Танки против политики

Событийный туризм - RAE-2015

Событийный туризм - RAE-2015

Политическая напряженность создает новые условия для развития ВПК России. Нижний Тагил планирует воспользоваться повышенным вниманием к отрасли и в другой плоскости — пригласить на объекты, связанные с производством вооружения, туристов

C 9 по 12 сентября в Нижнем Тагиле (Свердловская область) прошла десятая международная выставка вооружения, военной техники и бое­припасов Russia Arms Expo 2015. По словам председателя правительства РФ Дмитрия Медведева, в этот раз она установила рекорд посещаемости — на RAE-2015 побывали делегации более чем из 60 стран мира, со многими из которых ведется предконтрактная работа. Представители госведомств и предприятий ВПК в рамках деловой программы выставки обсудили новые тенденции, сформировавшиеся на рынке вооружения, главной из которых все без исключения назвали выросшую роль России в части сдерживания агрессии на мировой арене.

Сила в мире

Официальную позицию властей представили председатель комитета по обороне и безопасности Совета Федерации РФ Виктор Озеров и председатель комитета по безопасности и противодействию коррупции Госдумы РФ Ирина Яровая.

— Сегодня в мире существует почти 200 суверенных государств, из которых менее 2% не имеют собственных армий. Длительный период времени основным условием конкуренции на глобальном рынке вооружения было соотношение цены, качества и эффективности продукции. В современных условиях это не гарант успеха. На первый план выдвигаются политические аспекты конкуренции, — заявил Виктор Озеров. — США показывают образцы нечестной борьбы, не брезгуя поддерживать оппозиционные силы с целью проведения их к власти и завоевания рынков вооружения таким путем. Россия не может позволить себе подобные действия, мы заключаем контракты только с официальными властями стран. Сейчас важно использовать это для продвижения нашей продукции.

— Никто никогда в мире не сможет отменить силу как средство достижения целей. Есть политическая агрессия, а есть военная. К первой прибегают тогда, когда не решаются применить вторую. Будет справедливо сказать, что ВПК России сегодня — это комплекс противодействия войне, сдерживающий фактор нездоровых политических амбиций некоторых государств. В глобальном мире именно Россия привержена выполнению принципов международного права. И это дает нам возможность развивать отношения, в том числе отношения в сфере ВПК, с теми странами, которые придерживаются такой же позиции, — вторила коллеге Ирина Яровая.

Сегодня, по словам одного из спикеров, «портфель Рособоронэкспорта буквально пухнет от заказов» — превышает 40 млрд долларов. Как сказал заместитель генерального директора Рособоронэкспорта Игорь Севастьянов, из них 12 млрд долларов сформировано заказами на технику и вооружение для сухопутных войск (RAE представляет именно этот сегмент рынка), и за 15 лет объем экспорта по этому направлению увеличился в десять раз. В целом российское оружие используется более чем в 100 странах мира.

— Все более очевидно, что санкции оживили нашу оборонку, заставили предприятия вспомнить о собственных разработках, о модернизации производства. Раньше мы предполагали, что за счет иностранных комплектующих будем повышать технико-тактические характеристики нашей продукции. Это сделало нас заложниками. Возьмите Sukhoi SuperJet. Мы рассчитывали, что работа с зарубежными поставщиками упростит сертификацию и выход на их рынки, а в итоге вынуждены искать место для самолета на своем. Говоря о военной продукции, нужно понимать, что применение ряда зарубежных комплектующих позволяет не только осуществлять мониторинг, но и перехватывать управление, — подчеркнул первый зампредседателя комитета Госдумы РФ по промышленности Владимир Гутенев. — Однако есть и проблемы. Доступность денег хотя бы на близких по сравнению с конкурентами условиях могла бы дать ВПК взрывной рост. То, что делают сейчас производственники, — подвиг. Но каждый день идти на подвиг нельзя.

Не выглядела иллюзорной и позиция главы Уралвагонзавода Олега Сиенко:

— Как бы мои коллеги оптимистично ни смотрели на отрасль, мы видим, что происходит в реальности. Санкции — это преодоление непреодолимых препятствий. Импортозамещение сегодня — это смена станков XX века на станки XXI. Минпромторг занялся этой проблемой, но даже для производства новых станков мы все равно покупаем импортное оборудование и технологии. <…> Когда мы двигаемся с точки зрения создания новых видов вооружения, то должны понимать, кому и как мы будем их продавать. Производство — это не выключатель, включил и пошло, так не бывает. <…> Американский ВПК с его политическими подпорками имеет больше возможностей, чем наш. Вместо того чтобы утилизировать старую технику, они отправят ее на Украину или еще куда-нибудь.

В сложившейся ситуации Россия будет развивать отношения в сфере ВПК с теми странами, кто поддерживает ее позицию, сказал Владимир Гутенев. В качестве таких партнеров он назвал, например, Белоруссию, Казахстан, Китай, Индию, Малайзию, Сингапур и Бразилию.

Войнушка для взрослых

RAE-2015 ознаменовалась еще одним, уже более мирным событием. Ростуризм, администрация Нижнего Тагила, Уралвагонзавод и ряд других участников подписали соглашение о создании туристического кластера «Нижний Тагил — центр индустриального, военного, патриотического и исторического туризма». По словам Олега Сиенко, для гостей города будет разработан комплекс продуктов, начиная с посещения музеев и предприятий корпорации, заканчивая испытанием продукции военного назначения: «Сначала ребенок играет пластиковыми игрушками, стреляет из пластикового пистолета. Но потом, наверное, ему хочется пострелять и не из пластикового пистолета… Мы ощущаем потребность в знакомстве с городом со стороны наших партнеров, я не исключаю, что значительную долю туристов будут составлять именно иностранные делегации».

Глава Нижнего Тагила Сергей Носов отметил, что идея развития города как туристического центра возникла еще во время предыдущей выставки вооружений. Одним из направлений работы городской администрации с тех пор стало развитие инфраструктуры, необходимой для принятия туристов. В частности, в начале сентября в  Нижнем Тагиле открылась первая гостиница международного бренда — Park Inn by Radisson на 127 номеров.

В последнее время в России уделяется повышенное внимание промышленному туризму (см., например, «Турист в каске»). В Роскосмосе недавно заявили, что планируют пускать путешественников даже на космодромы. Инициатива Нижнего Тагила в этом ключе выглядит логично.

— Нижний Тагил известен всем как промышленный металлургический центр, но неизвестен с точки зрения исторического, военно-технического туризма. Именно это направление следует развивать городу, — отметил руководитель Федерального агентства по туризму Олег Сафонов. — При реализации нашей программы на один рубль бюджетных средств привлекается три рубля частных инвестиций. Этот принцип успешно реализуется в Нижнем Тагиле. Таким образом, бизнес будет заинтересован в дальнейшем развитии данного кластера.

На вопрос журналистов об объеме частных инвестиций в развитие туризма Олег Сиенко ответил с юмором: «Вы поняли, что сказал Олег Петрович (Сафонов. — Ред.)? Что он нам уже должен».

Следующая выставка Russia Arms Expo пройдет в Нижнем Тагиле в 2017 году. Организаторы обещают ночную демонстрацию военной техники и в два раза больше экспонатов. Но, судя по всему, и до RAE-2017 в городе произойдет много интересного.

Еще в сюжете «Внутренний туризм: новые возможности для отрасли»

Материалы по теме

Russian Arms EXPO-2015 не окупается из-за внешнеполитического конфликта

Полигону «Старатель» под Нижним Тагилом нашли новое применение

Свое иметь надо

Спокойно, я Дубровский

Коротко

Сирийский реванш