За стеклом
«Чурилово» - крупнейший в России тепличный комплекс по круглогодичному производству свежих овощей
Инвесторов привлекает в крупные тепличные комплексы высокая рентабельность и быстрая окупаемость проектов, а также пустой рынок
Каждый раз, подлетая к Челябинску, особенно в темное время суток, многие пассажиры устремляются к окнам посмотреть на «местный НЛО»: под крылом самолета десятками тысяч ламп светится стеклянный массив — огромный, раскинувшийся на 25 га. В этом месте в пригороде Челябинска, где расположены теплицы ООО Агрокомплекс «Чурилово», всегда стоит белая ночь: 50 МВт хватило бы, чтобы осветить целый город. Можно гулять абсолютно беспрепятственно.
Ассоциация «Теплицы России» предложила специалистам отрасли овощей закрытого грунта совершить увлекательный вояж в поселок Чурилово для предметного знакомства с «НЛО». Уникальный тепличный комплекс по круглогодичному производству свежих овощей, один из крупнейших в России, за очень короткое время, два с половиной года, возродился как птица Феникс на месте старых теплиц ангарного типа, благодаря инвестициям более 5 млрд рублей. Но прежде мастер-класса под сенью огуречных джунглей агротуристам предстоял профессиональный разговор об энергосбережении и инженерном обеспечении современных тепличных комплексов, применении передовых технологий и особенностях проектного финансирования модернизации тепличного комплекса. Это актуальная проблема для развивающейся отрасли круглогодичного выращивания овощей закрытого грунта. Теме энергосбережения и была посвящена конференция в отеле «Виктория».
Овощеводство защищенного грунта вместе с молочным и мясным скотоводством — приоритеты в развитии АПК. Промышленная Челябинская область становится еще и аграрной, отметил заместитель министра сельского хозяйства Челябинской области Евгений Ваганов.
Региону действительно есть, что демонстрировать агротуристам: он на первом месте в России по производству макарон, втором — по производству мяса курицы и яйца, пятом — свинины. Недавно попал и в первую десятку регионов по овощам закрытого грунта, реализовав два крупных проекта — Чуриловский и Агаповский (Магнитогорск). Сегодня на Южном Урале 33 га высокотехнологичного закрытого грунта, в этом году планируют получить урожай более 60 кг с каждого кв. метра. В итоге жители региона в холодное время года наполовину обеспечены овощами местного производства. Для реализации проектов агрокомплексов важную роль сыграла выдача госгарантии на этапе строительства: когда теплиц еще нет и кредит получить не на что, и заложить нечего — денег банки не дают. Помощь была оказана не очень большая: 395 млн рублей при общем объеме инвестиций в оба проекта 6,7 млрд рублей. Но госгарантия была основным толчком, который позволил решить вопросы финансирования.
Агрокомплекс «Чурилово» заточен на круглогодичное выращивание продукции с мощным расходом электроэнергии. Соответственно, необходимо было решать проблему энергозатрат. Как рассказали гостям конференции, еще год назад, когда для теплиц покупали электроэнергию с рынка, она достигала 50% в себестоимости. Затем была построена собственная генерация на 8,6 МВт, которая параллельно позволяет вырабатывать тепловую энергию и углекислый газ. Еще один крупный инвестпроект был реализован в этом году: недостающее электроснабжение тут стали получать напрямую от генератора электрической энергии компании «Фортум». Это позволило исключить сетевую составляющую в оплате услуг по передаче электроэнергии. Экономия за год составит 25 млн рублей. В итоге добились снижения себестоимости продукции. Это оптимизировало экономику компании. Зимой агрокомплекс способен полностью обеспечивать себя углекислым газом, исключая дополнительные затраты на его приобретение. Часть невостребованного тепла и излишки электроэнергии будут продаваться населению.
Агрокомплекс «Чурилово» взял самые лучшие технологии, которые есть в мире. Агротуристам из 40 регионов страны их показали. Они увидели, что все пять блоков теплиц на 100% оснащены системой искусственной досветки, общая площадь которой составляет 20,5 гектара. Светильники изготовлены двумя отечественными фирмами. В теплицах — четырехконтурный обогрев: потолковый, верхний, зональный и нижний. Тепличные блоки построены по голландской технологии с использованием энергоэффективных фундаментов, металлоконструкций и остекления. Все производственные процессы автоматизированы, в том числе используется система зашторивания для экономии тепла в зимний период. Конструкция теплиц вкупе с необходимой инженерией позволяет выращивать овощи круглый год с одинаковой урожайностью. С переходом на голландскую технологию выращивания урожайность выросла более чем в четыре раза: с 30 килограммов на квадратный метр до 120. Тем самым повысилась эффективность бизнеса.
