Доверие Ltd

Благотворительность на Урале. Итоги года.

Благотворительность на Урале. Итоги года.

Корпоративный сектор понимает необходимость сотрудничества с некоммерческими организациями в сфере благотворительности, но надеется пока только на себя.

Аналитический центр «Эксперт-Урал» провел третью волну исследования благотворительной деятельности на Урале. Представляем его итоги в части корпоративной благотворительности.

По данным ВЦИОМ, корпоративные пожертвования составляют более 70% всех благотворительных денег в России. Несмотря на происходящие изменения в сфере благотворительности — усиление контроля за деятельностью некоммерческих организаций (НО), увеличение об­ъемов господдержки социально ориентированных НО, — корпоративная политика компаний-доноров меняется медленно. Основные тренды перемен связаны со стремлением к большей открытостью информации и началом работы с НО.

По прежним правилам

Как правило, благотворительная деятельность компаний ориентирована на несколько сфер. Большинство направляют средства на проекты в сфере соцзащиты и социальной работы. На втором месте — образование и просветительские проекты. Кроме того — здравоохранение, спорт, туризм, досуг. Наиболее широкий охват демонстрируют ДСК Автобан (15 направлений), Запсибкомбанк (13), РУСАЛ (10). Целевых групп получателей благотворительной помощи также бывает несколько: чаще всего это дети с особыми потребностями (инвалиды, таланты), дети-сироты и пожилые люди.

Компании, раскрывшие в рамках опроса размеры бюджета на благотворительную деятельность (их 17), суммарно направили на эти цели в 2012 году почти  3 млрд рублей, увеличив расходы по сравнению с прошлым годом в среднем на 10%. 35% общей суммы приходится на проекты развития местных сообществ, еще 35% — на досуг, туризм и спорт (в основном это расходы градообразующих предприятий), 20% тратится в сфере социальной защиты. Расходы на культуру и искусство, экологию, здравоохранение и медицину, образование и просвещение, духовно-религиозную сферу суммарно составляют оставшиеся 10%. Кроме того, еще миллиард фактически на эти же
цели уходит по другому бюджету — в рамках социальных инвестиций, социальной ответственности. 

Всего в 2012 году компании реализовали более сотни благотворительных программ и проектов. Пятая часть — в партнерстве с НО. По сравнению с исследованием по итогам 2010 года можно отметить: компании активнее воплощают в жизнь принцип связанности благотворительной деятельности со стратегией компании и использование профессиональных компетенций в благотворительных проектах. Так, Системный оператор Единой энергетической системы поддерживает Межрегиональный конкурс инженерных решений. Ситибанк участвует в проектах повышения финансовой грамотности, организует конкурсы социального предпринимательства и микропредпринимательства. Эр-Телеком способствует развитию городского Wi-Fi, интернет-грамотности и телемедицины.

Точки контакта

Сотрудничество некоммерческих организаций и компаний остается самым актуальным вопросом в сфере благотворительности. Корпоративные доноры признают, что это лучшая практика. Но тесно сотрудничать с НО не спешат. По-прежнему подавляющее большинство компаний сами выбирают благополучателей исходя из корпоративной стратегии, администрированием программы занимается отдельный сотрудник или подразделение, компании поддерживают однажды выбранных благополучателей.

Практически все компании работают по прямым запросам. Привлекают НО для выбора адресатов помощи (не включая работающих через корпоративный благотворительный фонд) только девять компаний (из 26 приславших анкеты). При этом, по данным опроса, все осознают необходимость более тесного сотрудничества и готовы к нему. Препятствие — недостаточная прозрачность механизмов. Так, 40% опрошенных считают, что для развития благотворительности необходимо более тесное сотрудничество НО, бизнеса и власти. Более половины уверены, что благотворительные программы должны быть скоординированы с деятельностью НО, так как это увеличит их социальную эффективность. Треть компаний собираются в течение ближайших двух-трех лет начать партнерские программы с НО. Однако полностью передать управление благотворительной деятельностью на аутсорсинг сторонней НО готовы только четыре из опрошенных. В основном бизнес планирует организовывать собственные благотворительные фонды. Из последних примеров: ДСК Автобан в 2012 году создала корпоративный фонд «Мы вместе», в который переданы все корпоративные программы. Фонд использует практику грантовых конкурсов для НО, инициирует конкурсы на получение поддержки социально значимых программ.  

Большинство опрошенных считают, что программы должны быть скоординированы с социальной политикой властей в регионе. При этом улучшения налоговых условий ждут менее 20% опрошенных. Изменения компании связывают в основном с действиями, которые могут контролировать сами: увеличение обращений за помощью, большее вовлечение сотрудников, мониторинг эффективности благотворительных программ.

На качественно другой уровень развития корпоративную благотворительность смогут вывести изменения в двух направлениях. Первое — развитие партнерских программ со всеми заинтересованными сторонами. Второе — изменение подходов к выбору благополучателей и распределению благотворительных бюджетов, использование таких механизмов, как гранты, конкурсы. Компаний, использующих такие механизмы сейчас, на Урале мало.

Генеральный партнер Группа Синара

Дополнительные материалы

Исследование социальных и благотворительных проектов крупного бизнеса в 2012 году

Еще в сюжете «Благотворительность на Урале»

Материалы по теме

Диалог с известным результатом

И себе, и людям

Ближе друг к другу

Ответственность на троих

Кто, кому и почему

Треугольник доверия