Я не про весь мир. Я про ХМАО
Внутренний туризм
— Пост родился из коммента к посту zlobin_aa Внутреннему туризму быть, — пишет ksherbi. — Там про то, как чиновники хотят развивать в Югре внутренний туризм. Типа расставить указатели, чтоб жаждущим легче было находить интересные туробъекты, развивать соцсети, и... Ну, наверное, много еще хорошего предложили. И все правильно там вроде, и слова хорошие, и даже некоторые предложения дельные. Но.
Заседание это не первое. И не второе. И не третье. И на уровне губернатора, и на уровне муниципалитетов бесконечно любят рассказывать про планы по развитию внутреннего туризма. И кто ж не согласится, конечно, нужное дело! И тут возникает главный вопрос, который должны задать себе все развивальщики внутреннего югорского туризма: зачем среднестатистический россиянин должен ехать сюда к нам в Югру? И пока человек думает, как бы поумнее ответить, вдогонку второй: поставьте себя на место этого россиянина — вы бы откликнулись на такие предложения, решились бы потратить свои деньги на посещение Югры?
Мои соображения на этот счет следующие.
Единственно, что может быть интересно у нас, это ханты (лесные ненцы). Что в общем-то и эксплуатируется давно. Это нацмузеи под открытым небом (лучший в Варьёгане) и стойбища, в которых посетителя с разной степенью вовлеченности знакомят с жизнью аборигенов. В Нижневартовском районе два стойбища вполне успешно бомбят по этой теме. В репортаже «Турбизнес по-хантыйски» http://ksherbi.livejournal.com/5732.html я довольно подробно описал аспекты индивидуального хантыйского бизнеса. Плюс праздники. Их два. Оленевода и Прилета вороны. В зависимости от щедрости спонсора могут быть весьма многочисленны и занятны. Но, на мой взгляд, все это одноразового действия. Как это можно еще развить и усилить? Надо ли?
Усиление эксплуатации темы возможно только в формате диснейленда, как метко заметил an2nv: чтобы переманить туристов из-за границы (или из кинотеатра) во внутрянку, тут надо настоящий хантыйский диснейленд сделать с громким промо, открытием, раскрученными мифами и легендами.
Только вот аутентичности в этом вообще не будет. Это как участвовать в хантэйских обрядах в фойе нижневартовского Центра национальных культур. В любом случае, если это все развивать даже самым оптимальным способом, это не привлечет людей, которые бы специально приезжали ради этого в округ.
Музеи. В нынешнем виде это типичные г…музеи (за исключением пары-тройки нацмузеев под открытым небом). Вот зачем мне туда идти? Задвижку и комсомольский билет нефтяника смотреть? Или фотки старого Нижневартовска? Вы всерьез думаете, что это интереснее других занятий современного человека. Современный музей это интерактив, живое пространство, наполненное действом. И где все это у нас? Организация этого требует креативного труда совсем другого уровня, чем в нашем случае. Легче собрать хлам из кладовок горожан, выложить в витрине с табличкой типа: такой бритвой брились первопроходцы.
Опять цитата an2nv: С указателями норм предложение. Но не думаю, что от них сразу в музеи повалит народ. Вон у нас в старом Вартовске есть музей истории русского быта. Оч крутой и все о нем знают, но никто не ходит. Почему? Потому что это не модно и скучно. Это как выставки книг и сборников стихов в городских библиотеках — только для самых утонченных натур.
Интересно и привлекательно, на мой взгляд, это индивидуальные туры типа охота-рыбалка. У меня друг возил москвичей знакомых в таком формате («Особенности национальной охоты», думаю, все смотрели). Народ был в восторге. Мне в одном таком приключении довелось участвовать. Программа тура такая: прилетели. Выпили. Прогулялись по местным г…достопримечательностям. Выпили. Дорога в лес. Выпили. На буранах до домика в лесу. Выпили. Обустройство. Выпили. Подготовка к рыбалке. Выпили. Рыбалка. Выпили. Баня. Выпили. Утренняя рыбалка. Выпили. Постреляли по банкам. Выпили. Дорога обратно в поселок. Выпили. Отлет в Москву. Вот такое востребовано и интересно. И когда мы с москвичами обсуждали варианты коммерческой организации таких «путешествий» за трофеями, то они заверяли, что готовы за такое платить. Вот эту сферу можно развивать. Но это индивидуальный бизнес и какое-либо участие официальных структур тут не нужно.
