Плюсы от разности

Казахстан - Урал

Промышленная кооперация Урала и Казахстана основана на исторически сложившейся специализации территорий, стратегически важных межправительственных инициативах и интересах бизнеса

В конце апреля этого года в Москве прошла конференция «Инвестиционное сотрудничество - промышленная кооперация Казахстана и России в рамках ЕЭП». Представители власти и бизнеса, эксперты обсуждали возможности кооперации и новые механизмы сотрудничества. Развитие кооперации в промышленности стало базовой темой и на Десятом форуме межрегионального сотрудничества России и Казахстана, прошедшем в конце 2013 года в Екатеринбурге. Для наших стран углубление партнерства чрезвычайно актуально: обе нуждаются в инновационном развитии и заинтересованы в привлечении и капитала, и технологий. Рассмотрим детали российско-казахстанских экономических отношений применительно к Уральскому региону.

Привычно

Географически Казахстан - ближайшее по отношению к Уралу государство. Общие границы с республикой имеют Челябинская, Оренбургская, Тюменская и Курганская области, то есть половина субъектов Большого Урала (к макрорегиону мы, наряду с перечисленными, относим также Пермский край, Свердловскую область, Башкортостан и Удмуртию).

Структура экономики Уральского региона (диаграмма слева)и Казахстана, %Казахстан и Урал близки по численности населения: в первом проживает 17 млн человек, на территории второго - около 18 миллионов. Есть общие черты и в экономике: основу и там, и здесь составляют добыча, металлургия, машиностроение и нефтехимия. Правда, в Казахстане добывающий сектор - это 65% промышленности, а на Урале доля высоких переделов все же значительней, да и объем промышленного производства втрое больше.

В производственных отношениях между Казахстаном и Уралом сложилась ситуация, типичная для партнеров с разной специализацией: республика делится ресурсами, российский регион - готовой продукцией и оборудованием. Так, металлургические предприятия - Новотроицкий завод хромовых соединений, Магнитогорский металлургический (ММК) и Челябинский металлургический (ЧМК) комбинаты - используют железную руду из Казахстана. Причем ММК и ЧМК направляют в республику продукцию из углеродистой стали, изготовленную с использованием казахстанского сырья.

Казахстан и Урал реализуют партнерские схемы в области переработки всех основных видов топливных энергоресурсов: угля, нефти и газа. Уральские электростанции потребляют уголь Экибастузского бассейна. Переработкой казахстанского газа занимаются Оренбургский ГПЗ и «Газпром добыча Оренбург». При этом поставляется газ на Урал силами совместного предприятия КазРосГаз (в учредителях КазМунайГаз и Газпром). В области нефтепереработки обратная картина: уже НПЗ Казахстана заняты переработкой российской нефти и, по экспертным оценкам, загружены ею наполовину (для определения доли уральской нефти данных недостаточно).

Второе направление, на котором специализируется Уральский регион, - поставка оборудования для промышленности Казахстана. Основными получателями уральского оборудования являются добывающий сектор и электроэнергетика. Бурильные трубы производства Пермской компании нефтяного машиностроения, например, будут использованы на месторождениях нефти Каражанбас и Ащисайском нефтегазовом. Уралмашзавод поставляет дробилки для освоения железорудного Качарского месторождения, Уральский турбинный (оба завода - Екатеринбург) делает турбины для электростанций Центрально-Азиатской электроэнергетической корпорации. В перевооружении промышленности Казахстана также участвуют НПК «Уралвагонзавод», Уральская горно-металлургическая компания, Трубная металлургическая компания, Русская медная компания. Партнерство по линии сырье - оборудование, как правило, базируется на экономической целесообразности и исторически сложившихся производственных связях.

Дальновидно

Особое место в наших отношениях занимают проекты атомной энергетики. Это сферы стратегического значения, и парт­нерство тут ведется на правительственном уровне, в силу политических интересов государств, а планы расписаны на десятилетия вперед. Основы кооперации в атомной энергетике заложены еще во времена СССР, сейчас страны продолжают развивать собственные ядерные индустрии, но в очень тесном взаимодействии. И это понятно: отсутствие сотрудничества в разы отбросило назад обоих партнеров - и по технологическому развитию, и по конкурентоспособности продукции. Кроме того, существенно выросли бы затраты. Ко­операция позволяет снять такого рода ограничения и даже вывести страны в лидеры на международном уровне.

