8-4-1-4, или Новый пин-код Уфы

Муниципальное развитие

Муниципальное развитие

Столица Башкирии — один из мощнейших промышленных центров России — разрабатывает новую стратегию развития. Чего бояться и куда стремиться ее экономике? 

Аналитический центр «Эксперт» (до мая 2015-го — АЦ «Эксперт-Урал») подготовил концепцию экономического развития Уфы до 2030 года. Создавая этот документ, мы стремились осознать текущее положение города, определить ключевые вызовы, стоящие перед ним, принципы и векторы его развития. Самой ценной частью документа, на наш взгляд, являются комплексные проекты, которые позволят Уфе повысить конкурентоспособность на российском и глобальном уровнях.

Восемь барьеров

Не будем тратить время на констатацию фактов и ретроспективное описание экономики Уфы. Скажем лишь, что это крупный индустриальный центр: на его долю приходится почти 50% промышленного выпуска республики, что отличает город от других миллионников (для сравнения: в Казани сконцентрировано 23% промышленности региона, в Екатеринбурге — 29%, в Самаре — 22%). Доходы бюджета Уфы в 2014 году составили 22,5 млрд рублей, план 2015-го — чуть больше 16 миллиардов.

В городе дислоцированы несколько сильных образовательных и исследовательских центров: Башкирский госуниверситет, авиа­ционный технический и нефтяной технический университеты, Уфимский научный центр РАН и Академия наук Башкортостана. Однако пока этот потенциал остается нереализованным: удельный вес инновационной продукции в общем объеме отгрузки региона — всего 6,2%, и эти цифры можно экстраполировать на город (для сравнения, в Самарской области — 22,9%). Удельный вес инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг малых предприятий республики — 0,95% (в Татарстане, например, — 4,3%).

Такого экспресс-описания на данном этапе будет вполне достаточно. Теперь сосредоточимся на рефлексии. На основе статданных, SWOT- и PEST(М)-анализов, нескольких десятков глубинных интервью мы определили восемь вызовов, стоящих перед экономикой Уфы.

Первый — отток человеческих ресурсов и рост демографической нагрузки на работающих граждан. Да, количество жителей Уфы с 2010 по 2013 год увеличилось на 15,6 тыс. человек. Но численность трудоспособного населения за этот же период снизилась на 5,5 тысячи. При сохранении текущих тенденций к 2030 году она уменьшится еще на 8 тысяч. Наиболее проблемным периодом в сфере обеспеченности экономики кадрами будут 2020 — 2023 годы, затем ситуация начнет восстанавливаться за счет достижения трудоспособного возраста людьми, родившимися с 2007 по 2014 год. На горизонте 15 лет ожидается перераспределение возрастной структуры и увеличение демографической нагрузки — с 0,5 до 0,9 человек на одного трудоспособного.

Источник компенсации снижения численности работников — положительное сальдо миграции. Треть притока обеспечивают страны СНГ. Но они, как правило, экспортируют низкоквалифицированные кадры, не способные в полной мере восполнить потребности высокоинтеллектуальных сфер экономики и промкомплекса. 43% прибывающих — молодежь от 15 до 24 лет. Основной источник их притяжения — университеты.

В то же время из Уфы есть два четких «экспортных» потока. Первый — выпускники вузов и молодые специалисты до 34 лет, что видно по официальной статистике. Второй — наиболее талантливые школьники (это мы выяснили в ходе экспертных интервью). В столице Башкирии даже есть специальные классы, готовящие детей к поступлению в московские вузы.

Второй вызов — монопрофильность структуры производственного комплекса города, необходимость перехода на диверсифицированную инновационную экономику. Около 85% промышленной отгрузки Уфы обеспечивает обрабатывающая промышленность. Доля в ней нефтепереработки — 70,2%. Такая структура делает город зависимым от конъюнктуры узкого рынка и снижает устойчивость экономики. При этом стабильная генерация доходов от существующего нефтеперерабатывающего производства может негативно сказаться на желании внедрять новые технологии.

Третий вызов — недостаточная эффективность привлечения инвестиций в проекты развития города, инфраструктурные ограничения. Наш анализ показал: объем вложений в основной капитал на душу населения в Уфе относительно невелик, если сопоставлять его с показателями Казани, Екатеринбурга, Перми, Самары (хотя в рейтингах, оценивающих условия ведения бизнеса, столица Башкортостана их обгоняет).

