Вишенка на ТОРе
Перспективы развития ЗАТО
Перспективы развития закрытых территорий определяются сегодня диверсификацией промышленного комплекса. Территории опережающего развития (ТОР) призваны обеспечить условия для создания новых производств и притока инвестиций
Новоуральск первым среди уральских ЗАТО до конца года войдет в программу создания территорий опережающего развития (ТОР).
В ближайшие годы в городские предприятия будет инвестировано свыше 23,9 млрд рублей и создано более 4 тыс. рабочих мест, что позволит существенно сократить маятниковую миграцию и увеличить доходную часть бюджета. Ведущее предприятие Уральский электрохимкомбинат (УЭХК) в этом году получает более 13 млрд рублей инвестиций на модернизацию. Очень важно создать условия и для других производств, подчеркивал во время визита в закрытый атомный город 12 сентября генеральный директор Росатома Сергей Кириенко.
Атомные ЗАТО на Урале (два в Свердловской области и три в Челябинской) готовятся принять статус территорий опережающего развития. Нововведение означает принципиальные изменения схем их финансирования и функционирования. Обусловлены они тем, что в связи с реструктуризацией предприятий Росатома бюджетная обеспеченность ЗАТО ждет нового наполнения. С появлением технологий, требующих меньшего количества сотрудников, часть занятого на специальном производстве населения высвобождается, а альтернативы работе на градообразующем предприятии-гиганте нет. В силу инерции в закрытых городках жить еще довольно комфортно, и привыкшие к особенностям «периметра» люди не хотят уезжать. Появляется безработица: в Новоуральске — 2%, в Озерске — 1,8%, в Лесном — 1,3%, в Снежинске — 0,6%.
Перспективы развития ЗАТО сегодня определяются не объемами получаемых субсидий, а состоянием реального сектора экономики, диверсификацией промышленного комплекса за счет создания новых производств. Чтобы появлялись предприятия и рабочие места, нужны условия для притока инвестиций в ЗАТО.
Нет проблем — нет налогов
Программы многостороннего развития ЗАТО, создания условий для малого и среднего бизнеса, частных вложений региональные власти и Росатом активно обсуждают с 2014 года. Развиваться только за счет оборонных корпораций города не могут: темпы экономического роста ограничены оборонзаказом, а новые производства в ЗАТО не появились. Сначала решили принять в закон о ТОР (он делался для Дальнего Востока и нацеливал на привлечение в территорию инвестиций из-за рубежа) поправку, которая позволяет присваивать этот статус городам Росатома с 2018 года. Но из-за остроты вопроса Росатом, на балансе у которого десять ЗАТО, пролоббировал разрешение создавать территории опережающего развития в закрытых муниципалитетах уже с текущего года.
В каждом ЗАТО вырабатывают свою концепцию. По сути, это готовый законопроект: каждый ТОР запускается отдельным постановлением правительства. ТОР — это не вся территория ЗАТО, а лишь его часть, где резидентам будут обеспечены площадки с инфраструктурой, льготы для их использования и налоговые преференции. Административные вопросы отданы в руки управляющих компаний, на 100% принадлежащих государству. Требований к резидентам шесть: не ФГУП, но может быть его дочернее предприятие; резидент должен быть зарегистрирован в ЗАТО и не иметь филиалов вне него; должен не быть банкротом, не иметь недоимок и криминальной истории; проект должен осуществляться только в ЗАТО. Механизмы льгот предусматривают обнуление налога на прибыль, поступающего в федеральный бюджет, в бюджет инвесторы будут платить налог в размере 5% первые пять лет и 10% в последующие пять лет вместо сегодняшних 20%. Страховые взносы с 30% снизятся до 6 — 7%, областной земельный налог будут взиматься по усмотрению муниципалитета.
В Челябинской области в трех ЗАТО подобрали 14 площадок для ТОР общей площадью 160 га: семь в Снежинске, четыре в Озерске и три в Трехгорном. Объем инвестиций оценивается в 12 млрд рублей. В ЗАТО в Свердловской области — семь площадок: две в Лесном и пять в Новоуральске.
Почему Новоуральск
Новоуральск станет первым на Урале участником программы создания ТОР: подписание постановления правительством Российской Федерации ожидается уже в ноябре-декабре этого года, рассчитывает замглавы правительства Свердловской области Алексей Орлов.
— Сдерживало процесс отсутствие на уровне Российской Федерации уполномоченного органа по работе с ТОР на базе ЗАТО, — рассказывает Алексей Орлов о работе над проектом. — Недавно этот вопрос решен: уполномоченным органом стало министерство экономического развития РФ. 8 августа мы направили в ведомство предложения по созданию ТОР в ЗАТО Новоуральский городской округ. Документ проходит процедуру согласования и в Минфине, поскольку речь в нем идет о серьезных налоговых преференциях, которые будут предоставлены резидентам ТОР, а это недополученные доходы бюджетов различных уровней. Естественно, что к предоставлению льгот нужно подходить очень взвешенно. В этом случае со следующего года начнется работа федеральной управляющей компании, регионов и муниципалитетов с резидентами — по закону они должны быть включены в реестр и получать льготы, выходить с проектами на площадки. Мы уже внесли изменения в областные законы и предусмотрели для резидентов ТОР льготы по налогу на прибыль и имущество. Плюс федеральный законодатель дает существенные льготы по социальным выплатам — от 30% до 70%.
