«Слишком русская симфония»*

Внутренний туризм

Внутренний туризм

Архивная работа и легенды о великом русском композиторе в сочетании с современными технологиями сделали провинциальный Алапаевск популярной точкой познавательного туризма  

7 мая в Алапаевске (Свердловская область) открылся обновленный дом-музей Чайковского (филиал Свердловского областного краеведческого музея). Реконструкцию провели на средства областного бюджета в рамках мероприятий, приуроченных к 175-летию русского гения музыки. Юбилей праздновали по всей стране. В филармонии Екатеринбурга, например, накануне с аншлагом прошел концерт Дениса Мацуева, сыгравшего три фортепианных концерта композитора. Не остались в стороне и города, в которых есть дома-музеи, связанные с именем Чайковского: Воткинск, где он родился; Клин, где провел последние годы; Алапаевск, где прожил чуть больше года. На Урале музыкальные фестивали, выставки, маскарады и гуляния прошли под девизом «Чайковский ближе, чем ты думаешь».

Каждый город, связанный с именем композитора, гордится своей частью истории. Так, алапаевцы говорят, что именно здесь 9-летний Петруша начал приобщаться к музыке. «Играя в этой гостиной на рояле, он в полной мере осознал, насколько велика его любовь к музыке, и затем щедро ею делился со всем миром» — так начинается экскурсия в Алапаевском доме-музее.

Задаток огромной будущности 

В мае 1849 года горный инженер Илья Петрович Чайковский был назначен управляющим заводами Алапаевского горного округа. Семья переехала из Воткинска и поселилась в казенном доме напротив Алексеевского собора (ныне, кстати, действующего).

Считается, что за столом, обтянутым сукном, который сейчас стоит в музее, Илья Петрович решал важные заводские вопросы, поднимал производство, которое, как говорят, именно при нем расцвело, бился за качество алапаевского железа, отличавшегося гибкостью. В силу профессии он много времени проводил в разъездах, но будучи заядлым театралом, старался поддерживать в доме музыкальную атмосферу. Орган, который в то время стоял в гостиной, сохранился до сих пор. «Этому немецкому механизму более 150 лет и звучит он уже не так громко. Но важно, что он находился здесь, и мы очень надеемся, что девятилетний Петруша, уже тогда влюбленный в музыку, прикасался к нему», — рассказывает гид.

Через 15 месяцев после переезда маленький Чайковский поступает в Императорское училище правоведения в Санкт-Петербурге, а через три года и вся семья перебирается в столицу. Дальнейшую историю жизни композитора экскурсоводы передают уже с помощью галереи портретов: «Вот ему 19 лет, а на этом снимке — он в министерстве юстиции, а здесь — запечатлен период, когда он поступил в консерваторию, а вот он во время турне по Европе, на этом фото — перед уходом из жизни: в 53 года жизнь музыканта унесла холера. Для всего мира это была огромная потеря, на похоронах Петра Ильича было так много народу, что невозможно было пройти. Никто и не проходил, все присоединялись к этой печальной церемонии. Музыка Петра Ильича жива, мы бережно храним ноты композитора с “Пиковой дамой”, “Евгением Онегиным”, альбомом “Времена года”».

Коллекция инструментов позволила Алапаевскому дому-музею войти в престижную Ассоциацию музыкальных музеев

Могучая кучка

Сам по себе старинный особняк XIX века вряд ли сейчас смог передать дух и быт того времени, не сложись удачно цепь случайностей.

Вера Городилина родилась на Дальнем Востоке, в 1924 году ее семья эмигрировала в Китай. После Великой Отечественной войны она в числе репатриантов возвращается в Советский Союз и в череде городов случайно выбирает Алапаевск. Музыкальная школа, в которой она начала преподавать фортепиано, находилась в здании, где, как ей сказали, недолгое время жили Чайковские. Подробностей в городе не знал никто. И Вера Борисовна с головой ушла в архивы. А архивов оказалось достаточно. Прежде всего благодаря частым письмам, которые писал в Алапаевск из Петербурга скучавший по семье мальчик. Эти и другие документы сохранил брат композитора и его личный архивариус Модест Ильич, который, кстати, родился в Алапаевске. Модест Ильич оставил потомкам трехтомную биографию Петра Ильича, и, как говорят все исследователи творчества Чаковского, лучше его это вряд ли кто-то мог сделать. Так по инициативе Веры Городилиной в 1965 году открылся музей.
 
