Кооператив «Большой Урал»
В конце ноября группа «ЭкспертУрал» (журнал и аналитический центр) провела в Екатеринбурге конференцию «Инвестиционные проекты Большого Урала и их роль в развитии экономики страны». Аналитики представили итоги исследования инвестиционного потенциала макрорегиона, объединяющего десять субъектов федерации (подробнее см. «Даешь десять процентов» , № 38 от 16.10.06). Исследование показало: инвестиционная активность промышленных предприятий региона достаточно высока. Однако чтобы сохранить и приумножить этот потенциал, региональным властям нужно менять подходы к выстраиванию экономической стратегии. Выработка таких подходов на основе обобщения опыта привлечения капитала и составила цель конференции. «Я уверен, мы выйдем на интересные решения, которые будем реализовывать», — заявил губернатор Свердловской области Эдуард Россель, открывая мероприятие. Он не ошибся. Валерия Первишина
Центростремительно: от чего и к чему
Положительная инвестиционная динамика на Урале очевидна: за 2003 — 2006 годы стоимость инвестиционных проектов выросла вдвое, средние сроки окупаемости составили 5 — 6 лет, а в некоторых случаях выросли до 10 лет. За это время начат 191 проект стоимостью 20,205 млн долларов. На 2007 — 2008 годы запланировано еще 150 проектов — на 27,652 млн долларов.
— Этот задел обеспечит на ближайшие три года темп прироста валового регионального продукта 4 — 6% в год. Однако чтобы эффективно использовать этот потенциал, необходимо развивать инфраструктуру (транспортную, энергетическую), вкладывать средства в человеческий капитал, создавать благоприятный инвестиционный климат. Если этого не делать, в динамике развития произойдет провал, — указал на перспективу генеральный директор АЦ «Эксперт Урал» Дмитрий Толмачев.
Инвестиционные процессы сегодня все чаще смещаются от центра в регионы: именно там сосредоточены привлекательные промышленные активы. Поэтому изменение отношения мирового бизнеса к России во многом зависит от политики властей на территориях.
Эдуард Россель |
А что говорить о тех, кто наблюдает издалека, рассматривает нашу страну как часть развивающегося сектора? Осознание реального положения дел может запаздывать на десяток лет».
Чтобы не допустить потери времени и снижения темпов прироста инвестиций, необходимо четко понимать потребности и предпочтения всех участников инвестиционного процесса. Исследования группы «Эксперт», посвященные моделированию взгляда прямых инвесторов на регионы, доказывают: чтобы в регион шли финансовые ресурсы, политической стабильности уже недостаточно. Инвесторы все чаще обращают внимание на управленческие риски. Они желают знать, что представляют собой чиновники как менеджеры, насколько эффективно они используют в управлении рыночный инструментарий.
Нужна рыночная модель управления экономикой
«Пока большинство программ развития субъектов Урала представляют собой схемы размещения производительных сил», — говорит директор департамента регионального социально-экономического развития и территориального планирования министерства регионального развития Юрий Перелыгин:
Сергей Воздвиженский |
Причины Перелыгин усматривает в исторических особенностях развития экономики региона:
— Такова инерция, созданная мощной промышленной базой Урала: более 40% ВВП страны до сих пор поступает именно отсюда. И это несколько заморозило приход в регион новых технологий, нового понимания, новой модели развития. В Северо-Западном и Центральном федеральных округах уже давно используют другой язык.
Между тем время развития страны по отраслевому принципу ушло. Задача построения крупных национальных концернов, способных конкурировать с мировыми монстрами, фактически выполнена.
Дмитрий Гришанков |
Безусловно, в отдельных регионах есть попытки внедрить рыночные управленческие модели. Участников конференции заинтересовал опыт Пермского края.
— Мы считаем, что создание эффективной системы управления — один из определяющих факторов конкурентоспособности региона, — делится первый заместитель руководителя администрации губернатора Пермского края Максим Решетников. — Большинство проблем имеет межотраслевой характер, поэтому мы отказались от построения отраслевой системы и перешли к технологии управления по результатам. Для этого разработали четкие критерии.
Дмитрий Толмачев |
Создадим межрегиональный клуб по интересам
Амбиции региональных управленцев понятны: традиционно конкурируя с соседними территориями, каждый желает вывести на передовые позиции свою. Это позволит заработать индивидуальный политический, репутационный капитал. Но с точки зрения интересов развития экономики регионов порознь никогда не добиться того, что можно сделать сообща.
— Если мы говорим, что Урал — это мощный субъект российской экономики, то оформление этого субъекта должно быть завершено разработкой такой же мощной, подчеркну — единой — стратегии, — поставил проблему заместитель председателя правительства, министр экономического развития и торговли Оренбургской области Борис Сперанский. — Возможно ли создание такой стратегии — вопрос непростой, но попытаться на него ответить можно. Разумеется, речь не идет о простом суммировании отдельных отраслевых программ. Требуется особый подход. Его и нужно начать обсуждать.Почва для консолидации интересов и сил существует. Первое, на чем сошлись все участники конференции, — строительство дорог.
— Мы четыре года не можем достроить 140километровую дорогу между ХантыМансийском и Ивделем: чтобы довезти туда материалы, надо еще 800 километров преодолеть, — говорил председатель исполнительного комитета Межрегиональной ассоциации экономического взаимодействия субъектов РФ «Большой Урал» Сергей Воздвиженский. — А ведь дорога нужна не только ХантыМансийску, но и Салехарду, Пермскому краю, Свердловской области. Решая вопросы стратегического развития территории, мы должны чувствовать локоть соседа.
