Добро вольно

Благотворительность

Благотворительность

Бизнес делает ставку на корпоративное волонтерство как дальнейший путь развития благотворительной деятельности

Аналитический центр «Эксперт» завершил ежегодное исследование «Благотворительность на Урале». Уже шесть лет мы отслеживаем базовые показатели корпоративной благотворительности, третий год подряд фокусируя внимание на корпоративном волонтерстве — одном из основных направлений развития сектора в условиях экономической турбулентности.

Несмотря на кризис

В исследовании по итогам 2015 года приняли участие 12 компаний и корпоративных благотворительных фондов. Четыре респондента с нами с самого начала проекта, еще пять — два года и более. По разным причинам в этом году в исследовании не приняли участие некоторые наши давние партнеры, зато присоединились новые — «Энел Россия», Башнефть и Фонд помощи экипажам ракетных подводных крейсеров стратегического назначения «Екатеринбург» и «Верхотурье». В проекте участвуют компании, ведущие деятельность в масштабах как Большого Урала, так и всей России.

В прошлом году опрошенные компании и корпоративные благотворительные фонды реализовали на территории Урало-Западносибирского региона более 50 благотворительных программ. В течение последних двух лет совокупный бюджет респондентов (данные о финансовых показателях раскрыли девять участников) на благотворительность рос, несмотря на кризис, и в 2015 году составил 2 млрд рублей. Правда, обеспечивали его четыре-пять компаний и благотворительных фондов, без них динамика была слабой, а нередко и отрицательной.

В сложившихся макроэкономических условиях более четверти компаний (26,7% ответов) делают ставку на развитие волонтерских инициатив среди сотрудников, а также на вовлечение сотрудников и клиентов в благотворительную деятельность как жертвователей (6,7%). Респонденты ответили, что планируют больше внимания уделять социальному эффекту благотворительных программ (23,3%), а также скорректируют их приоритеты в зависимости от запроса со стороны общества и НКО (16,7%). Еще один путь — развитие партнерских отношений с НКО (10%) и другими компаниями (6,7%).

Отметим, что по сравнению с прошлым годом выросла заинтересованность компаний в развитии волонтерства, оценке эффективности и расстановке акцентов деятельности, партнерства с НКО, а также фандрайзинга (6,7% ответов). Происходит трансформация сложившихся практик, сферы корпоративной благотворительности в целом — изменения носят системный и долгосрочный характер, а не являются временной мерой в сложной экономической ситуации. Отметим примеры кооперации крупного бизнеса и НКО в благотворительной сфере. «Энел Россия» совместно с СРОО «Аистенок» поддерживают ветеранов. Благотворительный фонд «Синара» и СКБ-банк уже не первый год ведут проект «Карта добра», участником которого может стать каждый клиент банка. Coca-Cola и НКО «Полдень» реализуют программу «Растим добро» в подшефных детских домах. Всероссийский проект «Поколение М», реализуемый МТС совместно с рядом российских благотворительных фондов, призван не только помочь нуждающимся, но и привить обществу понимание необходимости благотворительности и милосердия.

Способствовать положительным изменениям в благотворительной сфере, по результатам опроса, будет большая открытость компаний-благотворителей, в том числе распространение информации об успешных примерах корпоративной благотворительности и возможность профессионального общения (21,6% ответов), представление результатов в СМИ (16,2%) и раскрытие информации в рамках конкурсов, премий, исследований (8,1%). Для повышения эффективности программ, по мнению респондентов, большое значение имеет доступ к профессиональным услугам специалистов из НКО в области разработки, управления и оценки корпоративных благотворительных программ (8,1% ответов). Для развития сферы важно повышение прозрачности деятельности благополучателей (13,5%). Немаловажную роль будет играть и государство, оказывая помощь как в виде публичной поддержки сферы (16,2%), так и в форме налогового стимулирования благотворительной деятельности (16,2%).

Написанные правила

По сравнению с прошлым годом увеличилась доля компаний-респондентов, имеющих формальную стратегию развития корпоративной социальной ответственности (89% против 80%), частью которой является корпоративная благотворительность.

