Здесь был Мао Цзэдун
Международное сотрудничество
Большой Урал вправе рассчитывать на особые отношения с Китаем, имеющим давние тесные контакты с местными предприятиями
В рамках Иннопрома-2015, который стартует 7 июля в Екатеринбурге, будет организована беспрецедентная по масштабам национальная экспозиция Китая. Еще ни в одной стране мира Поднебесная так не презентовала свои производственные возможности. Китайские стенды займут 7,5 тыс. кв. метров по нескольким секциям: высокоскоростные железнодорожные магистрали, авиастроение, судостроение, электроэнергетический комплекс, автомобилестроение, электроника, машиностроение, атомная энергетика, спутниковые навигационные системы, авиакосмическая отрасль. Отдельно будут представлены провинции КНР. На выставку приедут около тысячи китайских предпринимателей, свыше 150 предприятий, в их числе China High Speed Railway, China Ocean Shipping Company, Lifan Industry Group, Xuzhou Construction Machinery Group, Huawei Technologies Co. Ltd. Отбор участников проводился очень жестко, учитывались два критерия: продукция должна быть высокотехнологичной, а компания — иметь потенциал для сотрудничества с Россией. Какие задачи стоят перед китайским бизнесом, «Э-У» рассказал генеральный консул КНР в Екатеринбурге Тянь Юнсян.
— Господин консул, на Иннопроме предприятия представят семь провинций Китая. Почему именно эти регионы заинтересованы в сотрудничестве с РФ?
— Хэйлунцзян граничит с РФ. Провинции Ляонин, Цзянсу, Чжэцзян, Шаньдун, Гуадун находятся в более развитой части КНР, а Ганьсу представляет западную часть Китая. Это наиболее экономически развитые территории страны. Каждая из них будет экспонироваться на отдельной площадке, со своими ведущими предприятиями. Мы привезем лучшее, что есть в Китае. Представлять регионы будут делегации во главе с руководством провинций. Две из них, Хэйлунцзян и Гуадун, намерены провести переговоры с властями Свердловской области о развитии сотрудничества. Как известно, столица провинции Гуадун Гуанчжоу — побратим Екатеринбурга, а с провинцией Хэйлунцзян Средний Урал давно поддерживает тесные связи.
— Официальную делегацию возглавит вице-премьер Госсовета КНР?
— Будет две делегации: официальная, ее возглавит заместитель премьер-министра Генерального совета КНР, и состоящая из бизнесменов. На Иннопром также могут приехать делегаты, участвующие в саммитах ШОС и БРИКС, которые в это же время будут проходить в Уфе: Россия и Китай играют в них ключевую роль.
Через технологии к рынкам
— Центральное событие Иннопрома — российско-китайский бизнес-саммит. Какие вопросы намерена решить китайская делегация?
— Китай — официальный партнер выставки. Об этом главы государств Владимир Путин и Си Цзеньпин договорились еще в прошлом году. Надеюсь, что особый статус КНР в качестве партнера поможет укрепить отношения между странами. Ну и, конечно, с помощью экспозиции мы хотим показать наши производственные достижения.
— Китайский бизнес на Иннопроме в основном представлен госкорпорациями. Такова позиция КНР — способствовать продвижению госпредприятий?
— Тема Иннопрома — высокие технологии, ими в основном занимаются крупные компании с госучастием. Но среди участников немало АО с частным капиталом, например, несколько электроэнергетических предприятий. Я уже не говорю о Huawei.
— В каких отраслях у России и Китая больше шансов на создание СП?
— Мы давно сотрудничаем с Россией в авиакосмической отрасли, авиастроении, атомной энергетике. Вы же знаете, что страны совместно строят атомную электростанцию. Для ее оснащения используются самые передовые технологии. Китайский бизнес ищет партнеров для разработки дальнемагистрального авиалайнера на базе предприятия в Шанхае. Китай уже подписал соглашение с РФ о строительстве ВСМ от Москвы до Казани, сейчас обсуждается продление скоростного пути до Пекина через Екатеринбург. Мы намерены участвовать в проекте не только финансово. Китай занимает лидирующие позиции по технологиям строительства ВСМ: у нас лучшие показатели по скорости движения составов, безопасности и энергосбережению. Плюс сопутствующая инфраструктура. Недавно я был в Китае в командировке и проехал на высокоскоростном поезде: 300 км в час — это очень быстро.
— В июне из провинции Хэйлунцзян в Гамбург отправился первый грузовой поезд в рамках проекта «Харбин — Европа». Маршрут связал Азию и Европу, проходит через Россию и Польшу, всего более 9 тыс. км. В чем его актуальность — в высокой коммерческой ценности или низких логистических издержках?
— Это логистический маршрут. Кроме Харбина маршруты в Европу открываются из городов Ляньюнган и Чунцин. Существуют две наиболее важные магистрали из Китая в Европу, обе проходят через Россию. Из Харбина дорога идет по Транссибирской магистрали через Екатеринбург. Второй путь — из западной части КНР, из Урумчи через Астану и Челябинск.
