Равнение на Урал

向乌拉尔看齐

向乌拉尔看齐

Структура товарооборота Свердловской области с Китаем более диверсифицирована, чем у России в целом

За счет чего Китай стал лидером во внешней торговле России и Уральского региона и почему Свердловская область не собирается открывать свое представительство в КНР, рассказал профессор Уральского государственного экономического университета, ведущий научный сотрудник Уральского отделения Российской академии наук Александр Линецкий.

Перегнали Америку

— Как изменились за последние годы торгово-экономические связи нашей страны и Свердловской области с Китаем?

— Сегодня Китай является самым крупным внешнеторговым партнером России. Еще четыре-пять лет назад это была Германия, но теперь она переместилась на второе место. Наша торговля с КНР в последние годы развивается очень интенсивно. За 2018 год товарооборот между нашими странами вырос на четверть и составил уже 106 млрд долларов, хотя буквально в 2012 — 2013 годах было всего 40 — 50 миллиардов. Задача, которая озвучена руководителями России и Китая, — в ближайшее время повысить этот показатель до 200 млрд долларов. Это очень много, учитывая, что общий объем внешней торговли нашей страны по итогам прошлого года был 688 миллиардов.

С одной стороны, такой большой крен в торговле с КНР не очень хорошо, потому что необходима дифференциация нашего товарооборота с зарубежными странами, нельзя быть привязанным только к какой-то одной стране. Но будем надеяться, что с увеличением объемов торговли с Китаем начнет расти и показатель всей внешней торговли России.

К сожалению, структура российского экспорта в Китай сегодня не самая оптимальная: доля минеральных продуктов (нефть, газ, уголь и другое сырье) составляет 70%, а доля машин и оборудования — всего лишь 7%. При этом в китайским импорте в нашу страну машины и оборудование преобладают — больше 60%, товары народного потребления — 11%.

Торгово-экономические связи Уральского региона с Китаем также интенсивно развиваются. Я десять лет проработал в Министерстве международных и внешнеэкономических связей Свердловской области. Если у России основным внешнеторговым партнером раньше была Германия, то у нашего региона в последние десятилетия — две страны: США и Нидерланды. У нас есть крупные участники внешнеторговой деятельности, которые экспортируют в США свою продукцию. Например, Уральский электрохимический комбинат, который туда поставляет обогащенный уран для атомных электростанций и исследовательских реакторов. А Нидерланды — это страна с развитой логистикой, где много складов, крупнейший порт Роттердам. Многие товары, которые поставляются туда, на самом деле предназначены для всей Европы. Поэтому когда в свое время мы решали вопрос, где Свердловской области создать свое представительство (мы имеем на это право как субъект Российской Федерации), то выбрали Нидерланды. А сегодня Китай вышел на первое место во внешней торговли не только с Россией, но и со Свердловской областью. Это закономерно.

— Структура свердловского экспорта в Китай также не сильно диверсифицирована?

— У Свердловской области, в отличие от России в целом, структура экспорта в Китай более совершенная. У нас значительно выше (в разы) доля поставляемых в эту страну машин и оборудования. Кроме того, мы не являемся нефтедобывающим регионом, поэтому у нас меньше в экспорте доля минеральных продуктов, а больше готовой продукции. На первом месте в экспорте у нас металлы и изделия из них, на втором — продукция нефтехимического комплекса, на третьем — машины и оборудование. Мы поставляем туда в том числе наше вооружение, запчасти и прочее.

Достойные партнеры

— Есть ли у Свердловской области свое представительство в Китае?

— Нет, и этот вопрос сейчас практически не обсуждается. Своим правом по открытию зарубежных представительств некоторые субъекты Российской Федерации очень широко пользуются, например, Башкирия, Татарстан. У нас же, как я сказал, только одно представительство — в Нидерландах. Посчитали, что это слишком накладно для областного бюджета, даже если принимающая сторона не берет плату за аренду помещения. Наша позиция была обоснована еще в 90-е годы прошлого века Алексеем Воробьевым, работавшим в то время председателем Правительства Свердловской области: открывать свои представительства в других странах мы не будем, пусть они к нам едут. И это было очень правильно, потому что теперь в Екатеринбурге работают свыше двух десятков дипломатических представительств разных стран мира, в том числе Генеральное консульство КНР. И если не считать нашу вторую столицу Санкт-Петербург, мы чуть ли не лидеры в России по числу иностранных консульских учреждений.