Еще любят упоминать красивое словосочетание «Событийный туризм». Какие у нас в округе мероприятия, способные привлечь российского туриста?
Биатлон. Пожалуй, соглашусь. Все вроде круто, на достойном уровне. Но проходит в городе без железной дороги.
Кинофестиваль «Дух огня». Тусовка для своих. Как бы ни расписывали, как все там круто и насколько значимо для мирового кинопроцесса, при ближайшем рассмотрении — маргинальненько. И кроме тех, кому оплачивают дорогу и проживание организаторы, туда никто не ездит.
Нижневартовский городской фестиваль «Самотлорские ночи». Второй год активно пропагандируется идея, что это объект событийного туризма. Но если опять же задать честный вопрос самому себе, поехал бы я в Нижневартовск на этот замечательный фестиваль после ознакомления с его программой? Ладно, облегчим задачу, хотя бы из Сургута? Если да, то напишите в комментах. Хотелось бы знать вас в лицо.
Байкерские тусовки. Вот это реально привлекает в наш край мотоциклетную публику со всей страны. Но при чем тут госструктуры? Байкеры народ самодостаточный, им ни тепло ни жарко от того, что их включили в какие-то списки. Они как ездили, так и будут ездить. А расхотят, так их никакие уговоры чиновников не заставят.
Что еще? Красоты природы. Вы серьезно? Разве что в районе Ханты-Мансийска и на Приполярном Урале. А в остальном сами знаете. И завлечь туриста этими куцыми природными красотам имхо невозможно. Есть гораздо более красивые Алтай, Кавказ, пресловутый Крым и т.д. И при этом у них есть огрооооомное преимущество: там нет таких как у нас комаромошек! В весомые минусы еще недружественный климат и транспортная инфраструктура.
Ну и еще пара высказываний из обсуждений темы.
an2nv про развитие единого информационного туристического интернет-портала: Новый единый сайт? А почему на него будут заходить чаще, чем на все старые?
djogot про инфраструктуру: нужна какая-никакая инфраструктура. В Ебипет и прочие занзибары едут, потому что там есть элементарный комфорт, а всякие сафари и фоточки с аборигенами — это в общую копилку. Не ради этого основная масса едет. Ну, может, и ради этого, но точно зная, что будет, где поспать и элементарно пос…ть, не особо опасаясь, что тебе мошки ж… отгрызут.
И очень сильное выстраданное высказывание от markosyan_usik: ничего не получится. Очередные пустые слова. Нефть поднимется, внутренний туризм и всякое импортозамещение закончится. Я среди комментаторов, наверно, самый тот человек, который в самом деле занимался туризмом по-настоящему (сайт www.anoup.ru о развитии туризма запустили в 2007 году). И не только занимался, а еще развивал. Я на развитие туризма бешеные бабки тратил, как последний дурак. Потерял так много, что многим и не представить. Я забросил заниматься всякими другими бизнесами, ради того, чтобы туризм развивать, тут в горах Урала. Как идиот надеялся, что удастся.
Сам прописывал и проводил мероприятия для привлечения туристов в ХМАО (Приполярный Урал). В моей башке столько идей, столько планов для привлечения туристов. И они остались невостребованы...
В общем, разговоры про развитие туризма — это все утопия. Блаблабла. И проводятся без конца подобные совещания и форумы для оправдания существования структур, их организующих. А таблички у дорог, где пос…ть и селфи сделать, это хорошо. Я за.
P.S. На всякий случай кое-что поясню. Я никогда не писал и не говорил, что ХМАО дыра и отсюда надо валить. Мне искренне нравится этот край. Впрочем, как и любой другой. И мне хочется, чтобы здесь жилось удобно и комфортно людям. И люди улыбались. И я не скажу, что власти ничего для этого не делают. Стараются по мере сил. С разной степенью успешности.
И туризм надо развивать. Только вот если ради привлечения туристов здесь надо строить аквапарки и хрустальные мосты, то я против. Как привлечь в глобальном плане и стоит ли это делать в принципе, я не знаю. А точечно: охота, рыбалка, пеший туризм в Приполярном Урале. И, конечно, поддерживать (но не развивать искусственно) те точки традиционной национальной культуры, которые есть сейчас.