Залезть в поезд первыми
Нашим гидом стала сама Алла Лебедь, генеральный директор агрокомплекса.
— Алла, какова структура проекта «Чурилово»?
— Особенность его в том, что удалось создать пять похожих блоков, которые являются абсолютно самодостаточными единицами, могут работать самостоятельно, если есть потребность в локальном производстве продукции на небольших участках.
На основе этого проекта разрастается конгломерат еще 19-ти проектов. Например, мы говорим о создании торгово-закупочной компании а-ля торговый дом, действующей в Москве, Санкт-Петербурге, Тюмени, Перми, Екатеринбурге. Весной начинаем проект выращивания овощей открытого грунта на 3 тыс. га, чтобы под нашим контролем производить экологически чистые основные борщевые овощи: картофель, капусту, морковь, лук и свеклу.
Мы пошли дальше географически: подписали меморандумы о создании межправительственного проекта России и Казахстана по строительству тепличного комплекса на 25 гектаров в городе Рудный Кустанайской области. Первый урожай он даст в 2017 году. Аналогичный проект реализуем в Москве. Я считаю, что мы можем применить типовые решения к тиражированию тепличных комплексов, это безусловно экономит прямые затраты в некоторых случаях до 20% и более.
Другой наш тепличный мегапроект на 25 га — недалеко от Челябинска, в городе Аша планируется наладить производство компоста, чего в России нет в принципе. Там же планируется площадка под выращивание грибов. Аша входит в программу развития моногородов, где наблюдается стагнация экономики, необходимы новые рабочие места.
Готовимся к запуску производства кетчупа «Витамины с грядки» (торговая марка «Чурилово»), выработаны первые пробные 5 тонн. Рецептуру изобрели сами, нашли технологов, создали фокус-группы: кетчуп всем понравился.
— Откуда такое буйство проектов? Спешите снизить себестоимость продукции, заместить то, что выбывает с рынка из-за санкций?
— Конечно, хотим нашу уникальную производственную площадку и команду, менеджмент использовать на все 100% для реализации других проектов. На этот шампур можно нанизать переработку, консервацию, грибы, компост, кетчуп, открытый грунт и прочее. Безусловно, игроки рынка овощей рады санкциям, основному тренду на импортозамещение. Это открывает нам рынки, перспективы. Наш огурец лучше иранского, турецкого и китайского «быстрого». Мы отвечаем за качество собственной продукции в закрытом и открытом грунте.
— Пользуетесь кредитной поддержкой?
— Без нее никак: нашим крупным партнером является Россельхозбанк. Минсельхоз РФ субсидирует производство, это не такие большие деньги, но ощутимая помощь. Грибы пока не вошли в программу субсидий. Наши кураторы, голландские специалисты, обещали нам урожайность 100 кило с кв. метра в год, это по 10 килограммов в месяц. Мы добились лучших результатов, вышли на 18 — 20 кило в месяц по теплице, оптимизируя процессы, используя ноу-хау в технологиях.
— В чем интерес к проекту в Казахстане?
— Казахстан не богат такими агрокомплексами, как «Чурилово». Губернатор
Кустанайской области в рамках визита в Челябинскую побывал в нашем агрокомплексе. А вскоре нас пригласили в Казахстан выбрать площадку для реализации аналогичного проекта из пяти тепличных блоков по пять гектаров каждый. Привлекло то, что Казагрофинанс, который инвестирует государственные деньги в такие проекты, имеет в инструментарии гораздо более привлекательные для инвестора субсидиальные механизмы, нежели те, что у нас в России. На начало декабря намечено подписание документа по структуре финансирования проекта с Казагрофинансом и Евразийским банком.
Чуриловские огурцы продаются от Москвы до Красноярска
— Вам нужен выход на казахстанский рынок?
— Я рассматриваю это как расширение географии сбыта для «Чурилово». Кустанайская область сегодня берет оптом нашу продукцию. Прежде чем зайти с этим проектом к соседям, естественно, мы тщательно проанализировали рынок. Овощи могут поставляться в радиусе до двух тысяч километров без проблем в шесть экономически развитых городов, это Астана, Алма-Ата, Атырау, Актау и Актюбинск с Карагандой.
