Пермский рай
В апреле Пермский край провел публичные Дни в Совете Федерации. Пермь воспользовалась этой площадкой первым среди уральских регионов и третьим в РФ (после Калининградской и Рязанской областей). Быть пионером в чем бы то ни было становится доброй традицией Прикамья. Именно поэтому первый в этом году региональный выпуск «ЭУ» мы посвятили Пермскому краю. Его можно назвать территорией инноваций. А еще — территорией противоречий, в которых, не исключено, тоже рождается истина…
Экономика Пермского края развивается вяло. ВРП края растет ни шатко, ни валко: ровно настолько, чтобы не накликать гнев МЭРТ. Причем рост обеспечивается силами торговли и сферы услуг.
Промышленность региона отказывается расти вовсе: индекс промышленного производства все никак не может отклеиться от отметки в 100%. Некоторые пермские аналитики огрызаются, мол, методика подсчета индекса несовершенна и не учитывает выпуска многих специфичных инновационных продуктов, которыми так славится местное машиностроение.
Методика, может, и несовершенна, но на весь машиностроительный комплекс в Перми едва приходится 12% промышленности. А сырьевые отрасли (добыча полезных ископаемых, нефтепереработка и химия) обеспечивают до 53% краевого промышленного производства. Тенденции к диверсификации экономики — как та халва: сколько ни говори, реальнее не становятся. Структурное неравновесие налицо.
Материя вторична
И бог бы с ним, с равновесием. Качали да копали бы на благо Родине и краевому бюджету, но и у сырьевиков обозначились трудности. Истощаются нефтяные запасы земли Пермской. Добыча за 2006 год выросла всего на 6%. По самым оптимистичным оценкам, ЛукойлПермь сможет увеличить уровень с 11 до 13 млн тонн в год к 2008 — 2010 годам и на этом стабилизироваться. (Для сравнения: ТНКВР к 2010 году в рамках Самотлорского месторождения планирует нарастить добычу с 24 до 36 млн тонн в год, а в рамках Уватского — построить новый комплекс на 10 млн тонн ежегодно.)
У калийщиков тоже не все гладко. Верхнекамское месторождение калийномагниевых солей можно было бы спокойно разрабатывать еще долгие десятилетия, но под ним как на грех обнаружили скопления нефти. И сейчас в Пермском крае разгорается битва двух отраслейгигантов. Кроме того, Верхнекамское месторождение имеет сложную структуру, и калийные рудники здесь хрупкие. Что в очередной раз доказал рудник первого рудоуправления «Уралкалия», затопленный в октябре 2006 года. Происшествие сократило производство с плановых 6,2 млн тонн хлористого калия до 4,2 млн тонн в 2006 году, что позволило выйти вперед «Сильвиниту» (5,28 млн тонн в 2006 году), давнему конкуренту «Уралкалия». Кроме того, ситуация напомнила: почти 200тысячный город Березники в любой момент может уйти под землю (см. «Мускулы на химии», с. 70).
«Прикамье — энергоизбыточный регион», это характеристика множество раз повторялась за прошедший год. Край провозгласили чуть ли не центром энергетического спасения Урала, хотя электросетевое хозяйство крайне изношено, а в отдельных узлах Пермской энергосистемы пугающими темпами нарастает дефицит мощностей. Все с нетерпением ожидают постоянно откладывающегося ввода четвертого энергоблока на 800 МВт Пермской ГРЭС, строительства высоковольтной линии на 500 кВ Северная — БАЗ. Губернатор же со всей серьезностью предлагает фантастический план строительства АЭС в КомиПермяцком округе (см. «Еще можно договариваться», с. 30).
Многократно предсказанный инвестиционный бум до сих пор так и не начался. Конечно, 2006 год был более успешен, чем предыдущие: рост инвестиций составил 115,1%, в 2005м — 89,7%. Но говорить о грядущем взрывном росте пермской экономики не приходится.
Сознание первично
Несмотря на скромные экономические достижения края, его губернатор Олег Чиркунов становится заметным в стране политиком. Так, в 2006 году он был единственным губернатором, который постоянно участвовал в заседаниях правительства РФ.
По инициативе Чиркунова в Пермском крае реализованы передовые бюджетноналоговые мероприятия: снижен налог на прибыль с 24 до 20%, введена система распределения дополнительных доходов бюджета «18:42:40» и трехлетнее бюджетное планирование. В качестве инструмента координации деятельности госаппарата в июне 2006 года утверждена амбициозная система целей и задач исполнительных органов государственной власти Пермского края. Для обеспечения прозрачности деятельности чиновников лишили самого главного бюрократического символа — бумажки: их массово пересадили на систему электронного документооборота. Столь масштабная «оцифровка» чиновничьей деятельности была предпринята впервые в стране (см. «Прагматизм плюс эффективность», с. 12).
Руководство края умело использует инструменты маркетинга, эффективно взаимодействует со СМИ. С 2004 по 2006 год Олег Чиркунов занимал первое место в медиарейтинге губернаторов Урала и Сибири, проводимом MediaReport, агентством анализа открытых источников информации в регионах России. В январе 2007го он занял 29 место в рейтинге «Топ 40 глав регионов РФ по количеству сообщений в региональных СМИ», проведенном компанией «Медиалогия» (разработчиком многофункциональной системы мониторинга и анализа информации из открытых СМИ) и информационным порталом REGNUM.
В мае вступил в силу Устав Пермского края, что поставило очередную символическую точку в процессе формирования нового субъекта федерации (см. «С правом тиражирования», с. 58). Предыдущее «многоточие»: переименование Чиркунова из губернатора Пермской области в губернатора Пермского края (с 1 декабря 2005 года), перекраивание исполнительной власти области и формирование правительства края с десятью министерствами осенью 2006го, наконец, выборы в единое краевое законодательное собрание в декабре. Следующей точкой должно стать исполнение первого совместного краевого бюджета2007.
Слияние области и автономного округа обсуждалось как прецедентное событие в современной истории России. На деле все прошло быстро и без осложнений. И действительно, когда в область с населением в 2,6 млн человек вливается 130тысячный автономный округ, а доля его в экономике края не превышает и полпроцента, обывательское мышление может этим фактом пренебречь. Приходится привлекать внимание к округу планированием фантастических проектов — строительства атомной станции в Гайнах и железной дороги «Белкомур».
Таким образом, застойное спокойствие в промышленности края стало фоном для более красочной общественнополитической жизни. Общее наблюдение: о Пермском крае в минувшем году говорили заметно больше, чем ранее. Вся страна скорбела по погибшим в декабре 2005 года в результате обрушения бассейна в Чусовом, обсуждала «фашистские высказывания» губернатора на Молодежном форуме в феврале 2006го. Неожиданный успех СПС на выборах в краевой парламент в декабре 2006го имел резонанс федерального масштаба. Сейчас не менее широко обсуждается неравный судебный бой директора сельской школы с Microsoft. Так постепенно складывается образ «края агрессивного либерализма».