Что под пудрой

Промышленный туризм

Промышленный туризм

Проекты локальной генерации при продаже «припудрены» — не соответствуют реальной действительности. Промышленные туристы предпочитают собственную разведку на действующих объектах

Нас ведут по строго определенным точкам энергообъекта, предупредив: ни к чему не прикасаться, кнопок не нажимать. В цехе огромные ГПУ суммарной мощностью 21,5 МВт. Кто желает, может зайти в бокс подготовки природного газа, там идут подогрев и фильтрация топлива. В боксе адский шум: многие тут же выскакивают, остаются стойкие энергетики, что-то друг другу кричат в ухо. Затем идем мимо скопища огромных переплетающихся труб: это теплообменное оборудование, приточно-вытяжные системы, системы вентиляции. Звучит приглашение:

— Прошу, коллеги, на крышу. По дороге вы можете задать вопросы, которые у вас возникли.

— Сколько еще источников электропитания у завода?

— Этот вопрос не связан с данной мини-ТЭЦ. Информация секретная, а вас мы запомнили (все смеются).

Себестоимость вырабатываемого здесь киловатта не разглашается. Владеет ТЭЦ компания «Штарк Энерджи Екатеринбург», которая продает электроэнергию Среднеуральскому медеплавильному заводу (СУМЗ). Информация является внут­ренней коммерческой тайной. В общем, спрашивать можно только сугубо конкретное, про «железо».

Подниматься на ветру по предлинной металлической винтовой лестнице вдоль стены здания страшновато. Покрытие крыши пугающе мягкое. На шпильках здесь делать нечего, хорошо, что на пару десятков пар мужских ботинок затесались всего одни осторожные туфельки. Вокруг какие-то горячие трубы, приборы. Внизу — огромная территория СУМЗа, окрестности города Ревды. Кстати, спускаться страшнее, чем подниматься. Наконец мы, группа штирлицев, увешанная фотокамерами, на земле. Мы покидаем объект — наш промышленный шпионаж, то есть, простите, промышленная экскурсия окончена. Кстати, камеры не понадобились: снимать на мини-ТЭЦ СУМЗа нам запретили.

Все больше уральских предприятий стремятся обзавестись собственной генерацией. Ее можно настроить под свои потребности (параметры напряжения, мощности, частоты), обеспечить бесперебойность подачи, использовать для выработки электричества побочный продукт производства — попутный газ, пар, биотопливо, отходы деревообработки и прочее. Бизнес рассчитывает, что, производя собственную электроэнергию, можно сэкономить.

По мнению начальника отдела топливно-энергетического комплекса министерства энергетики и ЖКХ Свердловской области Алексея Соколова, потенциал развития локальной генерации в регионе высок. Главными преимуществами этих проектов являются короткие сроки возведения объектов и их стоимость. Для территорий, куда недотянулись магистральные сети, для энергоемких производств объекты малой генерации часто становятся оптимальным решением.

Для тех, кто вынашивает проекты создания собственной мини-ТЭЦ, важен опыт строительства и эксплуатации таких энергообъектов, выбора технологических решений. Они хотят знать, как сократить затраты на электричество, выбрать оптимальное оборудование, привлечь финансирование для его покупки и запуска, решить юридические вопросы, связанные с внедрением собственной генерации, обеспечить бесперебойность и энергоэффективность собственного электроснабжения, сократить срок окупаемости проектов и многое другое.

— Интересуют, например, и процессы согласования генерации с МРСК, синхронизации с сетью. Любопытен в первую очередь практический опыт внедрения газопоршневых, газотурбинных установок, финансовые решения, — транслирует ожидания промышленных туристов Александр Толшаков, представляющий агентство по энергосбережению КУР (Ижевск). — Собственная генерация для предприятий — сегодня актуальный вопрос, но страшит неизвестность при реализации таких дорогостоящих проектов. Кто знает, как поведет себя оборудование не в рекламных роликах, а на практике. Многие компании свободных средств, а здесь нужны десятки миллионов рублей, не имеют, им нужны заемные, лизинг. Высок риск — как это все будет окупаться. Снять все страхи помогут такие экскурсии.

Итак, поездка по объектам собственной малой генерации состоялась. Ее организатором стала компания Redenex, проводившая в Екатеринбурге I бизнес-платформу Урала «Собственная генерация на предприятии» в ВЦ «Екатеринбург-ЭКСПО».