Конечно, было опасение, что иностранные представительства в первую очередь будут заниматься продвижением в наш регион продукции своих стран, а не нашим экспортом туда. А нам важно-то побольше продать. Но эти опасения не оправдались. Например, в 1994 году в Екатеринбурге открылось Генеральное консульство США — самое первое из иностранных дипмиссий на Урале. В то время объем внешней торговли Свердловской области с этой страной исчислялся 500 млн долларов. А уже по итогам 1995 года этот показатель стал 800 миллионов. Причем положительное сальдо Свердловской области в торговле с США сохранилось, потому что американские бизнесмены, приезжая к нам и зная, что у них есть поддержка со стороны Генерального консульства, пытаясь продать свою продукцию, видели нашу, сравнивали по цене и качеству с той, которую они покупают по всему миру, и часто выбирали уральскую. Поэтому стимулировались не только американские поставки в Свердловскую область, но и наш экспорт. Это обоюдный процесс.

Что же касается сальдо в торговле Свердловской области с КНР, то по итогам 2018 года оно впервые стало для нас положительным: наш экспорт превысил китайский импорт. Сыграли свою роль ежегодное проведение в Екатеринбурге международной промышленной выставки Иннопром, один раз в два года Российско-Китайского Экспо, регулярные визиты руководителей нашей области в КНР и ответные визиты в наш регион представительных делегаций китайских чиновников и бизнесменов.

— А чем нам интересен Китай с точки зрения поставок на Урал?

— Во-первых, интересен своей достаточно дешевой продукцией. Те же машины и оборудование, которые покупает Россия в КНР, не самые лучшие и надежные, но приемлемые по цене. Вторая причина заключается в территориальной близости регионов Урала и Сибири с Поднебесной. Кроме того, у нас с Китаем тесные геополитические отношения. В Европе мы не все можем купить, хотя, может быть, и хотели бы, потому что действуют санкции. А в торговле с Китаем таких ограничений нет.

— Китай в настоящее время активно реализует внешнеэкономическую стратегию «Один пояс и один путь», вовлекая в свою орбиту многие страны и регионы Евразии. Насколько Уральский регион вовлечен в этот процесс?

— Нужно понимать, что Россия — это не Киргизия, не Узбекистан и даже не Казахстан. В реализации этого важнейшего проекта Россия ведет себя как достойный партнер, а уральские субъекты федерации ведут себя еще более достойно. Например, если Свердловская область заключает с китайцами какие-либо крупные строительные контракты, то пытается обеспечить загрузку своих производственных мощностей, оговаривая в этих контрактах, что поставщиками стройматериалов, металлопродукции, оборудования будут наши уральские предприятия.

斯维尔德洛夫斯克州与中国的贸易结构比全俄罗斯更加多样化

中国怎么成为俄罗斯和斯维尔德洛夫斯克州外贸领导者?斯维尔德洛夫斯克州为什么没有成立驻华代表处的打算?对于这些问题,乌拉尔国立经济大学教授兼俄罗斯科学院乌拉尔分院主任研究员亚历山大·利涅茨基进行说明。

赶上了美国

—— 近年来,俄罗斯和斯维尔德洛夫斯克州与中国的经贸关系有哪一些变化?

—— 目前,俄罗斯最大的外贸合作伙伴是中国。四五年前占这个地位的国家是德国,可现在它只能占第二名。近年来,我们与中国的贸易发展得很快。 2018年,俄中两国之间的贸易额增加了四分之一并达到1060亿美元,2012-2013年却只有400-500亿美元。俄中两国领导人提出的目标是在不远的将来让这一指标上涨至2000亿美元。去年,我们国家对外贸易总额为6880亿美元,所以2000亿美元是个大数字。

从一个方面来看,中国在我们国家贸易结构占那么大的份额不是特别好,因为我们该使俄罗斯贸易额多样化,发展与其他国家的经贸关系,在外贸上不局限于一个合作伙伴。但我们也希望,随着俄中贸易额的增长,俄罗斯全国的贸易总额也开始增长。

可惜,目前俄罗斯对中国的出口结构不太理想:矿物燃料(石油、天然气、煤炭和其他原材料)的份额为70%,而机械设备的份额仅为7%。同时,机械设备这个项目在中国对俄的进口中占最大的份额并超过60%,消费品占11%。

乌拉尔地区与中国的经贸关系也在快速发展。我在斯维尔德洛夫斯克州国际和对外经济关系部积累了十年的工作经验。虽然以前德国是俄罗斯主要外贸合作伙伴,但是我们地区几十年来主要跟美国和荷兰两国开展合作。我们地区有对外贸易大经营者把自己的产品出口到美国。例如,乌拉尔电化学工厂向美国供应核电站和研究堆应用的浓缩铀。荷兰是一个物流系统发达的国家,那里有很多仓库,世界最大港口之一鹿特丹也位于荷兰。向荷兰出口的大部分商品实际上以后会运往欧洲各地。因此,当我们选择成立斯维尔德洛夫斯克州代表处的驻地时(作为俄罗斯联邦的主体,我们享有这种权利),我们就选了荷兰。而如今,中国不仅仅成为了俄罗斯的头号贸易伙伴,而且在与斯维尔德洛夫斯克州外贸也跃居第一。这是一种必然的情况。

—— 维尔德洛夫斯克州向中国的出口结构是不是也缺乏多样化?