Дело в том, что Уфа долгое время вела политику самообеспечения, показывая крайне низкую активность в области привлечения федеральных ресурсов. В 2013 — 2014 годах ситуация начала меняться. Однако несколько ценных возможностей было упущено. Кроме того, опрошенные нами эксперты зафиксировали дефицит подготовленной инвестиционной инфраструктуры и отсутствие системной работы с инвесторами на городском уровне.

Четвертый вызов — жесткие бюджетные ограничения для экономического развития города. В этом барьере нет ничего уникального, он характерен для всех российских городов. По итогам 2014 года бюджет Уфы носил дефицитный характер: доходы достигали 22,5 млрд рублей, расходы — 25,6 млрд рублей. За восемь лет дефицит бюджета вырос в 15 раз: с 206 млн рублей в 2007-м до 3081 млн рублей в 2014-м (в ценах 2007 года). 73% расходной части бюджета составляют социальные обязательства (46,9%) и траты на ЖКХ (26,4%).

Пятый вызов — неэффективное использование и распределение земли. По оценкам девелоперов, 30% городской земли приходится на частный сектор, характеризуемый высоким физическим и моральным износом, низкой плотностью застройки. Все это в конечном итоге приводит к несбалансированной нагрузке на инженерную инфраструктуру, снижению привлекательности территории для горожан и потенциальных инвесторов, падению доходной части городского бюджета, проблемам освоения территорий города. Другим недостатком в области управления земельными ресурсами является низкая эффективность процесса выделения и передачи участков инвесторам (длительность и непрозрачность процедур).

Шестой вызов — отсутствие позиционирования города на российском и международном уровнях. Об узнаваемости Уфы в мире можно косвенно судить по объему иностранных вложений: доля города в объеме инвестиций в республику — 55%, но доля республики в объеме иностранных инвестиций в Россию — всего 0,2% (показатель Татарстана — 0,5%, Самарской области — 2,1%, Свердловской области — 0,9%).

Седьмой вызов — слабое развитие производственного малого и среднего бизнеса. В настоящий момент на долю МСБ, по разным оценкам, приходится 8 — 15% промышленной отгрузки города. Для сравнения, в Норвегии доля малого и среднего бизнеса в обрабатывающем производстве — 49%, во Франции — 36%, в Германии — 28%.

Наконец, восьмой вызов — стихийное формирование Уфимской агломерации. Уфа развивается локально, не обращая особого внимания на территории, к ней тяготеющие, в то время как они являются важным ресурсом развития.

Четыре столпа

На наш взгляд, развитие Уфы должно основываться на четырех принципах.

Первый — реализация человеческого потенциала. Человек — основной актив города и одновременно главный потребитель его услуг. Качество жизни — главная мера успешности развития территории, а его рост — основная цель экономического развития города. Людям нравится жить в пространствах, которые соответствуют их представлениям о комфорте, и не нравится — там, где среда на каждом шагу разрушает их ожидания.

В исследовании «Борьба за горожанина: человеческий потенциал и городская среда», проведенном Высшей школой урбанистики, Уфа занимает только 11 место среди городов с населением свыше 0,5 млн человек по индексу человеческого потенциала (Екатеринбург — первое место, Казань — четвертое).

Второй принцип — формирование зрелой агломерации. Мировой опыт показывает: экономическая масса все более концентрируется в городах. Именно они становятся ключевым элементом конкурентоспособности. По прогнозу McKinsey Global Institute, к 2025 году в 600 крупнейших городах будет жить около 2 млрд человек (25% населения планеты), суммарный валовой внутренний продукт этих городов составит 64 трлн долларов (60% мирового ВВП). Исходя из этой оценки, также можно сделать вывод о том, что мегаполисы отличаются более высокой производительностью труда.

Главный эффект агломерации — синергия, концентрация капитала, ресурсов и накопление богатства. Экономика агломерации диверсифицирована, предложение на рынке труда характеризуется большим разнообразием. За счет этого территория устойчива к кризисам.

Уфимская агломерация мыслится как ассоциация (sic!) Уфы с районами — Уфимским, Благовещенским, Чишминским, Иглинским, Кармаскалинским и Кушнаренковским.

Предпосылки формирования агломерации вокруг Уфы очевидны. Во-первых, столица Башкортостана — миллионник с развитой промышленностью (объем производства в 2013 году — 552,5 млрд рублей) и относительно комфортной средой (в интегральном рейтинге института «Урбаника» по итогам 2013 года Уфа занимает восьмое место по качеству и стоимости жизни). Это порождает естественную центростремительную миграцию с близлежащих территорий. По данным аналитического центра «ФинЭкспертиза», в 2012 году ежедневно на работу в Уфу приезжали 92,4 тыс. жителей Башкортостана. По этому показателю среди сопоставимых городов город уступал только Самаре (104,8 тысячи).

