Правила выживания для хостелов
Согласно поправкам в Жилищный кодекс, принятым Госдумой, жилое помещение в многоквартирном доме не может использоваться для предоставления гостиничных услуг
13 марта Совет Федерации рассмотрит закон, запрещающий размещение гостиниц в жилых помещениях. Ранее Госдума приняла документ в трех чтениях. Его инициаторы утверждают, что поправки к Жилищному кодексу защитят людей, которые страдают от соседства с объектами сферы гостиничных услуг. Так, первый зампред Комитета ГД по жилищной политике и ЖКХ Сергей Пахомов утверждает, что главным аргументом для принятия закона стал «гигантский поток жалоб».
— Большинство хостелов в жилых помещениях не платят налоги, не регистрируются, и проконтролировать эту ситуацию практически невозможно, потому что войти в жилое помещение нельзя, это конституционная норма, и нарушать ее нельзя, — пояснила необходимость принимаемых изменений председатель Комитета по жилищной политике и ЖКХ ГД Галина Хованская.
Игроки рынка считают иначе: налоги платили, число нелегалов постепенно сокращалось, а теперь станет хуже. Хостелы будут закрываться, а бюджетные путешественники начнут снимать комнаты-квартиры у частников, что существенно повлияет на объем налоговых поступлений.
Что ждет рынок средств размещения?
Жилой-нежилой
«Хостели как лучше, а получилось как всегда», — шутит владелец мини-гостиницы в центре Екатеринбурга. О позиции заявляет открыто: «Государство прижимает бизнес». Но диктофон просит убрать и имя не называть: «Кто знает, какие проверяльщики ко мне потом заявятся». Предприниматель еще не знает, стоит ли ему вкладываться в то, чтобы его заведение соответствовало новым требования законодательства, или попробовать себя в другой нише. «Есть новые сегменты, например, мобильные пункты по хранению багажа для тех, кто хочет город посмотреть, а чемоданы мешают. Или часовые экскурсии на велосипедах, — щедро делится идеями бизнесмен. — А хостелы, да еще и без ЧМ, все не протянут. Мало у нас событий. Экспо-2025 продули, может будет Универсиада в 2023 году, но попробуй до нее дожить».
Впрочем, шансов (в случае утверждения поправок в СФ, а еще документ должен подписать президент РФ) сохранить бизнес у предпринимателя практически нет: хостел расположен на 5-м этаже, под ним находятся обычные квартиры.
После поправок размещать гостиницу или хостел в помещении многоквартирного дома можно будет только после того, как оно будет переведено в нежилой фонд. В соответствии с действующим законодательством, перевод квартиры в нежилое помещение допускается только в случаях, если она расположена на первом этаже или выше первого этажа, но помещения, расположенные непосредственно под квартирой, переводимой в нежилое помещение, не являются жилыми. Кроме того, должен быть отдельный вход.
Помещение также нужно будет оснастить необходимым оборудованием, системой звукоизоляции номеров, средствами противопожарной безопасности, сигнализацией, сейфами, средствами для уборки и санитарной очистки номеров.
Понятие «хостел» законодательно в России не закреплено. Это «экономичные средства размещения, предназначенные для временного проживания, преимущественно для малобюджетного туризма, имеющие номера/комнаты различной вместимости и санузлы, как правило, за пределами номера/комнаты, а также помещения (зоны, места) для общения гостей»
Бизнес под ударом
— В той редакции, которая утверждена Госдумой, закон носит запретительный характер. Профессиональное сообщество боролось за возможность регулирования спорных вопросов, диалог с соседями и цивилизованные решения, — обозначила «Э-У» позицию сектора член президиума Ассоциации малых гостиниц и хостелов Екатеринбурга Ирина Машковцева. — К сожалению, законодатели решили все запретить. Но закон окончательно еще не принят, он обсуждается. Вероятно, будут найдены компромиссы.