— А каковы ваши позиции на рынке Челябинской области, в федеральном масштабе?
— Таких комплексов на 25 га, с досветкой, в России меньше пяти. Поэтому все крупные игроки друг друга хорошо знают, мы картельно дружим, понимаем беды и чаяния друг друга. Определяться с ценовой политикой помогает хорошая здоровая конкуренция. На территории Большого Урала аналогов «Чурилово» нет. Есть упоминавшаяся магнитогорская компания «Агаповский комбинат», где больше 10 га. С ней мы тоже дружим, обмениваемся опытом, совместно разрабатываем какие-то стратегии. Те же 10 га в Екатеринбурге у теплиц УГМК-Агро и в Тюмени у Тюмень-Агро.
Сегодня спрос везде превышает предложение, местных овощей не хватает. Поэтому в Екатеринбурге торговые сети — основные наши потребители, каждый день звонят: «Давайте еще огурцов, почему не посылаете салаты?» Помимо Екатеринбурга снабжаем овощами Тюмень, Пермь, Омск, Красноярск, Новосибирск, Сургут, Ханты-Мансийск.
— Самолетами доставляете?
— Нет, фурами: это все до двух тысяч километров. И в обратную сторону, на запад от Урала: Москва, Санкт-Петербург, Самара. И Казань, несмотря на то, что в Татарстане огромный комбинат «Майский».
— Когда огурец уезжает за две тысячи километров, его цена удваивается?
— В принципе при транспортировке огурца и томата такое транспортное плечо не пугает, и финансовая составляющая не столь высока, удорожание на килограмм продукции небольшое. Самое страшное в цене овощей не логистическая наценка, а себестоимость из-за энергетической составляющей.
За качество подготовки воды и «питания» для растений отвечает высокотехнологичное оборудование
Конкуренты текут
— Какую долю рынка вы хотите занять?
— Мы имели до лета в Челябинской области 15 — 20% рынка. Затем увеличили долю до 35%, купив у одного из партнеров фирменную розницу: сегодня у «Чурилово» 52 точки в городе плюс десять рынков выходного дня и пять основных. Благодаря сотрудничеству с сетью «Красное и Белое», «Ариантом» и «Провиантом» до конца года увеличим свою долю в регионе до 40%. Остальную часть рынка заполняют более мелкие игроки, импорт.
— Импорт еще присутствует?
— Он присутствует зимой, но не страшен нам как конкурент и не влияет на экономику предприятия в силу того, что сказывается длинное транспортное плечо: овощи доезжают до наших мест не столь свежие. Заходя сюда, иранские и турецкие поставщики резко демпингуют и снижают нашу продажную стоимость, а через пару дней их продукция начинает течь и становится неконкурентоспособной.
— Насколько вы независимы от импорта?
— У нас идет разноплановая работа по дальнейшей оптимизации цены и замены голландских составляющих производства. На базе агрокомплекса «Чурилово» создаем научно-исследовательскую площадку, чтобы апробировать отечественные минеральные удобрения: нашли огромное количество кулибиных в этой теме. Смотрим, как ведут себя удобрения, отечественные горшочки для растений. Это ж все было привозное. Стали использовать отечественных пчел — воронежских — для опыления растений, теперь у нас собственная пасека. Шмели из Израиля пока остаются, не нашли замену.
Очень важно было начать производство энтомофагов — жуков, которые борются с вредителями растений. Раньше тратили 20 млн рублей в месяц на их закупку. Мы хотим обеспечить ими собственные теплицы: на рынке даже у основных игроков нет таких биолабораторий, потому что очень дорогостоящая затея, 70 млн рублей стоит только теплица для их выращивания. Мало того, мы хотим залезть и в этот поезд первыми — производить энтомофагов для рынка. Чтобы жуков у нас, как у голландцев, покупали партиями. Таковы крупнейшие инвестпроекты этого года и на ближайшую перспективу.
Тренд на импорто-замещение открывает рынки производителям овощей
В инновационном цехе под руководством талантливого изобретателя Владимира Воронина придумывают аналоги голландским машинам, которые стоят в десятки раз дешевле, — это важно, поскольку у нас огромный парк различной техники и механизмов по обслуживанию процессов и замене ручного труда в тепличном комплексе.
Менеджеры от «Чурилово»
Пока агротуристы вдыхали ароматы тепличного лета и мысленно примеряли на себя роль главных кормильцев своих регионов, мы задали нашему гиду личный вопрос:
— Алла, вы же по образованию — филолог. Как вы стали менеджером, да еще в АПК?
