Путин посетил GMIS и УрФУ
Ключевая тема визита главы государства — инновационные технологии, которые позволят установить баланс между био- и техносферой
9 июля в Екатеринбурге стартовал второй Глобальный саммит по производству и индустриализации (GMIS, первый прошел в ОАЭ в 2017 году). На масштабное мероприятие прибыли представители более 40 стран, всего около 2 тыс. человек — российские и иностранные официальные лица, руководители крупных компаний, ведущие эксперты и ученые в сфере промышленного производства. Они обсудили подходы к формированию будущего глобального производства. «GMIS-2019 является идеальной платформой для сотрудничества правительств, финансовых, деловых и научных кругов, — убежден министр энергетики и промышленности ОАЭ Сухейль аль-Мазруи. — Мы готовимся к тому, чтобы играть ведущую роль в четвертой промышленной революции, и мы будем делать это в сотрудничестве с другими странами, в том числе с Россией».
— Человечество стоит на пороге четвертой промышленной революции. Ее характер будут определять фронтальная цифровизация, развитие искусственного интеллекта, активное внедрение принципов циркулярной экономики и появление ряда прорывных технологических инноваций, — констатировал министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров. — Все страны при переходе на новый технологический уклад должны во главу угла поставить — восстановление биосферы. И ключ к достижению этой цели — это внедрение природоподобных технологий, которые способны двигать прогресс вперед, без нанесения урона окружающему миру.
По словам зампреда правительства РФ Дмитрия Козака, Екатеринбург выбран местом проведения международного мероприятия не случайно — «это не только столица Урала, но и промышленная столица России». Вице-премьер также отметил, что синхронизация GMIS с главной промышленной выставкой Иннопром станет «эффективной платформой для укрепления международной промышленной кооперации, уникальной дискуссионной площадкой для совместного определения актуальных проблем индустриализации».
О мракобесии, природоподобных технологиях…
Пленарную сессию GMIS открыл президент РФ Владимир Путин. Он акцентировал внимание участников форума на том, что «всё более ускоряющаяся технологическая трансформация радикально меняет облик целых регионов, индустрий, принципы производства и бизнес-модели»:
— Системы искусственного интеллекта, 3D-печать, другие разработки оказывают колоссальное воздействие на эффективность управления и производительность труда. Казалось бы, вот она — новая промышленность без труб и терриконов. То постиндустриальное общество, свободное от экологических рисков, о котором так мечтали и так грезили футурологи ХХ века. Однако надежды на то, что сами по себе новые технологии спасут планету от возрастающего антропогенного влияния, нагрузки во многом оказались иллюзией. Деградация природы и климата продолжается. И всё острее даёт о себе знать засухами, неурожаями, природными катаклизмами.
— Если ничего не предпринимать, то бурное технологическое развитие не сгладит, а напротив, обострит весь комплекс экологических вызовов, включая изменения климата и истощение ресурсов. Так, по прогнозам, уже к середине следующего десятилетия миллиарды коммуникационных устройств и стремительно растущая инфраструктура хранения, обработки и передачи больших данных будут потреблять свыше 30% всего мирового объёма электроэнергии. За счёт чего будет обеспечена эта гигантская генерация — чёткого, реального ответа на этот вопрос пока нет, — заявил Владимир Путин. — При этом наращивание производства и потребления энергии на традиционных принципах неминуемо означает новые риски, дальнейшее изменение климата, и уже сейчас четверть всех выбросов СО2 в атмосферу приходится именно на энергетику.
Президент назвал «мракобесием» призывы отказа от прогресса: «Это в лучшем случае позволит законсервировать ситуацию, создать локальное благополучие для избранных. Тогда как сотни миллионов людей на планете должны будут смириться с тем, что на сегодняшний день имеют, или, честнее сказать, чего не имеют: доступа к чистой воде, продовольствию, образованию, другим плодам цивилизации. Такая архаика, конечно, это путь в никуда, это путь только к новым конфликтам. Абсолютизация, слепая вера в простые, эффектные, но не эффективные решения, ведет к проблемам. Имею в виду такие подходы, как полный отказ от ядерной или углеводородной энергетики, например, исключительная ставка на существующие альтернативные источники энергии. Комфортно ли будет людям жить на планете, уставленной частоколом «ветряков» и покрытой несколькими слоями солнечных батарей? Все знают, что ветровая генерация хороша, но про птиц разве вспоминают в этом случае? Сколько птиц гибнет? Они так трясутся, что червяки вылезают из земли. Это не шутки, на самом деле, это серьезные последствия применения этих современных способов получения энергии. Я не говорю, что это не нужно развивать, конечно, нужно, но нельзя забывать и о проблемах, которые с этим связаны».