Отвязанный генератор

На ЗАО «Уралэлектротяжмаш» (Екатеринбург) шесть лет назад построена ГТ ТЭЦ 009М «Екатеринбургская» — современная станция локальной генерации (отпуск электрической энергии — более 42 тыс. МВт•ч/год, отпуск тепловой — более 50 тыс. Гкал/год, электрическая мощность — 18 МВт). Здесь масса ноу-хау и по большей части отечественные комплектующие.

Газотурбинная установка инновационная — турбина работает в состоянии левитации, без механического соприкосновения частей. Значит, полностью отсутствует маслохозяйство, что повышает надежность станции, всех узлов и механизмов энергоблока. Это собственная разработка компании АО «ГТ Энерго». Роторы турбины и генератора вращаются в магнитных подшипниках на одной оси, частота вращения одинакова и составляет 6 тыс. об/мин. Получаемые при этом 100 Гц превращаются в промышленные 50 Гц с помощью тиристорного преобразователя частоты. Наличие такого преобразователя «отвязывает» генератор от энергетической системы.

Технология ориентирована на экологическую безопасность. В системах управления и автоматизации ГТ ТЭЦ применены современные исполнительные механизмы и программируемые контроллеры. Пуск, остановка и управление режимом осуществляются одним оператором. Состояние блоков, параметры и органы управления выведены на мониторы. Преимущества ГТ ТЭЦ: локальное расположение, минимальные потери при передаче тепла и электроэнергии; независимый график выдачи тепловой и электрической энергии; низкие удельные капиталовложения и короткий срок окупаемости.

Полный комплекс работ по проектированию, строительству, поставке основного инновационного отечественного оборудования, а затем сервису и эксплуатации ГТ ТЭЦ обеспечивает АО «ГТ Энерго», которой и принадлежит объект. Компания поставляет Уралэлектротяжмашу тепло, электроэнергию.

— Использование таких ГТ ТЭЦ поможет заменить существующий устаревший фонд генерации тепловой энергии с низким КПД на современные, высокотехнологичные комплексы с КПД до 80% в режиме когенерации, — рассказывает гостям руководитель службы сервиса и обслуживания Уральского регионального сервисного центра Сергей Кузнецов. — АО «ГТ Энерго» генерирует таким образом теп­ловую и электрическую энергию уже на 17 ГТ ТЭЦ в различных регионах России, сформировав на рынке локальной генерации новый энергетический стандарт — комп­лексную услугу. Уральский региональный сервисный центр обеспечивает технологическую и техническую, информационную поддержку и обеспечение станций на подопечной территории (в Реже и Магнитогорске мощностью 18 МВт по электрике).

Опыт Уралтяжмаша энерготуристов впечатлил, общее краткое резюме в автобусе: если график нагрузки у вас на производстве выше 5 МВт и стабилен, пиков нет, есть смысл обратить свой взгляд в сторону газотурбинных установок. Плюсы: низкие затраты на обслуживание и высокий ресурс, предлагающая услуги компания наработала опыт, что положительно скажется на цене вопроса.

Короткая остановка для перекуса в летнем кафе и едем дальше — в энергоцентр логистического центра ОАО «Магнит» под Первоуральском.

Флешка посылается

Здесь установлены три ГПУ электрической мощностью 2,4 МВт. Центр запущен в работу в 2014 году, производит электроэнергию и тепло. Расчетная окупаемость проекта — 5,2 года. Кредитов не брали, генерация построена на собственную прибыль сети «Магнит».

— Ночью холодильники складов работают так, что хватает двух машин по 800 кВт. В девять утра включаем третью машину. Часть электроэнергии докупается из сети в зависимости от потребности логистического центра. Мы ограничены по сети 1250 кВт. При превышении через девять секунд ячейка отрубается. Сейчас логистическому центру заявленной мощности не хватает, порой приходится ограничивать деятельность. Но скоро получим технические условия на 1600 кВт, — поясняют сопровождающие экскурсантов по энергоцентру несколько инженеров-энергетиков.

— Когда внешняя сеть пропадает, у вас островной режим или оборудование останавливается?

— Островной режим.

— А обратная синхронизация возможна?

— Да, все автоматически. У нас даже оператор не заметит, как ушли в остров и обратно засинхронизировались. Потребители этого тоже не замечают. А если в острове нагрузка предприятия превышает мощность двух машин, автоматика сразу запускает все три

— А обслуживание кто выполняет?