Готовность территории оценивается по наличию резидентов: чтобы промышленные площадки не стояли пустыми, заявившимся инвесторам необходимо взять на себя обязательства в течение трех последовательных периодов инвестировать в создание собственного производства не менее 15 млн рублей. Тогда сохранят статус и преференции.
Новоуральск предоставляет инвесторам пять производственных площадок общей площадью 654,24 га. Областное правительство рассчитывает, что как минимум три площадки внутри периметра, на которых создана вся инфраструктура, станут ТОР уже в этом году.
— Это режимная площадка 1-4 УЭХК, на которой размещены основное производство предприятия и неядерные производства дочерних обществ УЭХК и ГК «Росатом»; площадка «Атоммашкомплекс УЭХК»; биомедицинский кластер «Новоуральский», — поясняет глава Новоуральского городского округа Владимир Машков. — Еще две площадки рассматриваются за городом, вне режимной зоны: индустриальный парк Новоуральский и Агропромышленный парк. Основные виды деятельности: растениеводство и животноводство, производство пищевых продуктов, текстильных изделий, химических веществ и химических продуктов, резиновых и пластмассовых изделий, прочей неметаллической минеральной продукции, электрического оборудования, мебели, обработка древесины, ремонт и монтаж машин и оборудования, обработка вторичного сырья, деятельность по складированию и хранению.
Площадки 1-4 УЭКХ, индустриального парка Новоуральский и биомедицинского кластера получат режим свободной таможенной зоны. Планируется проведение импортно-экспортных операций со странами Европейского союза, ЮАР, Индией, Вьетнамом, Сингапуром, Бразилией, Кубой, Японией, Китаем.
Резиденты в первую очередь зайдут на готовые производственные площади.
— Можно уже говорить конкретно по некоторым инвесторам из того пула, которые заявились на 20 млрд рублей, — рассказывает Алексей Орлов, — этот объем инвестиций формируют исключительно частные средства, государственного участия нет. Один из якорных инвесторов индустриального парка в Новоуральске — компания НПО «Силарус» («дочка» «Титана») с финансово емким проектом строительства завода по производству технического кремния. Предполагается создать комплекс с полным циклом переделов кремния — от минерального сырья до высококачественной продукции для цветной и черной металлургии, электронной и химической промышленности. Соглашение о создании кремниевого кластера на территории индустриального парка в Новоуральске подписано между правительством Свердловской области и НПО «Силарус» на Иннопроме-2016. Обсуждаемый объем инвестиций — 1 млрд евро. Компания уже зарегистрирована в Новоуральске, занимается проектированием, есть контракты на поставку оборудования для завода. И часть проектов это предприятия, которые выходят на аутсорсинг, готовы оказывать услуги для УЭКХ, в основном малые предприятия. Мы все эти проекты смотрели, прежде чем включать их в заявку, направленную в правительство РФ. По агропарку можно рассчитывать в качестве якорного резидента на подсобное предприятие молочного комбината «Уральский». Если у предприятия появятся преференции, предусмотренные для резидента ТОР, можно будет говорить о реализации его дальнейших производственных программ.
