Катитесь! Любители автопутешествий объединились в сообщество «Уральские покатушки»
Цель – не только заново открыть для себя достопримечательности родного края, но и помочь в развитии туризма
Несколько лет назад любители автопутешествий из Екатеринбурга создали сообщество «Уральские покатушки» (английский вариант - Ural Travellers). Каковы правила участия в нем, какие возможны форматы поездок, почему администраторы не хотят брать на себя функции туроператоров и принимать организационные взносы, зачем понадобилось регистрировать некоммерческую организацию, в интервью «Э-У» рассказал сооснователь сообщества Алексей Силиванов.
За компанией - сюда
- Алексей, как и для чего появились «Уральские покатушки»?
- Сообщество родилось после того, когда мы с Вячеславом Пестриковым (также сооснователь «Уральских покатушек» - ред.) в 2018 году решили отправиться в дальнюю поездку на юг Африки. Это оказался отличный формат автопутешествий: прилетаешь самолетом в Намибию и там три недели колесишь на арендованных машинах. Мы самостоятельно бронировали жилье и определяли маршрут путешествия. В России искали себе компаньонов. Нужно было собрать два экипажа – с нами это восемь человек. Нашли их среди своих знакомых и полузнакомых. Поездка состоялась, и мы поняли, что такой формат поездок для нас оптимален.
Понятно, что есть организованные туры, когда турист платит комиссию организатору и больше ни о чем думать ему не надо - он лежит себе на пляже или ходит по миллион раз истоптанным маршрутам. Но нам не интересно было поехать готовым туром, нам нужна свобода выбора и хорошая компания, в которой каждый берет на себя определенную функцию. Один занимался у нас бронированием автомобилей, другой, хорошо знающий английский язык, по телефону искал жилье, я формировал маршрут путешествия и определял перечень достопримечательностей для посещения.
После поездки в Африку возникла идея организовать сообщество для автопутешествий. Я создал группу в Facebook, назвав ее «Уральские покатушки», потом появился англоязычный вариант Ural Travellers, который сейчас рассматривается в качестве основного. Сегодня в группе 2,2 тыс. участников. Зарегистрировались и в других соцсетях, но основная работа ведется именно в Facebook.
- На каких принципах строится ваше сообщество? Чем оно отличается от других?
- Мы позиционируем «Уральские покатушки» как сообщество активных семейных автопутешественников. Это не тот формат, когда суровые мужики на громадных джипах прорываются сквозь тайгу по дикому бездорожью, и это не автобусные туры по Уралу. Основной состав наших участников – представители среднего класса, готовые в выходной день взять с собой детей и поехать за несколько десятков или сотен километров на обычных городских автомобилях, чтобы прекрасно провести выходные с осмотром достопримечательностей. Хотя идея автопутешествий допускает и такие варианты, когда ты летишь на самолете, потом арендуешь авто и едешь на нем. Поездки на машине также могут сочетаться со сплавом по рекам, с прогулкой пешком или на велосипеде.
Из названия группы понятно, что мы ориентированы на Урал, но не ограничиваемся исключительно нашим регионом. Состав участников сообщества показывает, что есть люди из Москвы, Поволжья, Сибири. Потому что им может быть интересно приехать к нам на Урал или они рассчитывают, что мы проедем через их территорию и будет какой-то совместный выезд. Межрегиональные связи – это то, что надо обязательно развивать.
Когда мы определяли принципы сообщества, то установили несколько табу. Первое: мы не берем деньги за автопутешествия. Люди могут скидываться на бензин, еду, ночлег, но никаких организационных сборов быть не может. Второе: мы не размещаем платную рекламу. Мы – некоммерческое сообщество. Наша задача – побудить людей путешествовать самостоятельно, а не поставлять клиентов для турфирм и частных платных гидов.
Неправильно думать, что в рамках сообщества только мы, его инициаторы, организуем путешествия. Идея в том, что любой участник может самостоятельно сформировать маршрут, при необходимости получить информацию о том, куда и как поехать, от тех, кто уже имеет в этом опыт. Группа помогает найти компанию. Если у тебя есть автомобиль, ты можешь кого-то пригласить. Если нет автомобиля, предложи интересный маршрут и это поможет найти тебе попутчика с машиной.
