Осознанная необходимость
Благотворительность на Урале
Волонтерство и партнерские проекты — пути развития корпоративной благотворительности
Аналитический центр «Эксперт» представляет результаты ежегодного исследования «Благотворительность на Урале». В течение пяти лет мы отслеживаем базовые показатели корпоративной благотворительности и второй год подряд фокусируем внимание на корпоративном волонтерстве. Результаты этого года подтверждают — в условиях экономического кризиса компании видят в добровольческой активности сотрудников один из путей дальнейшего развития сектора. Срез состояния благотворительной деятельности показал: кризисные настроения не помешали ей сохранить стабильность и прогресс в развитии партнерских отношений.
Денег меньше, волонтеров больше
В пятой волне исследования приняли участие 17 компаний и корпоративных благотворительных фондов, а также десять некоммерческих организаций (НКО). Шесть респондентов с нами с самого начала проекта, еще четыре — два года и больше. Всего за пять лет в исследовании приняло участие 45 компаний и фондов. Некоторые в этом году по разным причинам не предоставили данные, зато к нам присоединились Северский трубный завод, Юникс и «Уральские авиалинии».
Несмотря на изменения, отраслевой и территориальный состав участников стабилен. Большая часть — предприятия промышленного сектора. Самые активные регионы — Свердловская и Челябинская области. В проект включены компании, ведущие деятельность в масштабах как Большого Урала, так и всей России.
В 2014 году на территории Большого Урала реализовано более 80 программ на общую сумму 865,5 млн рублей (данные о расходах раскрыли 12 участников). На протяжении 2011 — 2014 годов суммарный бюджет участников рос, но в прошлом году динамика упала (16,7% в 2014-м против 18% в 2013-м). В 2015 году пять из десяти компаний, раскрывших данные о бюджете на текущий год (основная стадия исследования пришлась на март-апрель, не все компании утвердили благотворительные бюджеты), планируют суммарное сокращение финансирования в среднем на 10,2%. Основная причина — сложная экономическая ситуация. Четверть опрошенных в прошлом году не только не урезали существующие благотворительные программы, но даже нарастили их количество. Две трети (63%) отмечают, что изменения, независимо от того, положительный или отрицательный характер они имеют, системны. Компании надеются на восстановление количества и объемов корпоративных благотворительных программ на докризисном уровне в течение двух лет.
Участники исследования считают, что альтернативными путями развития корпоративной благотворительности в условиях сокращения финансирования должны стать:
— включение в благотворительную деятельность сотрудников и клиентов — развитие волонтерства (21% респондентов) и стимулирование частных пожертвований со стороны сотрудников(16%);
— концентрация внимания на социальной эффективности программ (21%) и смена приоритета с массовых благотворительных акций на адресную поддержку по запросам (7,1%);
— кооперация с другими компаниями для разработки и реализации партнерских благотворительных программ (14,3%) и расширение сотрудничества с НКО (9,6%) — использование их опыта и ресурсов для более эффективной реализации благотворительности;
— замена помощи в денежной форме на помощь в натуральной форме (продукцией и услугами, волонтерской помощью сотрудников) — 7,1%.
Примеры кооперации в благотворительной сфере показывают корпоративный фонд Евраза, реализующий программу «Евраз — детям» совместно с фондом «Детская жизнь», и проект «Карта добра» — результат сотрудничества БФ «Синара» и СКБ-банка.
Три компании-участницы рассматривают возможность включения таких форм сбора пожертвований, как фандрайзинг и краудфандинг.
Со своим уставом
Прошлый финансовый кризис побудил компании к более четкому формулированию критериев отбора финансируемых проектов и глубокому планированию благотворительной деятельности. Результаты исследования показывают, что 80% опрошенных компаний имеют формализованную стратегию корпоративной ответственности, у 70% благотворительность является частью концепции социальной ответственности. Наиболее часто корпоративная благотворительность регламентируется политикой благотворительной деятельности (пять компаний), концепцией социальной ответственности (три участника), социальной политикой компании (еще два). Очевидно: документы, содержащие принципы, цели и задачи благотворительности, — основа ее эффективности.
Цели благотворительности, декларируемые участниками исследования, можно разделить на две группы. Первая — повышение качества жизни населения, сохранение здорового и благополучного общества. Такой выбор свойствен компаниям, ведущим деятельность в масштабах России, а также компаниям непроизводственного сектора. Вторая группа — реализация инициатив на территориях присутствия предприятий, направленных на поддержку сотрудников и их семей. Таких целей придерживаются прежде всего компании промышленного сектора, чей бизнес сосредоточен в рамках региона.
На протяжении всех волн исследования мы наблюдаем процесс передачи управления корпоративной благотворительностью специализированным подразделениям и сотрудникам. Среди участников 2015 года пятеро осуществляют управление корпоративной благотворительностью через собственные благотворительные фонды. Еще в пяти эта деятельность курируется подразделением, отвечающим за стратегическое развитие, маркетинг, персонал. У четырех — благотворительность находится в зоне ответственности специально назначенного сотрудника. Только три компании не выводят ее из функционала обычных сотрудников: возможно, пока не осознают, что благотворительная деятельность требует компетентного управления.