Во-вторых, Уфа и шесть окружающих ее территорий — это рынок почти в полтора миллиона потребителей (здесь сконцентрировано 34% населения республики). Доля только столицы в объеме отгруженной продукции Башкортостана — 49,7%, в инвестициях — почти 40%. Очевидно, что это уже сегодня точка концентрации ресурсов.

Третий принцип — опора на индустрию. Сильная промышленность — один из отличительных признаков Уфы. Отказ от этого наследия может принести ее экономике вред.

Перспективы развития города до 2030 года тесно связаны с планами двух крупных предприятий — Уфимского моторостроительного производственного объединения (УМПО) и Башнефти. Их вынос с территории Уфимского полуострова выглядит малореальным (учитывая, что, например, УМПО, планирует в 2015 — 2016 годах перевести на производственную площадку в Лихачевской промзоне мощности подмосковного завода «Салют»).

Стоит говорить о развитии отраслей как условно традиционных (производство мебели, переработка сельхозпродукции и прочее), так и инновационных (крайне важно развивать такие сервисы, как инжиниринг, центры компетенций, коллективного пользования и трансферта технологий).

Опора на промышленность не означает, что Уфа отказывается от развития услуг, с ней непосредственно не связанных (ИТ, фундаментальные исследования, маркетинг, консалтинг, банковские и финансовые услуги). Но в перспективе 15 лет речь в первую очередь необходимо вести о повышении эффективности предприятий, развитии высокопроизводительных, экологичных, наукоемких производств.

Один из возможных сценариев — формирование зон компактного размещения промышленности в муниципалитетах-спутниках и в окраинных районах Уфы (Дёма, Шакша, Затон), для которых характерна низкая занятость и относительно невысокая стоимость рабочей силы. В этом случае Уфимский полуостров условно может стать сервисным центром. Однако реализация этого сценария возможно лишь в случае формирования агломерации.

Четвертый принцип — развитие научно-образовательного потенциала. В соответствии с методологией одной из крупнейших международных баз научного цитирования Scopus и Web of Science (SciVal Spotlight), позволяющей определять позиции научной организации или их совокупности в узкой научной сфере, в Уфе в топ-10
мировых лидеров входят научные коллективы, работающие в пяти направлениях: химия и агропромышленная биология; физика; химические технологии; материаловедение; инжиниринг в области химии и материаловедения.

Один путь

Чтобы определить развилки экономического развития Уфы и наиболее предпочтительный вектор, мы создали матрицу с двумя шкалами. Первая показывает степень развития агломерации и величину агломерационного эффекта, вторая — определяет степень модернизации промышленности и развития сектора услуг (см. «Векторы развития Уфы в долгосрочной перспективе»).

Сейчас Уфа находится в квадранте 3. Это означает, что город опирается преимущественно на традиционные сектора промышленности с относительно невысокой степенью инновационности, а агломерационный эффект не носит выраженного характера (можно говорить о старте формирования единого рынка труда и недвижимости, межмуниципальное взаимодействие находится на начальном этапе развития).

В дальнейшем опора на традиционные отрасли без углубления переделов, внед­рения новых технологий и диверсификации экономики негативно скажется на привлекательности Уфы для собственных жителей, мигрантов, инвесторов, а также на ее устойчивости к кризисным явлениям.

Замкнутое развитие города также приведет к снижению его конкурентоспособности как на внутрироссийском, так и на глобальном уровне. Сегодня небольшие индустриальные города со специализацией на обрабатывающих отраслях теряют население и стареют, они непривлекательны для инвесторов, имеют более высокие риски безработицы и низкую заработную плату занятых. Размер имеет значение, поскольку эффект концентрации (агломерационный эффект) объективно ускоряет модернизацию.

В перспективе 15 лет устойчивое развитие Уфы связано с движением в квадрант 2 — к постиндустриальной агломерации. Что мы подразумеваем под этим словосочетанием? Встроенность в глобальные экономические процессы, высокую конкуренцию во всех видах экономической деятельности, модернизацию действующих предприятий, создание инновационных производств, преимущественную локализацию заводов в периферийных районах, развитие научной базы, опережающее развитие сервисов (в первую очередь связанных с производством), формирование интеллектуальной городской инфраструктуры, высокую транспортную связанность и формирование благоприятной городской среды.