Чаще всего корпоративная благотворительность регламентируется политикой благотворительной деятельности (на это указали пять компаний), концепцией такой деятельности и социальной политикой компании (по два участника), положением о благотворительном совете и иными документами. Помимо внутренних документов некоторые участники исследования руководствуются принципами устойчивого развития, изложенными в «Социальной хартии российского бизнеса», принятой членами РСПП. Наличие регламентирующих документов позволяет вести благотворительную деятельность более эффективно.

Мы не первый год отмечаем, что среди участников нашего исследования растет доля тех, кто работает через собственный благотворительный фонд. По итогам опроса-2016 таких компаний пять (более трети опрошенных), еще три выделяют подразделения, курирующие направление благотворительности, у троих для этого есть уполномоченный сотрудник. И только у одного участника исследования сотрудники совмещают эту деятельность с основной работой.

Все лучшее детям

Цели благотворительности, озвученные участниками исследования, можно условно разделить на две группы: первая — повышение качества жизни и благополучия общества, вторая — поддержка
сотрудников компаний и их семей, развитие кадрового потенциала, отдельных социальных групп и местных сообществ. Годом ранее мы констатировали: более глобальные цели присущи международным и федеральным компаниям, а забота о местных сообществах — компаниям промышленного сектора, и связано это с тем, что на территориях присутствия они являются крупнейшим работодателем и часто берут на себя социальные функции государства (см. «Осознанная необходимость»). Тезис актуален и по итогам исследования 2016 года.

При выборе сфер благотворительности опрошенные представители уральского бизнеса чаще всего отдают предпочтение развитию местных сообществ (20% ответов), социальной защите (18%), образованию (14%), здравоохранению (12%), спорту, досугу и туризму (почти 11%). Такой выбор диктуется все той же особенностью ведения бизнеса в регионе.

Наиболее охотно, как и в прежние годы, компании поддерживают детей (суммарно на поддержку детей с особыми потребностями, сирот и беспризорников, талантливых детей приходится 35,3% совокупного благотворительного бюджета опрошенных компаний).  На поддержку молодежи, многодетных семей, малообеспеченных слоев населения, взрослых-инвалидов и людей с тяжелыми заболеваниями, матерей-одиночек и женщин в сложных жизненных ситуациях в среднем приходится от 2 до 6% совокупного бюджета.

Наиболее востребованной формой реализации благотворительной деятельности остается постоянная поддержка выбранных благополучателей (21% ответов). На втором месте — стимулирование волонтерских инициатив сотрудников (18,4%). По сравнению с результатами прошлого года снизилась доля прямой помощи по запросам (до 15,8%), но увеличилась доля сотрудничества с НКО (до 15,8%). Выделение грантов и стипендий, стимулирование частных пожертвований сотрудников и клиентов, предоставление бесплатных услуг НКО существенно не изменились (13,2%, 10,5% и 2,6% соответственно). Сдал позиции только социально ориентированный маркетинг (2,6% по итогам исследования 2016 года).

Ты доброволец?

Третий год подряд мы делаем в исследовании акцент на корпоративное волонтерство. В половине компаний, предоставивших данные о волонтерских программах, оно является частью корпоративной социальной ответственности, в трех — развивается из инициатив сотрудников, в двух — находится в процессе формализации из «низовой» активности в программную деятельность. Только четверть опрошенных компаний не имеют политики или стратегии, и это значительно меньше, чем годом ранее. Видя в волонтерстве путь развития корпоративной благотворительности, компании думают об эффективности и систематизации этой деятельности. Более половины опрошенных оценивают эффективность реализации волонтерских инициатив, но пока это чаще качественная оценка результатов, а не сопоставление со списком измеряемых индикаторов.

Наиболее часто добровольческие инициативы сотрудников курируются PR-отделами компаний (37,3% ответов) или комитетами из числа сотрудников (27,3%). Также эти функции берут на себя отделы персонала и руководство компании (18,2 и 17,3% соответственно). В связи с ростом интереса сотрудников инициативы оформляются в постоянно действующие структуры, такие как волонтерское движение «Добрые сердца» компании «Башнефть» или «Просто дари добро» компании «МТС».