— Мы нанимаем разные компании. Все узко специализировано. У нас нет людей для обслуживания, ремонтного штата. Обслуживающий персонал сам не может менять настройки — нет доступа. Только у специалистов, которые обслуживают энергоцентр «Магнита». У них есть такая волшебная флешка, а находятся они в Краснодаре. Для анализа нештатных ситуаций персонал энергоцентра тоже скидывает информацию на флешку и отправляет ее для анализа в Краснодар.

Вот так тут все по-современному. Экскурсанты долго рассматривали мониторы, оборудование, им охотно отвечали на все вопросы и все позволяли фотографировать. Ритейл продемонстрировал финансовые возможности построить суперэнергоцентр, оснастив его самыми современными технологиями и в значительной мере обезопасить себя от проблем с энергосетью.

Нам параллельно

К тому же стремился СУМЗ (предприятие металлургического комплекса УГМК): компания «Штарк Энерджи Екатеринбург» построила здесь в июле прошлого года мини-ТЭЦ мощностью 21,5 МВт, с которой мы начали рассказ. Это первый завершенный объект собственной генерации на предприятиях УГМК. Общая стоимость проекта — около 1 млрд рублей. Основная цель — обеспечение надежности энергоснабжения предприятия, а также снижение затрат на приобретение энергоресурсов и теплоснабжение самого завода.

Как пояснил при пуске мини-ТЭЦ генеральный директор УГМК Андрей Козицын, компания получила гарантированного независимого поставщика электроэнергии. Это именно та мощность, которая необходима заводу в любое время суток для стабильной и бесперебойной работы что бы вокруг ни происходило. Схема реализации проекта, уровень установленного оборудования, а также показатели по коэффициенту полезного действия и выдаче мощности оптимальны для решения этой задачи.

Даже четко посчитав проект для конкретного предприятия, можно попасть в такую ситуацию, как обвал рубля

На мини-ТЭЦ стоят пять газопоршневых агрегатов немецкой фирмы Motoren Werke Manheim с генераторами итальянской фирмы Marelli по 4,3 МВт каждый. Для осуществления схемы выдачи мощности от мини-ТЭЦ для электроснабжения объектов ОАО «СУМЗ» понадобилась и реконструкция существующих сетей завода. Система управления газопоршневыми агрегатами уникальна. Благодаря автоматизации, она осуществляет контроль и мониторинг всех функций и параметров агрегата, что обеспечивает эффективную загрузку, эксплуатационную надежность, простоту и удобство в работе.

Проект на СУМЗе реализован по схеме ВОТ contract (build-operate-transfer), то есть на средства инвестора с последующей передачей объекта в аренду предприятию на срок, равный сроку окупаемости. По расчетам, это девять лет, по истечении этого времени объект генерации передается в собственность предприятия. Такая схема реализации энергетического проекта уникальна не только для УГМК, но и для России.

УГМК намерена строить электростанции еще на шести своих предприятиях. Суммарная планируемая мощность составит около 200 МВт, что позволит значительно повысить надежность энергоснабжения предприятий холдинга.

Эксплуатирует мини-ТЭЦ на СУМЗе 24 человека, по 12 в смене. Энергообъект закрывает 30% общего потребления завода, работает параллельно с районной электросетью, по отдельной выделенной схеме. Но если случается форс-мажор, сеть завод подхватывает. Первый же год эксплуатации выявил плюсы собственного независимого источника электроснабжения. Была, например, ситуация, когда внешняя сеть пропала на довольно длительный период времени, что недопустимо по технологиям металлургического производства. Защитились от нестабильности сети и дороговизны приобретаемой электроэнергии.

Все подсчитать и не зарыдать

На обратном пути в автобусе идет обмен мнениями: нужна ли собственная генерация сегодня предприятиям? Артем Капустин из Санкт-Петербурга (компания не указана) скептичен и немногословен: это не панацея, конечно, нужно рассматривать каждую ситуацию отдельно. Алексей Зенельников, компания «МТЦ-ЕС» (Москва):

— Наш основной бизнес — это интеллектуальные продукты, мы не продаем энергетические центры, мы продаем аналитику к этим центрам.

Занимаемся проектированием и технико-экономическим обоснованием таких объектов, которые должны быть эффективными. Поэтому нам, безусловно, интересно посмотреть опыт их эксплуатации, какие вопросы и проблемы возникают и как их устраняют, потому что при продаже проектов все припудрено, немного не соответствует реальной действительности.