Четыре Уфы

Исходя из идеологии и выбора приоритетного вектора эволюции Уфы, мы сформулировали цель города — превращение в один из ключевых центров притяжения Большого Урала и Поволжья, создание условий для формирования и совершенствования человеческого капитала и обеспечение на этой основе устойчивого экономического роста. Может, выглядит слишком общо, однако на уровне концепции на большее замахиваться вряд ли стоит. Для достижения цели мы предлагаем к реализации четыре стратегических проекта.

Первый — «Эффективная Уфа». Его суть — в повышении производительности и конкурентоспособности существующего промкомплекса города, что связано с модернизацией производства, внедрением новых экологичных и управленческих технологий.

Уфе необходимо заниматься формированием зон компактного размещения производства (один из вариантов — индустриальные парки), развитием промышленной и инвестиционной инфраструктуры. Также крайне важно содействовать созданию и развитию высокотехнологичных производств, в том числе за счет углубления переделов производимой продукции и повышения ее добавленной стоимости. Здесь же нужно вести речь о повышении инвестиционной привлекательности города и развитии кооперационных связей в промышленности (формировании пояса малых и средних производственных предприятий).

Второй проект — «Интеллектуальная Уфа». Его смысл — в формировании индустрии знаний и новых точек роста экономики на базе существующего научно-технологического и производственного потенциала, развитии отраслевых сегментов шестого технологического уклада, которые в перспективе свыше 15 лет будут трансформировать промышленный облик города и создавать дополнительные источники дохода.

Уфе принципиально важно определить стратегические ориентиры инновационного развития, сформировать зоны инновационного роста (ими могут стать центры компетенций, создаваемые при участии вузов и промкомпаний) и способствовать повышению наукоемкости промышленного комплекса города.

Безусловно, необходимо сделать ставку на развитие инновационной инфраструктуры и повышение эффективности ее функционирования. В Уфе на бумаге создано достаточно много технопарков и бизнес-инкубаторов, но ощутимого «выхлопа» они пока не дают.


 После всестороннего анализа мы определили несколько перспективных для Уфы технологических ниш: продвинутая робототехника, геномика, наноматериалы, композиты, разведка и восстановление месторождений нефти и газа, связывание углерода, промышленные биотехнологии, сельскохозяйственные и аддитивные технологии.

Третий проект — «Добрая Уфа». Суть — в повышении экономической привлекательности города путем создания клиентоориентированной, высокотехнологичной среды и развития сектора услуг.

Если разбить проект на составляющие, то стоит говорить о формировании агломерации и новой жилищной политике, о реализации проектов в области smart city (о возможных схемах их реализации и потенциальных эффектах см. «Цифроград»), о развитии потребительского сектора и создании пространств для новых категорий занятых (коворкинга, антикафе, функциональных общественных пространств).

Четвертый проект — «Открытая Уфа». Речь идет о конструировании бренда и имиджа города, позиционировании и продвижении на внешнем и внутреннем рынках. На этом моменте нам бы хотелось остановиться чуть подробнее. В последние
10 — 15 лет брендинг места в мире стал очень популярен. Для многих городов территориальный маркетинг становится стержневой философией развития. Они стремятся продемонстрировать миру свою «тему» — идентичность, суть, лицо, которые предъявляются в ярких, привлекательных образах, символах и уникальных событиях. Это приводит к высоким результатам в виде улучшения инвестиционного климата, новых потоков туристов и новых жителей, полезных для местного рынка труда.

Что нужно сделать для конструирования образа Уфы? Алгоритм достаточно прост (хотя в содержательном плане крайне сложен) — определить проблемы развития, интересы и задачи города; разработать концепцию бренда и понять, как будет формироваться его восприятие; организовать структуру управления брендом (желательно, чтобы в составе мэрии было координирующее подразделение или отдельный менеджер) и выработать политику его продвижения.

Вместо вывода нам хотелось бы высказать суждение, выходящее за рамки нашей работы. Любой документ, касающийся развития города или региона, не является самодостаточным, его создание не должно превращаться в самоцель. Он лишь указывает путь, но успешность его определяют горящие идеей лидеры и их последователи.   

Еще в сюжете «Агломерации Урала. Вызовы и эффекты»

Материалы по теме

Минсельхоз уполномочен поддержать

Звездная болезнь

ДЕЛЬРУС построит новый многопрофильный медицинский центр «Генус» в Уфе

Прием на высшем уровне

Уфа приняла БРИКС и ШОС