А дальше Вера Городилина начала воссоздавать атмосферу эпохи. «Наконец-то я обрела смысл жизни», — писала она в своем дневнике. По фотографиям, описаниям она реконструировала интерьер комнат, потом ей захотелось представить ученикам образцы старинных инструментов, и она начала делать их миниатюры. Так стала зарождаться знаменитая коллекция музыкальных инструментов Алапаевского музея. Сейчас его научные сотрудники собирают экзотические экземпляры со всего мира, а экскурсоводы демонстрируют их звучание. Здесь можно услышать колесную лиру: говорят, Петр Ильич любил ее печальный звук и, когда приезжал в Каменку к сестре Александре Ильиничне, всегда просил пригласить слепых музыкантов. Есть в коллекции и необычные инструменты, которые появились в музее не так давно, например индонезийский ангклунг. И еще — немецкий бандонеон, английская концертина, норвежская скрипка и, конечно, старинные рояли Wirth, Gebauhr. В общем, представители практически любой страны найдут здесь знакомый инструмент. А география посещения музея весьма обширна: в прошлому году, например, были гости из Франции, Великобритании, Германии, Португалии, Аргентины, Бразилии, США, Франции, Японии, Китая. И даже если нет настоящего инструмента, миниатюра из коллекции Веры Городилиной точно найдется. Сотрудники музея вынашивают планы «озвучить» все инструменты коллекции с помощью фонограмм, а головная организация, Свердловский краеведческий музей, ищет способы отреставрировать самые древние.

Нынешний директор музея Елена Черемных была еще девчонкой, когда в Алапаевск зачастили документалисты снимать фильмы о создательнице музея. На одну из таких съемок и взяли маленькую ученицу музыкальной школы. «Мне нужно было, наверное, раз двадцать, а то и тридцать пройти по аллее и все это время разговаривать с Верой Борисовной. Нас свела судьба. Это действительно потрясающая женщина. Она дожила до 90 лет, и все время помогала музею. Я закончила институт по специальности иностранные языки и вернулась в Алапаевск. Меня часто приглашали перевести экскурсии зарубежным туристам. Так постепенно и я заразилась историей дома и в 2006 году окончательно перешла сюда», — рассказывает уже свою историю Елена Черемных.  


Маленькие посетители дома-музея особенно любят детскую. Здесь много игрушек: например, лошадка-качалка, сделанная по всем канонам XIX века, и фарфоровая кукла в кибитке

Общее достояние публики

Каждый год дом-музей в Алапаевске посещает около 10 тыс. туристов. «Бывает, что в день мы проводим до 12 экскурсий, для одного экскурсовода и двух научных сотрудников, это немало», — говорит Елена Черемных. Если раньше в Алапаевск чаще всего приезжали поклонники Чайковского, в основном люди зрелого или пожилого возраста, то сейчас много молодежи. Причем не только организованные группы, но и индивидуалы. Задают вопросы, причем, что особенно радует сотрудников музея, толковые. Живой интерес — следствие реализации современной стратегии музейного дела. В Алапаевске стараются не отставать: используют востребованные молодежью мультимедийные технологии, легенды и истории трансформируют в любопытные действа, разрабатывают новые идеи для сувенирной продукции. К примеру, в музее воссоздана комната, в которой, как считается, жили младшие братья Петра — Анатолий и Модест. «Крестили их в нашем соборе, который как раз виден из окна, а люльки мастерил сам Илья Петрович, — обращает внимание на эти детали наш экскурсовод. — Кормилицы, а звали их Татьяна и Глафира, переодевались в темные сарафаны, передники и кокошники, под которые очень строго убирали волосы. Сейчас мы с вами легко представим, как они качали колыбель, потому что зазвучит колыбельная того времени, сочиненная в Алапаевском районе». Туристы, особенно иностранные, в восторге от этого фрагмента экскурсии. Однажды очень пожилая дама из Аргентины так прониклась русской мелодией, что просила спеть колыбельную пять раз.

Еще одна распространенная легенда связана с горячим шоколадом. Считается, что семья Чайковских любила собраться за чашечкой этого напитка в гостиной. Воссоздавая эту атмосферу, сотрудники музея научились готовить действительно изумительный горячий шоколад, угощают гостей, а всем желающим в качестве сувенира предлагают приобрести старинный рецепт.

Нынешний юбилейный фестиваль под названием «Чайковский ближе, чем ты думаешь», безусловно, повысит популярность дома композитора и еще больше увеличит туристический поток. Пианист, народный артист Юрий Розум приехал в город для участия в фестивале, но не смог побороть искушение задержаться здесь на пару дней.

— Я так счастлив, что в эти дни первый раз в жизни оказался в Алапаевске. Праздник носит просто потрясающее название «Чайковский ближе, чем ты думаешь». Вот действительно, мы думаем, уж куда ближе? Вся жизнь пронизана музыкой Чайковского с детства: «Детский альбом», «Щелкунчик», «Лебединое озеро», «Спящая красавица»… А сюда приезжаешь и понимаешь — здесь он жил, мальчишкой здесь бегал и впитывал эмоции, которые он потом выплеснул в своей великой музыке.

* В заголовках использованы цитаты из писем Чайковского и отзывы о нем современников.

Еще в сюжете «Внутренний туризм: новые возможности для отрасли»

Материалы по теме

Взятие Казанью

Кунгур и Тобольск — в двадцатке самых экономичных для туристов малых городов

Уездный город К.

«Самоцветное кольцо Урала» не вошло в реестр туристических проектов РФ, приоритетных для финансирования

Турист в каске

Творить и зарабатывать