Заказчик должен четко понимать, для чего ему собственная генерация, все посчитать, постоянные и переменные издержки: цену газа, фонд оплаты труда и прочее. В каждом проекте объем инвестиций и состав участников разный. Может приходить инвестор со своими аппетитами. Многие цифры проектов сильно плавают и сказать, что, допустим, у малой генерации один киловатт стоит рубль тридцать, а из сети — четыре с полтиной сегодня будет справедливо, а уже назавтра все изменится. Даже четко посчитав проект для конкретного предприятия, можно попасть в такую ситуацию, как обвал рубля.

Каждый год тариф от сети растет. Наш анализ показывает: за восемь лет в стране он вырос на 257%. Это тоже говорит о том, что сравнивать показатели себестоимости одного киловатта частной генерации с цифрой стоимости от сети некорректно, потому что стоимость от сети плавает, себестоимость в разные годы будет разная. И эффективность проекта — тоже. Ее нужно оценивать комплексно на протяжении всего периода планируемой эксплуатации и сравнивать общий экономический эффект от внедрения проекта.

Разница между расчетными цифрами проекта и реальными и покажет вам эффективность. Ее можно разделить на количество лет эксплуатации объекта и получить примерную эффективность в год. Можно разделить на выработку и получить примерную среднюю стоимость киловатта. Вот вам и ответ на вопрос, который вам отказались дать на мини-ТЭЦ СУМЗа.

По оценкам помощника заместителя генерального директора по производству и развитию АО «ГТ Энерго» Алексея Тихомирова, на рынке локальной генерации сейчас стагнация, многие выжидают. Рассчитывают на импортозамещение, но оте­чественного оборудования просто нет. В пределах 1 МВт еще можно найти российского производителя. Все остальное якобы наше будет переделанное, переконструированное импортное. Хорошо тем, кто успел проскочить до кризиса с такими проектами.

Самая большая проблема локальной генерации — это ограничение по выдаче мощности, законодательный лимит тут 25 МВт. Электроэнергию сверх этого генератор обязан продавать не конкретному потребителю, а на рынок. Соответственно, предприятиям с бо?льшими потребностями приходится или докупать электроэнергию из сети по более дорогим тарифам, или отказываться от собственной генерации и покупать всю электроэнергию. Сегодня присоединить 25 МВт может стоить пятьдесят миллионов, а может — пятьсот пятьдесят. Это рассчитывается по индивидуальным проектам.

Если у предприятия потребность до 25 МВт, то возникает сложность с первоначальными капитальными затратами, поскольку они довольно высоки. При этом предприятия, которые заинтересованы в собственной генерации, по большей части покупают оборудование, потому что на рынке очень мало предложений компаний, которые обеспечивают полный комплекс услуг по строительству собственной генерации и управлению. Гораздо больше таких, которые обеспечивают поставки, монтаж и техническое послепродажное обслуживание. Но это также стоит немалых денег в случае, если это оборудование импортное, где стоимость расходных материалов и комплектующих очень высока.

Тем не менее львиную долю себестоимости компаний занимает электроэнергия. Покупать из сети дорого. Поэтому вариант собственной генерации для покрытия собственных нужд, тем более если производство энергоемко, — это путь к долгосрочному снижению собственных затрат, себестоимости. При когенерационном режиме работы станции, когда у потребителя есть потребность в электроэнергии и в тепле, срок окупаемости станции в среднем составляет четыре-пять лет.

Чаще всего становятся приобретателем собственной генерации промышленные предприятия в металлургии, химической и пищевой промышленности, фармацевтике, тепличные хозяйства. Одно из преимуществ собственной генерации — локальное расположение производственных мощностей, когда можно минимизировать капитальные затраты на строительство сетевого хозяйства, и тем самым снизить капитальные затраты и срок окупаемости проекта. Поэтому, если предприятие обладает горизонтом планирования больше пяти лет, стремится в перспективе снизить себестоимость продукции, контролировать издержки, то локальная генерация ему в принципе интересна. На этот интерес промышленный туризм не работает.

Еще в сюжете «Внутренний туризм: новые возможности для отрасли»

Материалы по теме

Металлургия — курс на энергоэффективность

Модернизация как фактор развития

СУМЗ модернизирует оборудование

Экологическая инициатива

Пар превращается в деньги

«Аспекс» очистит дыхание металлургов