Changan или Lifan
— Предприятия Урала могут рассчитывать на китайские инвестиции?
— У территорий Уральского федерального округа большой потенциал сотрудничества с КНР. Особый интерес с точки зрения инвестиций и торговли представляет для нас Свердловская область — это один из самых развитых регионов РФ. Многие крупные предприятия региона — Уралвагонзавод, Уралмашзавод, Уральский приборостроительный завод — работают с Китаем в сфере машиностроения. Другая область для сотрудничества — автомобильное производство. Я продвигаю ее всеми силами: сейчас площадки по производству китайских авто расположены возле Москвы, а я хочу, чтобы цеха перевезли на Урал. Третья сфера, к которой я хочу привлечь китайские предприятия, это электроника. В Китае много маленьких компаний, которые производят качественную продукцию и готовы делиться опытом.
— Госкомпания Changan со штаб-квартирой в городе Чунцин в 2014 году заявила о намерении создать с одним из крупных российских предприятий производство мощностью до 150 тыс. машин в год. Позже появилась информация, что пятый по объемам выпуска китайский автопроизводитель может обосноваться в Свердловской области.
— У вас правильная информация. Когда я был в Китае, я специально посмотрел производственную базу Changan. У них есть автомобили, которые будут пользоваться спросом в России, потому что приспособлены к климату и дорогам. У компании уже есть представительство в Москве и Санкт-Петербурге, налажен сбыт продукции. Они хотят расширить присутствие на российском рынке и организовать производство. Я встречался с руководством Changan и посоветовал им обратить внимание на уральские площадки. Заинтересованность в регионе есть. Были конкретные договоренности, но помешали обстоятельства. Я встречался в октябре прошлого года, а в ноябре началась резкая девальвация курса рубля, переговоры пришлось заморозить. Мы организуем новые встречи, но пересчитаем себестоимость производства.
— Заинтересованность в регионе есть и другого производителя авто — компании Lifan.
— Lifan вместе с другими автопроизводителями Китая будет принимать участие в Иннопроме. Там точно так же думают о расширении присутствия в России, а моя задача этому содействовать. Консульство готово провести для Lifan исследование рынка. У компаний есть возможность посмотреть свердловские площадки для организации СП.
Резидентов нет, туристы есть
— Как вы оцениваете инвестклимат на территориях, которые входят в состав вашего консульского округа?
— Климат приятный, особенно в Свердловской области. Есть льготы и поддержка, но есть и некоторые проблемы, о которых я бы хотел сказать. Первый больной вопрос — финансирование. Есть хороший пример: между российской и китайской компаниями было подписано соглашение о строительстве цементного завода в Свердловской области. Общая стоимость проекта превышает 300 млн долларов. Это большой проект. Китайская сторона была готова начать работу, но российская — не смогла решить проблему с финансированием: договорились о кредите с банком, у которого затем отобрали лицензию. Пока идут переговоры. Вторая проблема, которая волнует китайских инвесторов, — это квота для привлечения иностранных работников. В Свердловской области эта тема не так остра, как в Челябинской. Там квота очень маленькая. Бизнес из КНР уже вложил капитал в производство мебели, строительных материалов, но не может получить квоту. Конечно, есть вопросы и к китайскому бизнесу. Я всегда прошу предпринимателей из КНР соблюдать российское законодательство и в том, что касается охраны окружающей среды, и в том, что касается налогов.
— Готов ли китайский бизнес работать в индустриальных парках? На Иннопроме будет подписано соглашение о создании российско-китайского бизнес-парка — транспортно-логистического комплекса с элементами производства.
— Мне известно, что в Екатеринбурге есть два промышленных парка с хорошей инфраструктурой. Но там еще нет китайских резидентов. Пока предприниматели из КНР специализируются на производстве стройматериалов, обуви и мебели, они не готовы стать резидентами. Мы готовы приглашать китайские делегации для демонстрации парков и заинтересовывать их. Совсем недавно Урал посетила делегация Международного союза коммерческих ассоциаций (объединяет более 2500 предприятий Китая).
— А как российские предприятия могут заявить о себе для Китая?
— Есть российско-китайский Экспо. В 2014 году в Харбине в этой выставке участвовали Уралмашзавод, УОМЗ, УрО РАН. Это специализированная выставка, прошлым летом почти все субъекты РФ организовали там свои стенды.
— Чем интересен Екатеринбург рядовому китайскому туристу?
— Город очень красивый, здесь много достопримечательностей, замечательная природа. Тем более в Китае знают, что здесь расстреляли последнего российского царя. Приоритетные объекты для жителей КНР — заводы, которые имеют давние связи с Китаем. Например, Уралмашзавод, который в свое время посещал Мао Цзэдун (председатель ЦК КП Китая. — Ред.).
— Есть ли необходимость организовывать дополнительные авиарейсы из КНР в Екатеринбург в дни Иннопрома?
— Основной исполнитель авиарейсов из Китая в Екатеринбург — «Уральские авиалинии». Их рейсы покрывают все наши потребности. Тем более что некоторые участники прилетят на выставку из Москвы, Иркутска, Новосибирска.