащих монопрофильных городах — Карпинске, Волчанске, Североуральске, Серове.

Система государственного содействия предпринимателям должна обеспечить минимизацию рисков инвесторов

Поэтому правительство решило поддержать такой проект и организационными, и финансовыми ресурсами. Около 1 млрд рублей с учетом федерального финансирования будут направлены на то, чтобы обеспечить земельный участок всей необходимой инженерной инфраструктурой.

— Не так давно вы ездили в составе большой делегации Минпромторга в Турцию как раз для изучения опыта этой страны по развитию индустриальных парков. Что полезного нам можно взять?

— Турция это страна, где очень развита система индустриальных промышленных парков, их около 300. Причины, по которым там начали создавать такие площадки, в чем-то схожи с нашими: излишний государственный контроль сильно мешал бизнесу, особенно малому. В 2002 году в стране был принят закон, регулирующий деятельность резидентов в рамках промышленных парков, и большая часть полномочий, включая выдачу разрешения на строительство, принятие объекта в эксплуатацию, были переданы управляющим компаниям этих промышленных зон. Сегодня Минпромторг серьезно работает над тем, чтобы какие-то элементы этой модели транслировать и в наше законодательство. Это очень хороший опыт, его применение позволяет развивать как малые предприятия, так и большие проекты. Я был поражен, когда в промышленной зоне в Анкаре наблюдал за работой небольшого кооператива. Предприятие расположено в обычном гараже, на двух станках выпускают коленчатые валы для японских тракторов Komatsu. При этом продукция сертифицирована, имеет хорошее качество. В другом городе — Эскишехире, нам показали уже серьезное производство: трамваи, скоростные поезда, авиационную технику. Этому парку уже 40 лет, но он до сих пор заполняется, все время появляются новые малые предприятия, которые осваивают производство комплектующих для базовых компаний.

Главная промышленная выставка

— Получается, что именно привлечение и поддержка инвесторов являются тем инструментом, который позволит изменить облик региона в будущем. А какую функцию в этом процессе вы отводите международной выставке-форуму «Иннопром»?

— Это очень серьезная площадка. Мы провели колоссальную работу для того, чтобы данное мероприятие получило федеральный уровень и поддержку Минпромторга России. Только сам этот факт сильно подогревает интерес к мероприятию. Это наше серьезнейшее преимущество, нам не надо никуда выезжать, каждый июль ведущие промышленные компании страны едут к нам. И не только страны. В прошлом году были участники из 70 государств. Иннопром — это одна из возможностей продемонстрировать наши приоритеты, завязать нужные контакты, высказать предложения, в том числе в области государственной промышленной политики. Развитие Иннопрома — серьезная и важная составляющая инвестиционной политики. Страна-партнер выставки — тому доказательство: в этом году им стала Китайская Народная Республика, в 2016 году практика будет продолжена.

— Сейчас конкуренция между регионами очень серьезная, выставки и форумы рассматриваются как один из элементов привлечения внимания. Чем Иннопром отличается от форумов в Красноярске или Краснодаре?

— Иннопром сложно сравнивать — это мероприятие иного рода. Помимо того, что эта выставка федеральная, она объективно стала международной. Мы ушли от политической составляющей к специализированной направленности. Выставка охватывает все секторы обрабатывающей промышленности, а эта отрасль составляет две трети экономики страны, формирует технологии будущего, которые не имеют границ. Именно поэтому в роли спикеров мы ежегодно приглашаем выступить экспертов мирового масштаба, которые отражают тренды мирового развития, а на выставке в качестве участников можно наблюдать транснациональные компании, заинтересованные в совместной работе с нашей страной. Если же говорить о внутренней составляющей Иннопрома, то присутствие министра промышленности торговли и федеральных спикеров — это уникальная возможность обсудить серьезные вопросы и быть услышанными. Многие базовые документы, которые сегодня работают в части стимулирования промышленности, рождались в дискуссиях именно на Иннопроме. Например, премия «Индустрия» за достижение в области промышленности. Впервые премия была вручена в прошлом году и имела колоссальный успех. Так что деловая программа у нас достаточно серьезная, насыщенная, и мы уверены, что год от года Иннопром будет развиваться и поддерживать высокий статус главной промышленной выставки страны.

Кроме того, выставка дает огромный мультипликативный эффект для экономики региона. В этом году в наших гостиницах в преддверии выставки было забронировано 2 тыс. номеров, это почти половина номерного фонда города. У нас есть уникальная возможность продемонстрировать гостям весь огромный культурный потенциал нашего богатого региона. Поэтому специально к Иннопрому помимо мероприятий, проходящих в Екатеринбурге, разработаны варианты экскурсионного обслуживания гостей: семь экскурсионных туров, организованных Центром развития туризма Свердловской области, четыре тура по Нижнему Тагилу, которые предложила администрация города. Уверен, экскурсионная программа не оставит равнодушным к красоте Урала самых взыскательных гостей.      
 
Система государственного содействия предпринимателям должна обеспечить минимизацию рисков инвесторов

Материалы по теме

Коперниканский переворот в экономической политике

Доходы выросли на 16 миллиардов

Тесно в привычных рамках

Состоялось заседание Стратегического совета по рассмотрению Стратегии социально-экономического развития Свердловской области на период до 2030 года

Горизонт-2030