По мнению эксперта, самым негативным последствием вступления поправок в силу может стать закрытие легально работающих объектов:
— В Екатеринбурге, по сравнению с Москвой или Санкт-Петербургом, средства размещения в значительно меньшем количестве присутствуют в жилом фонде. С 2014 года мы говорили участникам рынка, что готовится такой законопроект. И очень многие перешли из жилого в нежилой фонд или просто расстались с бизнесом. Для Екатеринбурга это не так болезненно. Это будет очень непросто для Санкт-Петербурга, например, у которого до 80% средств размещения, а это несколько тысяч объектов, находятся в жилых домах, исторических зданиях. Катастрофа ждет и участников рынка в Крыму, Краснодарском крае, где туристов часто размещают в жилом фонде. Проблема в том, что все легальные средства размещения должны будут закрыться, а кто был в тени, в тени так и останется. А ведь мы вели диалог с властью и органами правопорядка, чтобы вместе бороться против серого рынка.
— Коллизия еще и в том, что наши хостелы, в том числе расположенные в жилом фонде, прошли классификацию. Для малого бизнеса — это существенные затраты, а теперь им могут запретить работать, — подчеркивает Ирина Машковцева. — А ведь закон направлен не только на хостелы, речь идет о запрете «осуществлять оказание гостиничных услуг». Он затрагивает все средства размещения. Это и малые отели, и так называемые домашние отели, и сервисные апартаменты, и квартиры, и гостевые дома. То есть разные форматы. Мы находимся в постоянном контакте с сотней предпринимателей, у которых под управлением находится около тысячи средств размещения. Это налоги, рабочие места. Этот сектор хорошо развивался в малых городах, куда не заходили международные сети, но были туристы. А что теперь? Пострадают все. Строить отдельные здания не все смогут, а перевод из «нежилого в жилое» — дорогая процедура. Где будут останавливаться бюджетные туристы? В тень легальные предприниматели не уйдут, они через многое прошли, им проще продать бизнес или закрыть его.
— Мы потеряем самую продвинутую часть турпотока — молодежь, которая не много тратит на проживание, но активно продвигает в сетях города, которые им удалось посетить, — сожалеют владельцы хостелов. — Перевести хостел из жилого в нежилое практически невозможно. Требования очень жесткие.
По разным оценкам, в России до 40% гостиничного бизнеса занимают именно хостелы, которые преимущественно расположены в жилых помещениях.
Самый первый хостел в нашей стране появился в 1992 году в Санкт-Петербурге и был назван Saint Petersburg International Hostel
Кто примет бюджетного туриста
Пессимистично настроены не все игроки рынка. Например, управляющий сетью «Хостел 1» в Екатеринбурге Денис Ракланов считает, что с нововведениями качество оказания гостиничных услуг повысится:
— Поставьте себя на место обычного жителя, рядом с которым находится хостел. Днем и ночью заселяются люди, шум, мусор. Это не очень приятно. Мы заранее подготовились к такой ситуации: перевили помещение из жилого в нежилое. Один минус — нет отдельного входа. Но готовы, в случае необходимости, инвестировать в перепланировку. Вероятно, даже расширимся за счет соседнего помещения, где раньше располагалась юридическая компания. Закон будем соблюдать в любом случае. Второй хостел нашей сети находится в отдельно стоящем здании, к нему претензий быть не может.
Денис Ракланов считает, что вероятный уход некоторых хостелов с рынка на цену размещения существенно не повлияет:
— Это бюджетный клиент. Он не готов платить большие деньги, цены завышать никто не будет. Сейчас в Екатеринбурге около сотни хостелов. Из них не более трети расположены в отдельно стоящих зданиях и на первых этажах жилых зданий. Остальные этим требованиям не соответствуют.
— Точку в этом диалоге поставет Совет Федерации. Ждем решения (в итоге сенаторы отклонили закон до 1 января 2020 года — Ред.), — констатируют предприниматели.