— Перми и Екатеринбургу нужно совершенствовать транспортную инфраструктуру с тем, чтобы обеспечить хотя бы 3часовую доступность от города до города, — солидарен Максим Решетников. — Это даст сильный толчок к взаимному развитию.
Юрий Перелыгин |
— Новые генерации в Свердловской области заработают не раньше чем через 4 — 5 лет. А в Пермском крае есть проект строительства 4го энергоблока Пермской ГРЭС в Добрянке: корпус готов, привези котел, повесь, поставь турбину и начинай работать. Совместными усилиями эту задачу можно решить за два-три года. Тогда мы спасем всю территорию.
Машиностроение — традиционно сильная сторона многих областей Урала.
— Но нельзя в рамках одного макрорегиона делать два локомотива, — замечает начальник управления по инвестициям и работе с вкладчиками министерства экономики Удмуртии Сергей Сафиуллин. И указывает на важный методологический момент выстраивания единой политики:
— Для начала надо определить самые мощные позиции каждого региона, сделать их узнаваемыми для инвестора.
Борис Сперанский |
Срез мнений региональных элит, полученных на конференции, показал: настало время пересмотра подходов в построении инвестиционной политики. Достойно ответить на новые вызовы жизни можно только с помощью использования рыночных методологий управления региональной экономикой. Безусловно, отказаться от привычных и, казалось бы, работоспособных управленческих схем непросто. Но надо понимать: сегодня требуется общий инвестиционный климат. Водить за ручку каждого иностранного инвестора, как это было еще пятьшесть лет назад, непродуктивно.
В любом бизнесе нужен системный подход, мотивация, ориентация на результат. И управление экономикой региона — не исключение. Для решения общих проблем насущно необходима кооперация. Задача момента — провести идею такой кооперации между Сциллой и Харибдой политических амбиций региональных лидеров. Проект «Кооператив “Большой Урал”» должен стать классическим инвестиционным проектом со всем набором необходимого для его реализации управленческого инструментария.
Дополнительные материалы:
Елена Колосова |
— рекомендует Елена Колосова, член правления и координатор экспертного совета Московского отделения Project Management Institute, исполнительный директор ЗАО «ПМСОФТ»
— О важности привлечения инвестиций в регионы можно говорить бесконечно. От общих слов пора переходить к более конкретному критерию — «результат». Да, мы научились писать красивые бизнеспланы, но теперь надо учиться их грамотно реализовывать. Понятие «результат» появится в лексиконе, когда и бизнес, и чиновники начнут мыслить не абстрактными программами развития, а конкретными проектами. Потому что суть проектов не в «начинании», а в «завершении», причем в заданные сроки и в рамках выделенного бюджета. А вот для этого нужны согласованные стратегии, регламенты, положения. И чем больше администрации регионов будут применять профессиональные методы управления, тем больше завершенных проектов появится на их территориях. В конечном итоге инвестиции пойдут туда, где проектами умеют управлять.
Знаю как
Технологии создания благоприятного инвестиционного климата от участников конференции «Инвестиционные проекты Большого Урала и их роль в развитии экономики страны»
Виктор Савранский, начальник департамента стратегического развития Тюменской области:
Виктор Савранский |
Максим Решетников, первый заместитель руководителя администрации губернатора Пермского края:
Максим Решетников |
В регионе есть неиспользованный потенциал. Пример — агропромышленный комплекс. Мы делаем ставку на развитие крупнотоварного производства. Основные механизмы — комплексное техническое переоснащение, субсидирование процентных ставок по привлеченным кредитам, развитие рыночных институтов и инфраструктуры, наращивание кадрового потенциала.
Анатолий Оглоблин, заместитель министра экономики и труда Свердловской области:
Анатолий Оглоблин |
Сергей Сафиуллин, начальник управления по инвестициям и работе с вкладчиками министерства экономики Удмуртии:
Сергей Сафиуллин |
Принимая республиканскую целевую программу формирования благоприятных инвестиционных условий на 2007 — 2009 годы, мы выделили три задачи: создание инвестиционного имиджа, повышение эффективности управления инвестпроцессами и развитие соответствующей инфраструктуры. Решение первой задачи должно помочь нам найти нишу на рынке инвестиционного капитала. Здесь Удмуртия могла бы опереться на имидж оружейного центра, сложившийся благодаря всемирно известному бренду Калашникова и позиционировать себя как международный центр охотничьего и спортивного оружия. Это позволило бы построить кластер охотничьей индустрии: производство сопутствующих товаров, аксессуаров, обмундирования, специальных систем навигации и средств транспорта. Таким образом, благодаря инвестиционному позиционированию мы сможем четко расставить приоритеты господдержки инвестиционной деятельности и максимально оптимизировать затраты в части формирования инвестиционной инфраструктуры под конкретный тип инвестора.
Игорь Лашманов |
— Правительство Челябинской области ведет планомерное развитие инновационной деятельности. Формы государственной поддержки различны: из областного бюджета выделяются средства для компенсации части процентной ставки по кредитам предприятий, направляемым на реализацию инвестпроектов; приняты законы, регулирующие предоставление льгот по налогам на прибыль и имущество для организаций, ведущих инновационную деятельность; создается инфраструктура (подробнее см. «Доходное место под солнцем», с. 20).