Наше все
Большого разнообразия сфер реализации благотворительных проектов и программ мы не зафиксировали. Наиболее популярны среди уральских корпораций социальная работа, социальная защита (18,7% от числа респондентов), поддержка образования и просвещения (15,8%). Далее следуют поддержка культуры и искусства и поддержка местных сообществ. Социальная работа — традиционная сфера реализации корпоративной благотворительности, и вкупе с поддержкой местных сообществ направлена на улучшение социально-экономической ситуации на территориях присутствия компаний. Программы в этих сферах реализуют шесть из семи промышленных компаний. Они, как правило, являются ключевыми работодателями (градообразующими предприятиями), и одним из основных приоритетов считают формирование в регионах присутствия стабильной социально-экономической среды, создание комфортных условий для работы и жизни как сотрудников, так и местного населения. Показателен пример «Русала», поддерживающего социальное предпринимательство как фактор социально-экономического развития территории. Интерес к поддержке образования и просвещения диктуется спросом на квалифицированных специалистов и развитие рынка труда.
Преимущественно в свободное время
Корпоративное волонтерство (его исследование начато годом ранее, см. «Акт четвертый») в той или иной форме присутствует в благотворительной деятельности всех участников исследования. Большинство компаний (62,5%) реализуют волонтерские программы «сверху» и включают их в концепцию социальной ответственности, что позволяет более эффективно вести волонтерскую деятельность, установить периодичность и порядок мероприятий. Сотрудники четырех компаний помогают по собственной инициативе, в трех волонтерство находится на стадии перехода от неформальной деятельности к формализованной: есть потребность в помощи — привлекаются волонтеры.
В 2014 году участники исследования реализовали на территории Урала более 60 волонтерских мероприятий, в том числе без привлечения финансовых ресурсов. Сотрудники уральских компаний предпочитают традиционные формы корпоративного волонтерства — посещение детских домов, субботники, сбор средств нуждающимся. Но по сравнению с прошлым годом возросла доля компаний, оказывающих грантовую поддержку благотворительным проектам сотрудников и безвозмездную профессиональную помощь благополучателям.
Более чем у двух третей компаний обязанности по координации корпоративного волонтерства возложены на отдел по связям с общественностью или кадровой политике. Добровольные начинания, инициированные сотрудниками компаний, чаще управляются комитетами, организованными из их же числа. Волонтерская деятельность ведется в свободное от работы время, в 12 компаниях — только во внерабочее время. Часто в волонтерской деятельности компании принимают участие не только сотрудники, но и члены их семей.
Компании надеются на восстановление количества и объемов корпоративных благотворительных программ на докризисном уровне в течение двух лет
По мнению участников исследования, корпоративное волонтерство положительно влияет на сотрудников: позволяет им развивать личные и профессиональные качества (15,3% от общего числа ответов), расширять связи (8,3%), брать инициативу в свои руки (9,4%) и больше узнавать о местных сообществах (9,4%). Кроме того, оно улучшает репутацию компании во внутренней и внешней среде (по 14,2% ответов), транслирует корпоративную культуру и ценности компании (9,4%).
Почти половина компаний при реализации корпоративного волонтерства не прибегают к помощи некоммерческого сектора. Те, кто с ним сотрудничает, как правило, привлекает работников к акциям, инициированным представителями НКО.
Наиболее часто компании (32%) предлагают список готовых программ и мероприятий, и сотрудникам нужно выбрать, в чем они хотят участвовать. Реже (28%) компании прислушиваются к предложениям работников по организации волонтерских мероприятий. При выборе акции компании руководствуются, во-первых, соответствием корпоративным ценностям (21% ответов), целям компании и принятой КСО (по 14%); во-вторых — планируемым социальным эффектом (15%) и числом благополучателей (8%); в-третьих — возможностью использования профессиональных знаний и навыков (10%) и количеством вовлеченных сотрудников (8%). Лишь в 5% ответов в качестве критерия указаны финансовые затраты на организацию мероприятий.
Большинство исследованных компаний оценивают результаты волонтерской деятельности, но только три из них имеют список индикаторов, измеряющих эффективность реализации программ. Корпоративное волонтерство — относительно новая практика для уральских компаний. Тем не менее все участники исследования планируют дальнейшее развитие программ в этой сфере.
Справка:
Дальнейшему становлению корпоративной благотворительности может способствовать изменение политики государства по отношению к социально ответственному бизнесу: налоговое стимулирование благотворительности (21% ответов) и публичная поддержка органами власти (18%). На этот процесс также будут положительно влиять повышение прозрачности сферы как со стороны благополучателей (14%), так и благотворителей |