28.02.2020

Европейский взгляд на социальные инновации

Европейский взгляд на социальные инновации

Профессор Гейдельбергского университета Тен Волкер предлагает российским НКО решать общественные проблемы с помощью социального проектирования

Социальные инновации — новые практики (продукты, услуги, модели или процессы) межсекторного взаимодействия для лучшего решения социальных проблем и удовлетворения социальных потребностей населения. Активно они начали развиваться после экономического кризиса 2008 — 2009 годов и снижения расходов на социальную сферу. По словам научного сотрудника Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ Ирины Краснопольской, «в документах Европейской комиссии и Аналитического центра Европейской комиссии (BEPA) социальные инновации рассматриваются как основной инструмент мобилизации ресурсов для решения социальных вызовов в Европе, как необходимый элемент технологических инноваций и социально-экономического развития, как инструмент для достижения большего социального результата меньшими усилиями».

Основными элементами социальных инноваций признается социальная направленность, ориентация на достижение социальной цели, релевантность и легитимность в сообществе (то есть они должны отвечать интересам и потребностям жителей), а также новизна для местного контекста. Кроме того, социальные инновации основываются на активном межсекторном взаимодействии между разными группами участников. «В ЕС инновации в сфере устойчивого развития и сокращения бедности направлены на поддержание доходов, самопомощь, создание возможностей. Проекты в сфере занятости предлагают инновационные решения для снижения безработицы среди молодежи и других уязвимых групп населения, для развития социального предпринимательства», — рассказывают в Центре исследований гражданского общества и некоммерческого сектора.

Ирина Краснопольская привела несколько примеров инновационных проектов: обучение и привлечение безработных к ремонту пустующих и непригодных для жилья муниципальных помещений (Voidstarter, Ирландия), привлечение мигрантов к пошиву одежды из забракованных тканей (QUID, Италия). По ее мнению, в социальной сфере, в отличие от транспорта, здравоохранения или энергосбережения, основная роль в создании и распространении социальных инноваций принадлежит организациям гражданского общества и НКО как локально укорененным организациям, проводникам низовых инициатив граждан.

Как развиваются социальные инновации в европейской практике и как их можно применить в России, «Э-У» рассказал доктор социальных наук, основатель и исполнительный директор Центра социальных инвестиций и инноваций (CSI) Гейдельбергского университета Тен Волкер, который выступил с открытой лекцией в коворкинг-центре Института экономики и управления Уральского федерального университета.

— Как определить, какие социальные инновации нам нужны для решения тех или иных проблем?  

— Нужно ответить на несколько вопросов. Во-первых, важно разобраться, каким социальным статусом обладает проблема, которую вы намереваетесь решить, интересна ли она гражданскому обществу с точки зрения приложения усилий для ее решения. Во-вторых, где взять ресурсы на ее решение. В-третьих, в какой системной среде вы работаете. В-четвертых, каковы социальные ценности в обществе. Список можно продолжать. От ответов будет зависеть наш подход к решению проблемы. CSI исследовал сферу социальных инноваций в течение десяти лет. Мы долго дискутировали с коллегами из разных стран. На одном из семинаров британцы, например, заявили, что социальные инвестиции может делать только рынок. А датчане сказали, что эта роль принадлежит государству. И каждый выражал определенную политическую культуру своей страны. Исследователи CSI убеждены, что социальные новации невозможны без участия гражданского общества. Мы настаиваем на том, что социальные инновации направлены на решение реальных социальных проблем, то есть у всего общества должна быть потребность в их решении. Это отправная точка. Причем должно быть ощущение неотложности решения проблемы, она должна быть насущной: поддержка пожилых людей, молодежи, мигрантов и т.п. Например, в Германии в 2015 — 2016 годах появилось более миллиона беженцев. Встали вопросы языка, рынка труда, интеграции. Раньше подобных не было, и когда они возникли, это затронуло все общество.

Способность действовать

— Социальная инновация это новый взгляд на решение таких проблем?

— Это новый способ их решения через оказание новых услуг или выпуск новой продукции. Это может быть новый способ организации деятельности или финансирования деятельности в этой области. А главное, инновация — это вовлечение людей, сообществ в решение проблемы. По сути, это повышение способности общества действовать. Успех будет зависеть от того, удастся ли вам привлечь значимых людей, какие сектора вы задействуете, как будете работать с госорганами и рынком. Очень часто возникает вопрос эффективного использования уже имеющихся ресурсов и активов.

— Нужна коллаборация?

— Да. Новые связи, новые отношения, новые инструменты и модели. Я бы еще применил термин «сопроизводство».

— Что он обозначает?

— Есть хороший пример: ресторан, где людей кормят в кромешной темноте. Это социальное предприятие, созданное предпринимателем, который задумался об оказании помощи слепым. Он предоставил им работу. Но это не единственная функция этого предприятия. Такие рестораны меняют восприятие общества. Посетители на время становятся незрячими, они попадают в условия, в которых постоянно живут слепые люди. Это совершенно другие ощущения, когда тебя к столику проводит слепой официант, приходится прислушиваться к тому, что происходит вокруг, думать, как не опрокинуть бокал. При этом у сотрудников такого заведения есть своего рода актив — у них нет проблем с ориентацией в пространстве. Это и есть сопроизводство.