— Убеждён, чтобы обеспечить чистый воздух, воду, продукты питания, а значит, новое качество и продолжительность жизни для миллиардов людей на нашей планете, нужно предложить принципиально новые технологии и технические устройства менее ресурсозатратные, но гораздо более экологичные, — считает Путин. — Такие сверхэффективные научные, инженерные, производственные решения позволят установить баланс между био- и техносферой, снизить и эффективно контролировать антропогенное воздействие на природу, на окружающую среду. В этом ряду и так называемые природоподобные технологии, которые воспроизводят естественные процессы и системы, работают по законам природы.
В качестве примера природоподобных технологий глава государства привел термоядерную энергетику, «которая фактически является подобием производства тепла и света в недрах нашей звезды, в недрах Солнца»:
— Потенциально мы можем получить колоссальный, неисчерпаемый и безопасный источник энергии. Но и в случае с термоядерной энергетикой, и в решении других фундаментальных задач мы добьёмся успеха только в том случае, если наладим широкое международное сотрудничество, взаимодействие государств, бизнеса. Объединим усилия учёных, представляющих самые разные научные школы и направления. Если технологическое развитие станет действительно глобальным, и его не будут дробить и сдерживать попытками монополизировать прогресс, ограничить доступ к образованию, поставить барьеры на пути свободного обмена знаниями и идеями. Сейчас в России запускаются масштабные научно-технологические программы, и они будут иметь мощное природосберегающее, экологическое измерение, в том числе это касается таких направлений, как искусственный интеллект, новые материалы, геномные технологии и «чистые» решения для сельского хозяйства, портативные источники энергии, технологии её передачи и хранения.
Важным условием решения проблемы президент Путин назвал формирование эффективной правовой среды для технологического бизнеса: «Чтобы реализовать все эти задачи, намерены привлечь потенциал, как я сказал, наших компаний с госучастием, и конечно рассчитываем на активное партнерство с частным бизнесом и так называемыми технологическими предпринимателями. Считаем принципиально важным сформировать для них эффективную правовую, регуляторную среду. Правительству уже дано поручение предложить действенный механизм быстрого принятия нормативных и законодательных решений в технологической сфере».
Владимир Путин также посетил международную выставку Иннопром
… и студенческих разработках
Вопросы разработки новых технологий и проблемы экологии Путин продолжил в Уральском федеральном университете, где встретился со студентами и аспирантами:
— Меня все время «радует» подход наших европейских партнеров к вопросам ядерной энергетики. В Германии взяли и приняли решение о запрете ядерной энергетики, по сути, сворачивают свою работу, все электростанции к какому-то году должны быть закрыты. А в общей генерации свыше 30% ядерная энергетика дает. В соседней Франции почти 100%, 90 с лишним, энергии вырабатывается атомными электростанциями. Какой смысл? Все в непосредственной близости друг от друга находится. Какой смысл закрывать в одном месте, а через дорогу иметь эти атомные электростанции? Ерунда какая-то, на первый взгляд. Глобально нужно подходить, вместе решать задачи, вместе заниматься разработками, образованием. Наши американские партнеры взяли и не просто Huawei и закрывать что-то, а еще и запрещают китайским студентам получать образование по отдельным направлениям, по отдельным специальностям, принято решение. Удивительно, но факт. Как будто не понимают, что в современном глобальном мире невозможно закрыть все и перекрыть. Это нереалистично. Все равно эти знания, технологии будут перетекать в другие страны, в страны «третьего мира», в Азию, в Европу. И россияне, и китайцы будут все равно получать эти знания в других местах. Невозможно остановить прогресс, невозможно сдержать развитие отдельных стран.
Вузовские стартаперы — молодые исследователи и предприниматели — представили президенту проекты на экспозициях «Технологии для человека» и «Промышленные технологии и материалы».
