Спасительный круг

Благотворительность

Благотворительность

Пандемия сплотила и благотворителей, и некоммерческий сектор. Но перестройка форматов, которые требуют от сектора осознания новой реальности и более эффективной работы, не завершена

В рамках подготовки ежегодного исследования «Благотворительность на Урале» аналитический центр «Эксперт» и журнал «Эксперт-Урал» провели фокус-группу с представителями некоммерческих организаций (НКО), посвященную влиянию COVID-19 на некоммерческий сектор и благотворительность. Представляем краткие результаты.

Денег стало больше

Денег в некоммерческом секторе стало больше, благотворительные бюджеты у многих НКО выросли, — такая новость стала для нас неожиданностью. В этом заслуга прежде всего «фондов фондов» — крупных благотворительных фондов, оказывающих поддержку НКО.

Большинство участников исследования отмечают, что объемы поступлений увеличились, а к постоянным партнерам добавились новые. Как отметила президент ПРОО «Территория Семьи» Анна Зуева, во время пандемии для сектора НКО была запущена беспрецедентная помощь со стороны как государства, так и крупных частных фондов.

— У нас тоже произошел взрыв, мы получили много поддержки от наших партнеров: Фонда Потанина, Фонда Тимченко, и это позволило направить средства как на текущую деятельность, так и на развитие, — подтверждает директор АНО «Семья детям» Лариса Бучельникова.

Причем помощь стала поступать не только от крупного бизнеса, фондов и населения. В работе благотворительных организаций стал активно участвовать малый и средний бизнес. Руководитель социальных проектов СРОО «Добровольческое движение “Дорогами Добра”» Валерий Басай отметил, что малый и средний бизнес сам стал выходить на НКО и предлагать помощь. Теперь НКО думают, как включить сектор МСП в системную благотворительность.

Из негатива: если в апреле-мае количество поступлений, по словам президента СОО «Аистенок» Ларисы Лазаревой, увеличилось в полтора раза, то в летний период начался спад.

Назад в собес

Болезненно участники восприняли вынужденный откат от системной работы к функциям распределения помощи — «функциям собеса». Причиной тому стала неготовность части населения к вынужденной самоизоляции и осложнениям на рынке труда. Как отметила Лариса Лазарева, появились новые целевые группы — люди, оставшиеся без работы: «У них не было “подушки безопасности”, и мы для них собирали обычные продуктовые наборы».

На этом фоне, по словам Валерия Басая, стало очевидно, «что есть некоммерческие организации, которые много времени за письменными столами проводят, отчеты пишут, рассказывают о своей деятельности. И есть другая группа НКО, которая очень активна в социальном поле, активно в пандемию включилась именно в оказание социальной помощи».

Вынужденная цифровизация

Карантинные меры существенно сократили или свели на нет число очных мероприятий, проводимых НКО. Пандемия скорректировала не только текущие, но и стратегические планы. Так, ПРОО «Территория Семьи» хотела в этом году дать старт созданию целевого капитала на помощь семьям Пермского края. Но проект перенесли на следующий год: сейчас важнее сохранить текущую деятельно, а запускать в текущих условиях фандрайзинговую кампанию рискованно.

Неоднозначно участники восприняли и вынужденную цифровизацию. Ограничения, связанные с COVID-19, активизировали включение в арсенал НКО инструментов цифровизации — от проведения встреч онлайн до сбора средств в интернете.

— У нас много просветительских проектов, работа с лекциями, с профессионалами, с родителями. Все семинары ведутся на площадках Zoom и других, — рассказывает Лариса Бучельникова. — Мы записываем цифровые продукты в виде цикла лекций «Мир детей в пространстве взрослых». Делаем ролики и подкасты на наши узкие специализированные темы. Плюс школа приемных родителей, которую мы только запустили: в марте успели выпустить очную группу, а в апреле-мае уже выпустили две группы приемных родителей в онлайн-режиме.

Оптимизм коллег разделяет Валерий Басай, в цифровой трансформации он видит перспективы роста: «Мы решили вложиться в цифровые изменения — решили переводить пожертвования больше в электронные формы, нанимаем программу разработчиков, меняем сайт».

Однако панацеей онлайн не стал. По словам Анны Зуевой, не все подопечные «Территории Семьи» имеют возможность получать такие услуги, потому что даже если у НКО есть техническая возможность, у них ее нет. По оценкам Анны Савельевских, из каждых десяти человек, которые занимались со специалистами «Открытого города», после введения карантина смогли заниматься онлайн только один-два.

Кроме того, как отмечает руководитель Медиацентра УралДобро Яна Смирнова, волонтеры скучают по живому взаимодействию: «Целиком в онлайн нельзя перевести молодежные проекты. Тем не менее мы понимаем, что нужно системно думать о развитии онлайн-форм работы с молодежью». Эта работа требует системного подхода и серьезного вложения сил и средств.

Что требуется от государства

Если помощь со стороны крупных фондов поддержала сектор НКО в трудный период, то поддержку со стороны государства получить или сложно, или она сильно запаздывает.