Сотрудники уральских компаний отдают предпочтения традиционным формам волонтерства — посещают детские дома, проводят субботники, собирают средства нуждающимся (около 40% ответов в обоих случаях). Отметим продолжающийся рост интереса к такой форме, как pro bono (19% против 11% в прошлом году), и грантовой поддержке инициатив сотрудников (почти 15% ответов по итогам 2015 года). Более чем в 70% случаев волонтерская деятельность ведется сотрудниками в свободное от работы время и выходные дни. Часто в инициативах принимают участие семьи сотрудников (эта практика есть в трети компаний). Распространены наставничество (28,6% ответов), дни или месячники волонтера (14,3%), удвоение компанией личных пожертвований сотрудников и особый учет рабочего времени волонтеров (14,3 и 10% соответственно).

Представители опрошенных компаний отмечают, что реализация корпоративного волонтерства позволяет развивать личные и профессиональные качества сотрудников (15% ответов), их самостоятельность (15%), побуждает в них интерес к местным сообществам (11%), сплачивает их в команду (13%) и расширяет связи (6,4%). При этом волонтерство позволяет улучшить внутреннюю и внешнюю репутацию компании (по 13% ответов), транслировать корпоративную культуру и ценности компании (15%).

Соответствие ценностям компании является самым важным фактором при выборе мероприятия, его респонденты отметили в 20% ответов. Значимую роль играют соответствие целям компании, планируемый социальный эффект, массовость мероприятия (все по 13,3%), соответствие стратегии корпоративной социальной ответственности, возможность реализации и развития профессиональных навыков сотрудников и количество благополучателей (все по 10%), участие НКО в разработке и реализации (3,3%). Только в 6,7% ответов опрошенные отметили важность затрат на организацию акций. При этом получателя помощи, как правило, выбирают по инициативе сотрудников (33,3% ответов), а также в ходе их опросов (11,1%). Реже компании сами предлагают сотрудникам перечень существующих мероприятий (27,8%), мероприятий по запросу других организаций или НКО (16,7 и 11,1% соответственно).

Корпоративное волонтерство является относительно новой практикой для уральских компаний, и как любая другая «молодая отрасль» оно сталкивается с рядом трудностей. Респонденты отмечают отсутствие инициатив, проблемы в обучении сотрудников перед мероприятиями (по 25% ответов), отсутствие системного подхода к волонтерству, внутрикорпоративную бюрократию, непонимание ценности корпоративного волонтерства сотрудниками или руководством и небольшое разнообразие реализуемых программ (по 12,5%). При этом все участники исследования планируют дальнейшее развитие сферы.

Методы и информация

В рамках исследования «Благотворительность на Урале» аналитический центр «Эксперт» с 2011 года отслеживает изменения в сегменте социальной ориентированности бизнеса, наличие и поддержку корпоративных программ, насущные проблемы корпоративной благотворительности и их успешное решение. С 2014 года наряду с корпоративной благотворительностью в целом в рамках исследования изучается корпоративное волонтерство. Источником информации служат анкеты компаний. География исследования: Свердловская, Челябинская, Тюменская, Курганская, Оренбургская области, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа, Пермский край, республики Башкортостан и Удмуртия.

Благодарим за участие в исследовании: Уральский филиал ПАО «Мегафон», ПАО «Энел Россия», ПАО «Мобильные телесистемы», ООО «Кока-Кола ЭйчБиСи Евразия», макрорегиональный филиал «Урал» ПАО «Ростелеком», БФ «Синара», ЗАО Производственная фирма «СКБ Контур», Уральский банк реконструкции и развития, ПАО Акционерная нефтяная компания «Башнефть», Свердловский региональный общественный благотворительный фонд «Таганский» и Фонд помощи экипажам ракетных подводных крейсеров стратегического назначения «Екатеринбург» и «Верхотурье» (созданы учредителями компании «Таганский ряд»), Объединенную компанию РУСАЛ.   


ПАРТНЕР

 

 

 

Дополнительные материалы

Исследование социальных и благотворительных проектов крупного бизнеса в 2015 году

Еще в сюжете «Благотворительность на Урале»

Материалы по теме

АЦ «Эксперт» дал старт ежегодному исследованию корпоративной благотворительности на Урале

Волонтерство: тенденции, мнения, решения