— Это технологические проекты команд, «взращенных» в университете: от фундаментальных исследований до готовых прототипов, интересных инвесторам, — рассказал ректор УрФУ Виктор Кокшаров. — Все получили поддержку нашей инновационной инфраструктуры, многие — фондов Бортника и Сколково.
Так, новый тип ЭПР-спектрометра для молекулярного анализа вещества при своей мобильности и низкой стоимости обладает немалыми возможностями: позволяет проводить раннюю диагностику онкологических заболеваний или высокодозную дозиметрию, а также проверять качество продуктов питания. Сейчас прибор на стадии сертификации, внедрение планируется до конца года. «Институты Казани, Новосибирска и ряда других городов уже приобрели прибор, — сообщил замдиректора центра УрФУ по работе с предприятиями Александр Черепанов. — Аналоги есть в Германии и Японии, но они дороже и сложнее в использовании».
Отсутствием отечественных аналогов при высокой востребованности на рынке отличается многоканальный магнитометрический комплекс — еще одна разработка, с действием которой ознакомился глава государства. Ученые продемонстрировали наземную версию четырехканального археологического магнитометра, позволяющего вести поиск скрытых магнитных объектов. При этом уже разработаны морская и аэромодификация.
Аспирантка Юлия Кузнецова рассказала о разработке сорбционных технологий получения бериллия в научной школе профессора Владимира Рычкова: «В Свердловской области территориально находится единственное месторождение в России бериллия, на базе которого возможно его производственная, промышленная добыча. Соответственно, наш университет мог бы стать генеральным подрядчиком в этом вопросе, в том числе организовать весь цикл этого технологического производства. Более того, поскольку сейчас на передовом фронте разработка композиционных материалов, в которые входят не только эти редкие металлы и РЗМ-элементы, но и самые совершенные и новые формы наноматериалов, в том числе новые формы углеродов (это нанотрубки, 2D-покрытие, квантовые точки, совершенно разнообразные виды). Наша лаборатория как раз занимается производством именно таких материалов, и мы совершенно уверены, что создание и реализация НОЦа даст нам уникальную возможность реализовать полный цикл работ от технологии производства и исследования свойств, от новых абсолютно материалов до их коммерциализации и реального внедрения в практику».
По словам Путина, без новых материалов ничего невозможно ни в медицине, ни в авиастроении, ни в космосе, ни в оборонке ничего невозможно сделать:
— Одна из наших новейших разработок, очень перспективных, не имеющих аналогов в мире вообще, — это наша ракетная система «Авангард». Аналогов нет. Они, наверное, появятся через несколько лет, но пока нет ни у кого. Если бы не новые материалы, это было бы невозможно осуществить…То же самое касается и медицины. Нанопокрытия, особенно на некоторых сплавах, дают совершенно уникальный результат. Без этих материалов невозможно развитие современной медицины. Это очевидная вещь. Что касается вообще редкоземельной группы, то наши китайские друзья фактически стали монополистами. Хорошо, дай бог здоровья, мы рады за них. Но у нас есть и свои возможности, это правда. Вопрос в стоимости этого производства. Собственником этого месторождения является «Ростех». Я обязательно еще раз поговорю с Чемезовым Сергеем Викторовичем и с теми, кто у него этим занимается. Мы давно уже ставим задачу развития этого собственного направления внутри страны, на собственной базе, тем более что у нас такие возможности есть. Сейчас только на стендах (стенды были небольшие развернуты на входе в университет) говорили как раз о бериллии, о некоторых других материалах. 500 тонн производится в мире всего, а потребности большие, и они будут возрастать. Потребность будет точно расти. Поэтому можно ли сделать вас, как говорят, головняком, университет, по этому направлению, я сейчас не знаю, я не могу на это ответить. Все-таки какое-то из предприятий «Ростеха», наверное, должно быть. Но то, что вы можете и должны принимать в этом прямое участие, поскольку это рядом; во-вторых, у вас есть свой уровень компетенции, что совершенно очевидно. Я тоже знаю об этом, читал из справок перед тем, как сюда к вам приехать. Поэтому, конечно, вы должны быть к этой работе напрямую подключены.
Справка
GMIS – совместная инициатива Министерства энергетики и промышленности Объединённых Арабских Эмиратов и Организации Объединённых Наций по промышленному развитию (ЮНИДО). Соорганизаторами саммита выступают Минпромторг России и фонд «Росконгресс».