Ничего подобного из сообществ в регионе нашего проживания мы не нашли. Кто-то организует платные поездки, многие ездят своим узким кругом. Но вот так, чтобы бесплатно объединить людей для несложных общедоступных автопутешествий, такого не было.
- Какие используете форматы автопутешествий?
- Наиболее приемлемый формат для тех, кто путешествует с детьми – поездки в пределах одного выходного дня. Например, можно съездить в поселок Мариинск, который сейчас активно пытаются развивать коммерсанты. Там можно хорошо погулять по лесу, посмотреть на пруд и на старую демидовскую плотину. Она была разрушена водой и сейчас там видны ее крепи из лиственницы.
Другой формат – поездка на два выходных дня, когда едем на 200-300 км, ночуем в гостинице или палатке и вечером возвращаемся обратно. Например, поездка к горе Качканар с пешим подъемом на нее.
Кроме того, как я уже говорил, можно сочетать автопутешествия на несколько дней с велопрогулками или сплавами по реке, например, по Чусовой. Чусовая – уникальная река, пересекающая Уральский хребет, она идет сквозь горы, мимо знаменитых камней-бойцов среди красивой природы. Можно изучить историю этих мест, посетить музеи и исторические достопримечательности в деревнях, расположенных вдоль реки.
В каком-то смысле «удачно» появился коронавирус, потому что зарубежные страны закрылись, и люди стали открывать для себя Урал. Обнаружили, что в своем регионе есть очень много интересного, о чем они раньше даже никогда не задумывались. Можно поехать за зубами древних акул на реку Дерней, за аммонитами (окаменелыми остатками моллюсков, обитавших на Земле сотни миллионов лет назад) в Красноуфимский район, искать камни гранаты под Палкино. Иногда открываются совершенно неизвестные и не раскрученные объекты. Так, в Артемовском районе у села Бичур я наткнулся на выход пород древнего вулкана, диаметр которого, если верить Интернету, несколько десятков километров. На Урале много интересных природных и исторических объектов, надо только их найти, сохранить и раскрутить.
Докатились до НКО
- Ваше сообщество обрело организационно-правовую форму?
- Мы зарегистрировали некоммерческую организацию АНО «Лаборатория внутреннего туризма». Любая структура или деградирует, или развивается. Если мы говорим просто о поездках, в какой-то момент пассивное созерцание достопримечательностей со стороны может наскучить. Во время наших автопутешествий мы обнаруживаем, что, как правило, не дотягивает инфраструктура, объекты не развиты, нет достаточного количества информации для туристов. И волей-неволей начинаем взаимодействовать с государством, муниципалитетами, другими структурами, занимающимися туризмом. Туристские ресурсы надо формировать. На нашу группу подписаны общественники и чиновники, которые нас читают, дают ответы на вопросы, задают свои. Мы независимо от нашего желания оказываемся одним из элементов гражданского общества, тем объединением экспертов, которое способно креативить, генерировать идеи и формировать общественное мнение в сфере туризма, помогать государству его развивать.
Например, «Уральские покатушки» в этом году участвовали в экспедициях по объектам промышленного наследия Урала. У нас возникли предложения о том, каким образом должны быть представлены эти объекты туристам и как должна быть организована сопутствующая инфраструктура. Построенные Демидовыми в XVIII веке заводы создали на Урале особую культуру производства, уникальную горнозаводскую цивилизацию, предопределив будущее нашего региона на столетия вперед. Чтобы увековечить это наследие, сейчас разрабатываются программы, в том числе с нашим участием.
Помимо Нижнетагильского завода-музея, Невьянской наклонной башни, посещаемых тысячами туристов в год, есть еще много объектов промышленного наследия, которые разрушены, и, если мы не обратим на них внимание, от них вообще ничего не останется. А ведь уникальная горнозаводская цивилизация – главная особенность Свердловской области, способная привлечь туристов в наш регион. Это историческая предпосылка для развития современного промышленного туризма.
Те идеи, которые у нас возникают, можно реализовать только имея какой-то официальный статус. Статус НКО позволяет нам участвовать в подобного рода проектах.
Фото - из личного архива Алексея Силиванова