— В регионе есть большая проблема с получением в аренду помещений от государства, — приводит пример Анна Савельевских. — Соответственно многие НКО сидят на коммерческой аренде. Если бы государство отреагировало вовремя и разъяснило арендодателям значение некоммерческих организаций в период кризиса, это была бы помощь.

Также НКО не хватало информации о мерах поддержки, а часто и профессиональной помощи. Сектору НКО, например, «нужны опытные кадры, хороший бухгалтер в организации, чтобы, например, подать заявление на кредит», говорит Анна Зуева.

Долгосрочным эффектом работы в кризис стало понимание того, что некоммерческий сектор обществу и государству нужен, что он обладает большим экономическим потенциалом. И сам сектор консолидировался — в мае для взаимной поддержки была создана коалиция НКО.

Мы выражаем благодарность всем участникам фокус-группы. Результаты исследования будут представлены на конференции «Благотворительность-2020. Новая реальность» 30 сентября 2020 года. Полная версия будет опубликована в октябре на сайтах журнала «Эксперт-Урал» и Уральского федерального университета.               

Дополнительные материалы:    

Нельзя жить в прежней парадигме

Пандемия поменяла форматы работы некоммерческого сектора, и его участники должны оперативно к ним адаптироваться, считает президент благотворительного фонда «Синара» Наталья Левицкая

— Наталья Дмитриевна, как пандемия COVID-19 повлияла на деятельность благотворительного фонда «Синара»? Вам пришлось приостанавливать традиционные проекты или запускать новые?

— В марте, когда коронавирусная история только начиналась, мы запустили фандрайзинговый проект «Стоп — коронавирус!», который привлекает средства физических лиц для поддержки некоммерческого сектора в период пандемии. Он успешно развивается до сих пор. Остальные программы фонда не сокращены и реализуются. Достаточно быстро стало понятно, что многие из них нужно переформатировать. Несмотря ни на что мы провели первый этап грантового конкурса-2020. Поступило 68 хорошо проработанных заявок, было непросто выбирать экспертной комиссии.

Однако надо признать, что сам некоммерческий сектор не всегда готов к реализации проектов в новых условиях. Перестройка форматов, которые требуют от НКО осознания новой реальности и более эффективной работы, пока не завершена. Многие с трудом подбирают инструменты взаимодействия со своими традиционными целевыми аудиториями в условиях ограничений по офлайну. В этом смысле цифровизации некоммерческого сектора нужно уделять пристальное внимание. Мы, к примеру, активно внедряем QR-коды для приема пожертвований, онлайн-формат мероприятий, платформы для приема заявок.

Надо отметить, что текущая ситуация наложила серьезное ограничение на волонтерство. Одна из ключевых задач для фонда — выстроить в существующей реальности грамотную коммуникацию с корпоративными волонтерами.

— Участие фонда в борьбе с последствиями вируса потребовало увеличения бюджета?

— Для реализации программы «Стоп — коронавирус!», нацеленной на поддержку лечебных учреждений на территориях присутствия наших благотворителей, Трубная металлургическая компания дополнительно выделила фонду 100 млн рублей.

Наша задача была закупить самые востребованные средства индивидуальной защиты (СИЗ) для медицинских учреждений. В максимально короткие сроки была организована доставка необходимых масок, респираторов, защитных костюмов, щитков, перчаток, антисептиков и других средств в более чем 40 больниц, расположенных в более чем 20 городах страны. Приобретали не только СИЗ, но и медицинские кровати, рециркуляторы, ИВЛ, транспортировочные боксы, дезкамеры и прочие необходимые инструменты для безопасной работы медиков. Надо сказать, что наши попечители помогали и организационными ресурсами, особенно ценна поддержка на местах при работе с каждым конкретным благополучателем. Сейчас в рамках проекта мы сосредоточены на организации помощи социальным учреждениям, привычная жизнь которых, безусловно, изменилась. Работаем с домами престарелых, приютами, волонтерскими организациями, основной вектор помощи — это социальная адаптация постояльцев, которые вынужденно находились или продолжают находиться в изоляции.  

— На ваш взгляд, какие изменения, связанные с пандемией, останутся в будущем?

— Для себя мы сделали вывод, что обязательно должны закладывать разноформатные подходы в каждый проект, который реализуем. Ни в коем случае нельзя жить в прежней парадигме, когда выстраивается коммуникация только через офлайн, когда эффект присутствия должен быть. Теперь каждую акцию мы рассматриваем через

призму гибридных подходов. Сейчас программы, которые находятся в работе, именно так и развиваются. Мы совершенствуем собственные практики, чтобы иметь возможность их реализовать при любых обстоятельствах.

 
ПАРТНЕР ПРОЕКТА

 

                 

Еще в сюжете «Благотворительность на Урале»

Материалы по теме

Культура — это про качество жизни, про наше будущее

Путин подписал распоряжение о выделении 8 млрд рублей

Европейский взгляд на социальные инновации

Как Covid-19 повлиял на благотворительность

Сильные стали сильнее

Опубликован доклад «Влияние COVID-19 на благотворительность и некоммерческий сектор»