А есть предприятия, которые проводят в темноте выставки —  запахов, шумов, звуков. Это обостряет тактильные ощущения. Ты входишь в помещение и неожиданно натыкаешься на что-то, спотыкаешься. И вдруг понимаешь, что ходишь по обыкновенному тротуару и натыкаешься на почтовый ящик. Идешь дальше и сталкиваешься с урной. Входишь в другое помещение и чувствуешь запах фруктов и овощей. Значит, ты пришел на рынок и т.д. Так вы позволяете людям осознать серьезность проблемы, заинтересовать их в ее решении. Вы влияете на ценности и нормы общества.

Социальные инновации основываются на активном межсекторном взаимодействии между разными группами участников

— Где возникают социальные инновации?

— Где угодно: это могут быть местные сообщества, органы власти, рыночные предприятия. Есть компании, которые используют принцип «справедливой торговли». Ее цель — обеспечить покупку товаров от небольших местных поставщиков (например, кофе от мелких производителей из развивающихся стран) по «справедливой цене», поддерживающей их жизнеспособность, и продажу на рынках, которые готовы платить небольшую премию, превышающую базовую рыночную цену на мировых рынках. Инновация может пройти различные пути. Но участие гражданского общества для ее реализации необходимо. Оно формирует отношение людей к той или иной проблеме. Например, кто пойдет покупать кофе из развивающихся стран, если всем все равно, откуда его привезли. Но если в обществе есть потребители, которые хотят использовать свою покупательную способность, чтобы в дополнение к покупке товаров достичь социального блага, ситуация изменится.

Стать устойчивее

CSI был создан Гейдельбергским университетом?

— CSI появился, когда я и мои коллеги из германских фондов решили, что необходим центр, где проводились бы систематические исследования. Мы получили грант и создали такой центр. Затем возник вопрос, в каком университете нам его организовать. Единственное условие — университет должен иметь много дисциплин, не только бизнес-школы. И случайно таким оказался Гейдельбергский университет (он размером с УрФУ, около 30 тыс. студентов), где работал мой коллега и содиректор. Ректор нас поддержал.

Центр социальных инвестиций (CSI) является исследовательским центром Института социологии им. Макса Вебера на факультете экономики и социальных наук Гейдельбергского университета (Германия). Центральные темы исследований  фонды, гражданское общество и социальная экономика

— Сколько в Германии человек работают в некоммерческом секторе?

— 4,5 миллиона. Экономическая ценность сектора сопоставима с автомобильной промышленностью страны. Соответственно, зарплаты в секторе высокие.

— А уровень административных расходов?

— Если расходы будут слишком высокими с точки зрения финансовых органов, вы потеряете статус общественной организации. Когда расходы достигают 50 — 60%, это означает, что вы используете некоммерческие деньги неправильно. Адекватный уровень — 10 — 20%. Но когда организации осуществляют какие-то проекты, средства на их реализацию рассматриваются не как административные расходы, а как проектные издержки. У нас много организаций, которые работают не по грантовой, а по проектной модели.

— Вы исследуете некоммерческий сектор 25 лет. Как он изменился за это время?

— Существенно вырос во всех странах, включая Россию. 25 лет назад в России НКО и людей, вовлеченных в их деятельность, было очень мало, сегодня — очень много. Можно говорить о росте не только количественном, но и профессиональном. Сектор занимает важное место, дает работу сотням тысяч людей, решает массу проблем. Но ему необходимо стать еще устойчивее.

— Как измерить эффективность НКО?

— Для бизнеса есть явные критерии, по которым можно судить о его эффективности, например, доходность. Как измерить социальный эффект? Здесь нет четких стандартов, потому что мы все еще находимся в процессе выработки концепции. Но сейчас ведутся активные дискуссии в отношении социального возврата от социальных инвестиций. И в перспективе это означает, что мы выработаем концепции, которые в конечном итоге оценят социальный эффект деятельности. Конечно, это гипотетически, но мы, например, могли бы показать, что каждый евро, который мы вкладываем в заботу о престарелых, дает всему обществу около двух евро в год. Тема эффективности сектора будет развиваться еще и потому, что она важна для доноров. Они хотят видеть реальные эффекты для общества от своих инвестиций.

Справка

Тен Волкер (Dr. Volker Then) — доктор социальных наук, основатель и исполнительный директор Центра социальных инвестиций и инноваций Гейдельбергского университета, автор книги SocialReturn on Investment Analysis. Обучался в университетах Тюбингена, Билефельда и Оксфорда (колледж Святого Антония) по истории, социологии и экономике. Был членом исполнительной сессии по благотворительности Центра Хаузера (Hauser Center) для некоммерческих организаций Школы государственного управления им. Кеннеди при Гарвардском университете (1999 — 2002), членом Совета управляющих (2000 — 2006) и Международного комитета (2000 — 2006) Европейского фондового центра (European Foundation Center) в Брюсселе.

Фото автора и https://www.uni-heidelberg.de/de

Еще в сюжете «Благотворительность на Урале»

Материалы по теме

Опубликован доклад «Влияние COVID-19 на благотворительность и некоммерческий сектор»

Культура — это про качество жизни, про наше будущее

Путин подписал распоряжение о выделении 8 млрд рублей

Аналитический центр «Эксперт» и журнал «Эксперт-Урал» дали старт ежегодному проекту «Благотворительность на Урале»

Стартовал проект «Лидеры корпоративной благотворительности. Урал»

Аналитический центр «Эксперт» приглашает Вас принять участие в исследовании благотворительности и волонтерства