— Да, я закончила факультет романо-германской филологии Уфимского университета, потом пединститут. На заре перестройки консалтинговая компания
A.T. Carney в Челябинске создала центр поддержки предприятий под руководством Олега Пермякова, Алексея Лебедя, Сергея Казакова, Ольги Гусаренко, они привозили лучших владельцев предприятий Запада, которые в течение двух лет учили уральцев бизнесу. И, я утверждаю, порой MBA не дает той школы, что существовала у нас на базе консалтинговой компании A.T. Carney.
В 1996 году инвестиционный венчурный фонд Лемикс предложил мне возглавить представительство для инвестиционной оценки предприятий Челябинской области. С того времени начался мой управленческий опыт на топовых позициях в промышленности.
— А как вы решились возглавить «Чурилово»?
— Десять лет назад я уехала из Челябинска в Москву, была руководителем в том числе одной из компаний РЖД. Скажу честно: после того, как ты был заточен на результат, возглавляя большие проекты в частном бизнесе, крайне сложно работать в крупных государственных холдингах. Там, как правило, ты являешься некой шестеренкой в большом механизме, от тебя мало что зависит. С прежними челябинскими работодателями у меня сохранились добрые отношения. Поэтому, когда однажды мне позвонили: «прилетай», мне не нужно было много времени на размышления. У меня всегда есть потребность в драйве, чтобы дело забирало всю меня.
— Чем вам нравится этот проект?
— Самый главный критерий интереса к работе — это быстрый результат. Важна созидающая составляющая, когда ты выращиваешь хорошую качественную продукцию, экологически чистую, даешь ее своему краю. И видишь весь процесс от посадки семян растений, их рост и плоды труда.
И, конечно, важна команда, которая сформирована в агрокомплексе. Бесконечное острое удовольствие работать с молодым составом: средний возраст топ-менеджмента — 30 лет. Эти ребята отвечают за огромные сектора, в каждом, например энергетическом или техническом, под их началом до шестидесяти человек. На них возложена большая ответственность: допустим, если погорит та же газопоршневая, не будет досветки и, следовательно, урожая. Молодые спокойно принимают этот вызов и справляются. Команде нравится состояние боевой готовности 24 часа в сутки на креативность, нестандартные решения, на выдачу оптимизирующих процесс моментов. Когда ты реально ощущаешь себя нужным.
Развитию овощеводства закрытого грунта мешают дорогая электроэнергия, нехватка кадров и плата за вход в торговые сети
Мой опыт, накопленный за 25 лет управления, подсказывает мне единственную вещь: если ты будешь относиться к работникам как к клиентам, у тебя будет все в порядке. Ты можешь купить головы, руки, ноги, спины, но никогда не купишь душу человека. Ее можно открыть единственным ключом жизни — любовью. Они придумали сами, что у меня материнский стиль управления, и на «мать» не обижаются, хотя она может и выдворить из кабинета: если все справедливо.
— Среди женщин-менеджеров есть такая классификация.
— Не знаю, в какие матрицы это встраивается, но мне важно, чтобы они не боялись прийти и озвучить проблему, сказать: я пришел с решением. Я смотрю чуть дальше — они должны уметь быть ответственными, уметь принимать решения. И я бы хотела, чтобы эти решения были нестандартными.
Проблему кадров решаем сами — растим собственные: при помощи министерства сельского хозяйства области добились введения дисциплины агрономия закрытого грунта, которую теперь изучают в Южно-Уральском государственном аграрном университете. Забираем выпускников с бакалавриата и затачиваем под себя. За два года организовали полугодовую кафедру на базе собственного предприятия и готовим студентов на современных агрономов.
… Возвращаясь в Челябинск, «усталые, но довольные» агробизнесмены сошлись во впечатлениях: опыт «Чурилово» убеждает — отрасль в ближайшие годы может активно развиваться. Но возрождение по сути уничтоженного отечественного производства овощей закрытого грунта требует трудов. Подобная ситуация была со свиноводством и птицеводством восемь-девять лет назад: тогда начинала формироваться господдержка этих направлений, в том числе региональная, и потенциальные инвесторы также оценивали риски и возможности. По мнению некоторых экспертов рынка, рентабельность в сегменте овощей закрытого грунта вполне может достигать 40 — 50%. Безусловно, господдержка этого направления очень важный аргумент в банковской оценке рисков финансирования таких проектов. Тот, кто рискнул, теперь активно развивается.