Один из примеров такого сотрудничества - Центр обогащения урана (ЦОУ). Этот ключевой совместный проект в области мирного использования атомной энергии реализуется как раз на территории Урала. Участники ЦОУ - Казатомпром и Уральский электрохимкомбинат (Новоуральск, Свердловская область) - крупнейшие представители своей специализации: первый - мировой лидер в добыче урана, второй - в его обогащении. Проект ЦОУ задуман еще в 2006 году в рамках комплексной программы российско-казахстанского атомного сотрудничества. В 2010 году он сменил прописку и из начального места базирования в Ангарске переехал в Новоуральск. В 2013 году были юридически закреплены механизмы участия в проекте и даже отгружена первая партия обогащенного урана. Интересно, что это первый на территории России случай вхождения иностранного капитала
в действующее разделительное предприятие стратегического значения: Казатомпром выкупил через совместное предприятие ЦОУ 25% плюс одну акцию УЭХК. Это позволило казахстанским партнерам рассчитывать на доступ к услугам по обогащению урана на действующих площадях УЭХК. Такой вариант партнерства был предложен российской стороной, когда стало понятно, что первоначальный план по строительству в Ангарске завода с нуля потребует слишком больших финансовых и временны?х затрат.

За три месяца работы в 2013 году ЦОУ заработал 8 млн долларов на первой поставке объемом 300 тыс. ЕРР (единиц работы разделения изотопов). Плановая мощность - 5 млн ЕРР в год. Председатель правления Казатомпрома Владимир Школьник раскрывает некоторые детали проекта:

- Мы являемся операторами и продаем на внешние рынки весь добытый в рамках совместных предприятий уран. Обогащение, сбыт и маркетинг продукции ЦОУ осуществляет наш российский партнер. Это зеркальное соглашение. Если нам, например, необходим обогащенный уран для самостоятельного изготовления топлива или топливных элементов, мы имеем право забрать его. Аналогичным правом обладает и вторая сторона: Если российскому парт­неру понадобится уран не для продажи, а для своих АЭС, он может взять концентрат с совместных предприятий. Подчеркиваю, не для самостоятельной продажи, а для изготовления продукции более высокого передела.

В ЦОУ интересы сторон сходятся идеально. Казатомпром имеет устойчивый рынок сбыта и доступ к обогащенному урану. УЭХК дозагружает мощности и получает топливо, себестоимость которого в Казахстане ниже, чем в России. Таким образом, ЦОУ увеличивает конкурентоспособность участников в глобальном плане. Конечно, как и любой совместный проект, он значим на локальном уровне и оказывает влияние не только на его непосредственных участников. Например, для Новоуральска это важный элемент в реализации программы диверсификации. По словам президента ТВЭЛ (российская топливная компания, объединяющая предприятия конверсии, обогащения и фабрикации ядерного топлива) Юрия Оленина, ЦОУ способен пополнять бюджет Свердловской области как минимум на 800 млн рублей ежегодно. Таким образом, наднациональное планирование дает конкретный результат.

Прагматично

Еще один относительно новый вид сотрудничества основан на интересе уральского предпринимательства к емким рынкам Казахстана. На этой волне преимущественно на территории республики в совершенно разных отраслях начали появляться совместные предприятия. Так, сборочное производство открыл миасский АЗ «Урал» (Миасс, Челябинская область), через совместное предприятие вывел продукцию Курганмашзавод (Курганская область), планируют создать СП по производству светофоров казахская LedSystemMedia и Уральский оптико-механический завод (Екатеринбург). На упомянутом десятом форуме Межрегионального сотрудничества России и Казахстана в 2013 году подписано соглашение об организации производства приводов штанговых глубинных насосов между екатеринбургским Уральским заводом транспортного машиностроения и Алматинским заводом тяжелого машиностроения. Там же достигнуты договоренности по организации производства упаковочных материалов для пищевых продуктов («Витаполярос» и корпорация «Тобол») и гидроизоляционных материалов («Пенетрон-Россия» и корпорация «Тобол»).

Некоторые показатели рейтинга глобальной конкурентоспособности, место по итогам 2012 года       довой прирост ВВП, %

Тенденция локализации совместных предприятий в Казахстане связана уже не с привычными хозяйственными отношениями или политическим ресурсом. Консалтинговая компания Ernst&Young в своем исследовании быстрорастущих рынков называет Казахстан одной из пяти самых динамично растущих экономик за 15 лет. В проекте DoingBusiness республика подскочила до 50 места, в то время как Россия зависла в девятом десятке (примерно середина рейтинга). Отстает российская экономика и в рейтинге конкурентоспособности: по итогам 2013 года она на 64-й позиции, а Казахстан на 50-й. Разрыв покажется более значимым, если детально рассмотреть составные показатели комплексной оценки. Россия имеет лучшие результаты в основном по параметрам, связанным с размером экономики, но у Казахстана выше показатели, характеризующие качество и эффективность инфраструктуры и институциональной среды. Так что СП появляются как результат поиска бизнесом лучших условий, новых рынков, разумного перераспределения ресурсов и технологий.

Под флагом интеграции

Модернизация промышленного производства Казахстана — основной драйвер роста совместных проектов уральской и казахстанской промышленности, уверена заведующая сектором экономического развития постсоветских стран Института экономики РАН Елена Кузьмина 
Елена Кузьмина 

 

Еще в сюжете «Казахстан»

Материалы по теме

Карт­бланш на реформы

Кооператив «Большой Урал»

Нехорошая ситуация

с БОРу по сосенке

Окна роста

Пермский рай