——与俄罗斯全国不同,斯维尔德洛夫斯克州向中国出口结构更加理想。在我们对中国出口结构中,机床与机械设备占的份额大得多。此外,斯维尔德洛夫斯克州不是产油区,所以在我们出口结构中矿物燃料居的份额比全国小,而成品份额却比全国大。我们出口结构中,金属和金属产品占主要部分,石油化工产品排名第二,而机床与机械设备占第三名。我们向中国供应的商品还包括武器,备件等。

强大的合作伙伴

—— 维尔德洛夫斯克州有没有驻华代表处?

—— 没有,而且我们对于这个问题的立场很坚定。像巴什基尔斯坦、鞑靼斯坦等俄罗斯联邦主体充分地利用在国外成立代表处的权利。我已经说过,斯维尔德洛夫斯克州驻荷兰的代表处是我们在国外唯一的代表处。即使外方承担房地租金,从我们州预算角度来看,相关的消费还是太昂贵了。斯维尔德洛夫斯克州政府前主席阿列克谢·沃罗比约夫在上个世纪90年代已明确地表明了我们的立场:我们州不会在国外成立代表处,请国外代表处来到我们这儿。这是很高瞻远瞩的决定,如今我们亲眼可以看到,世界各地二十多个外交代表机关在叶卡捷琳堡市开了门,它们其中有中华人民共和国总领馆。除了俄罗斯第二首都圣彼得堡市以外,我们是外国领事机关数量最多的一个俄罗斯城市。

当然,我们也担心国外代表处首先会致力于在我们地区促进自己的商品,而不是我们产品到国外的出口。而我们的目的是多多卖一些商品。但是这些恐惧并没有实现。例如,1994年美国驻叶卡捷琳堡总领馆正式开门,那是乌拉尔地区第一国外代表机关。当时,斯维尔德洛夫斯克州和美国之间的贸易额为5亿美元。1995年底,这个指标已达到8亿美元。而且我们成功地保持了斯维尔德洛夫斯克州与美国双边贸易的顺差。原因是美国商人来到我们地区后能够获得总领馆的支持,因此致力于出售自己的产品,而且能够相比我们产品和他们在其他国家买的,最后由于质量和价格的优势经常会选乌拉尔的产品。这样一来,不仅美国向斯维尔德洛夫斯克州的供应,而且我们对美国的出口也得到了推动。这是一种双边的过程。

说道斯维尔德洛夫斯克州与中国贸易差额,根据2018年的结果,我们首次获得了贸易顺差,我们出口量超过了中国进口量。叶卡捷琳堡市每年举行的俄罗斯国际创新工业展览会并每两年举行的俄中博览会,以及我们州领导人到中国的定期访问和中国官员和商人代表团到我们地区的回访都对这种成就发挥了积极作用。

—— 中国向乌拉尔地区供应的产品,我们为什么对它感兴趣?

—— 首先,中国供应的产品比较便宜。例如,俄罗斯在中国购买的机床与机械设备质量虽然不是特别理想, 但价格很合理。次要原因就是乌拉尔和西伯利亚地区离中国相当近。此外,我们地区与中国的地缘政治关系很密切。由于制裁的原因,我们不能在欧洲买所想要的商品。而我们和中国贸易中没有这种障碍。

—— 目前,中国积极实现一代一路 对外经济战略这种过程涉及到欧亚许多国家和地区。乌拉尔地区如何参与这一议的实现?

——我们该理解,俄罗斯不像吉尔吉斯斯坦、乌茲别克斯坦或甚至哈萨克斯坦。俄罗斯在实现这种十分重要的项目中发挥强大合作伙伴的作用,而俄罗斯联邦主体表现得更加出息。例如,斯维尔德洛夫斯克州与中国合作伙伴签署重大建筑合同时尽量确保乌拉尔企业产能满载,因此在合同里提前指出,乌拉尔企业会供应建筑材料、金属产品和设备。

 

Еще в сюжете «Урал – Китай»