Не в чистом поле Развитие бизнеса в ЗАТО идет не только в рамках ТОР. Если появляются потенциальные инвесторы, мы обеспечиваем им все условия, уверяет глава Новоуральского городского округа Владимир Машков — Владимир Николаевич, какой малый и средний бизнес на сегодня представлен в Новоуральске? — Доминирует сфера торговли, социальных услуг, гостиничный бизнес. На второй позиции инновационно-промышленный бизнес, производство базы стройиндустрии — металлоконструкций, бетонных изделий, выпуск электроники. — Почему нет массового притока бизнеса в ЗАТО? — Закрытый город накладывает определенные ограничения, но это не мешает развитию бизнеса. На УЭХК сейчас заняты 2 тыс. человек из когда-то работавших 18 тысяч, а в малом и среднем бизнесе трудоустроены 11 тысяч, то есть четверть работающего населения закрытого города. Бизнес достаточно динамично развивается, во всяком случае, не сокращается. В Новоуральске создана система поддержки малого и среднего бизнеса: фонд поддержки предпринимательства, бизнес-инкубатор, торгово-промышленная палата, есть общественная приемная омбудсмена по защите предпринимателей. Только что прошла традиционная выставка предприятий малого и среднего бизнеса, второй инвестфорум «Энергия роста». У нас есть маятниковая миграция: несколько тысяч человек ежедневно уезжают на работу в Пышму, в Екатеринбург и прочие места. В среднем безработица колеблется на уровне 2%. Уверены, с созданием ТОР большинство населения Новоуральска сможет найти работу в городе. — Проект особых экономических зон провалился, и если федеральные власти не решат проблему дорогих кредитных ресурсов, территории опережающего развития может постигнуть та же участь. — Я бы одно с другим не связывал, ОЭЗ и ТОР регулируют два разных федеральных закона. При создании второго учли опыт первого. Да и не все ОЭЗ оказались провальными, эта участь постигла в основном туристические зоны, которые создавались непродуманно. Промышленных ОЭЗ всего шесть, и они все работают, в Свердловской области в том числе реализуется «Титановая долина». В законе о ТОР ряд позиций очень позитивны для инвесторов, в их числе создание свободной таможенной зоны. Важно, что теперь требуется подтверждение состоятельности самого инвестора. Другое отличие — ТОР создаются не в чистом поле, а в муниципалитетах, с использованием имеющейся инфраструктуры. Не надо вкладывать миллиарды в дороги, в сети. В Новоуральске для большинства проектов предлагается полностью оснащенная площадка. Кроме того, ОЭЗ — это абсолютно чистая площадка, а ТОР — это все-таки территория муниципального образования, где законодательно предусмотрена возможность для потенциальных резидентов воплотить в жизнь свои идеи, используя набор преференций, который определил законодатель. — Вы полагаете, что условия ТОР заинтересуют инвесторов? — Бизнес будет вдвойне заинтересован, потому что помимо налоговых преференций в ЗАТО избыточные мощности по электроэнергии по базовому предприятию и по городу в целом. Электроэнергия может обойтись резиденту в два раза дешевле, чем на рынке. К тому же рядом находится Верхнетагильская ГРЭС, где идет реконструкция, направленная на увеличение мощностей. Плюс готовые подключенные сети, инфраструктура города с нормальными школами, детскими садами, кинотеатрами. Вложения нужны только в производство. — Есть у вас видение, какая из отраслей может двинуться вперед? — Я думаю, что все пойдут одновременно: и электрохим, и фарма (вторая площадка Медсинтеза, где настроено производство инсулиновой помпы), и агропром (планирует установку теплиц четвертого поколения и современных перерабатывающих производств). Покажет себя и крупный кремниевый кластер. — На какое бюджетное наполнение рассчитываете с учетом запуска ТОР? — В идеале, не в расчетах, как в ЗАТО, получаем федеральных денег ежегодно по 450 млн рублей. Проект ТОР — серьезный блок, который поможет нам создавать рабочие места и получать налоги. |
Режим и логистика Компания «Пенотерм» открыла 12 августа в Новоуральске новое производство. Об особенностях бизнеса в ЗАТО рассказывает главный инженер компании Андрей Мелихов: — Прежде чем вложить 300 млн рублей в подготовку площадки для размещения производства и оборудование, мы тщательно изучили все варианты в Уральском регионе. Здесь все подходило под технические требования проекта более других, промплощадку УЭХК нам выделил в долгосрочную аренду. Во всем глава города и УЭХК смогли предоставить новому бизнесу режим максимального благоприятствования. — Накладывает ли дополнительные сложности работа на закрытой территории, наличие пропускного режима? — Эти проблемы есть, но они решаемы. Пропускной режим никоим образом не осложняет логистику предприятия, несмотря на то, что ежедневно у нас идут масштабные отгрузки разных видов продукции и поступление сырья — и фуры проходят туда и обратно через КПП. Работаем с большим количеством транспортных компаний. Пропуска на машины, которые привозят сырье на предприятие и вывозят готовую продукцию, мы получаем в течение суток с момента подачи заявки. Закладываем определенную временную дельту, только и всего. — Какие плюсы экономике предприятия дает промплощадка? — Нас очень удовлетворяет соотношение цена-качество арендуемых площадей. УЭХК благодаря оптимизации собственной деятельности предложил под цеха и склады здание площадью 12 тыс. кв. метров. Он при более высоком качестве обходится компании в разы дешевле, чем аналогичные промплощадки в Екатеринбурге. — Половина работающих — новоуральцы. Плюсом новоуральской площадки стало наличие в городе высокообразованных кадров. Новоуральские специалисты составили основную часть трудового коллектива. Екатеринбургских возим на смену и со смены автобусами каждый день. — Планируете ли открывать новые площадки? |
ТОР как тормоз В России пока нет опыта функционирования ТОР, и судить о каких-либо преимуществах ТОР в ЗАТО, в том числе и с точки зрения успешности финансирования, преждевременно. Есть как позитивные, так и негативные прогнозы. Экс-зампред Счетной палаты РФ Юрий Болдырев, например, предостерегает: проект ТОР — стратегия не направлять финансы на развитие, а извлекать из ренты неважно чего: нефти и газа, транзита, сдачи территории в аренду — уводит Россию в бесперспективное рентно-паразитическое русло. |