Пожнешь независимость
АПК на Урале
Почему ЗАО АПК «Белореченский» работает в три смены и удерживает лучшие рейтинговые позиции
В два часа ночи закончили работать комбайны в поле: пока сухо и погода позволяет, селяне работают в три смены.
— Что вы там при свете фар видите?
— Картофель. Качество уборки, конечно, несколько страдает — на транспортерах люди стоят, им не так хорошо видно, как днем. Но в целом приемлемо. Торопимся убрать, пока дождей нет, — поясняет генеральный директор ЗАО АПК «Белореченский» Виталий Дунин. — Пока убрали только 20% картофеля и овощей, в сроки не укладываемся, конечно. Лето было поганое, холодное, весна тоже. Может, хоть осень будет золотая, теплый октябрь. Техника вся есть, остальное зависит от погодных условий. Если не все уберем, поднимутся цены, начнется шум-гам: почему дорого. ФАСы будут ездить каждую неделю, проверять — мы же Екатеринбург кормим. Лучше бы проверяльщики на уборку приехали, помогли. Урожайность картофеля нормальная, будет нужный объем, если весь соберем. А кукурузный початок не вызрел, не достиг даже молочной спелости, только заложился: тепла не хватило. В кормах, которые нужны для производства молока, будет дефицит белка, аминокислот.
Сельскохозяйственный бизнес на Урале — сплошные риски, но АПК «Белореченский» успешно развивается. В рейтинге крупнейших российских агрокомпаний («Эксперт РА») хозяйство Дунина — в первой двадцатке, входит и в сто лучших хозяйств страны. А в Свердловской области — безусловный лидер по производству картофеля и овощей. То, что по картофелю и овощам закрыли границу, для Урала не принципиально: мы ими сами себя обеспечиваем. Во многом благодаря Белореченскому. География поставок — Екатеринбург, 80% производимого белореченцами поглощают торговые сети мегаполиса.
Картошку все мы уважаем
В структуре многопрофильного хозяйства овощи составляют 25%, картофель — 40%, молоко — 20%, зерно — 10%. Многопрофильность сложилась исторически. В 1992 году государственное предприятие совхоз Белореченский приватизировался и сохранил все направления, которые были.
Тогда, правда, он обрабатывал 3 тыс. га пашни, а сейчас — 9,5 тыс. га. И нужна еще тысяча — под новый инвестиционный проект семеноводческого центра «Уральский картофель» (Белоярский район, село Кочневское). Проект ведут три структуры: Белореченский (60% инвестиций), Уральский научно-исследовательский институт сельского хозяйства(26%) и ООО «Картофель» предпринимателя Игоря Картузова из Сысерти» (по 14%). Цель — создание картофеля новой селекции от пробирки до поля. Администрация района выделила 10 га земли для наукоемкой части — лаборатории и теплиц. Далее первому полевому поколению картофеля потребуется еще 50 га для опытных участков. А чтобы выйти на производство 10 тыс. тонн элиты, надо 500 га земли. И для правильного севооборота желательно еще столько же. Будут покупать в округе любые освобождающиеся земли или двигаться в другие районы Свердловской области. Проект ориентирован на то, чтобы закрыть потребность в семенном картофеле в первую очередь УрФО, есть договоренность с южными партнерами — из Астраханской и Ростовской областей, Краснодарского края. Аналогичный проект производства семенного картофеля реализован агрофирмой КРИММ в Тюменской области, но тюменцы все необходимые рынку объемы не закрывают, потребности слишком велики — сегмент свободный.
Стоимость инвестпроекта «Уральский картофель» оценивается в 100 млн рублей, из них 15 миллионов уже вложены. Федеральное правительство, твердящее про импортозамещение, готово компенсировать 20% стоимости проекта: документация проходит госэкспертизу.
Лишь через четыре года инвесторы увидят семена собственного производства — таков длительный цикл затратного наукоемкого проекта.
— Мы должны пройти этот путь к продовольственной безопасности региона, — говорит Виталий Дунин, — во-первых, чтобы уральское село по семенам картофеля избавилось от импортной зависимости. До сих пор приобретаем семена из Голландии, Германии, Финляндии. Каждый год закупаем там так называемую элиту, производим из нее первую репродукцию, часть сами садим на продовольственные цели, часть продаем. Вторую репродукцию собираем на продовольствие. И все, цикл закончен, опять едем покупать новые семена. Ежегодно завозим машинами огромное количество тонн семенного материала. Пока на семена санкции не распространяются, но есть риски: вдруг опять что-нибудь произойдет в политике и нам обрежут поставки. Во-вторых, рассчитываем, что качество нашего семенного материала будет на порядок выше.
Есть проблема: выполняющих программу импортозамещения аграриев пока не поддержали ни газовики, ни энергетики. Первое здание центра построено. Но энергетики, «МРСК Урала», получив предоплату за поставку электроэнергии, даже к проектным работам не приступали. Не торопятся выполнять договоренности и газовики, обещавшие газ в декабре будущего года. Вопрос реализации проекта на контроле у губернатора, а воз с ресурсами и ныне там. «За наши деньги не хотят сделать быстро», — недоумевает Дунин.
Деньги в холодильнике
Какой сегмент приносит белореченцам больше дохода? Стабильно — овощи, хотя рентабельность невысокая, в среднем 10% по всем культурам. Животноводство, по словам Виталия Дунина, заморозилось — цена на молоко-сырье минимальная: на хлеб-воду производителю хватает, но на масло — развитие — не остается. В крупных холдингах, где бизнес настроен на большой объем молока, содержат по две тысячи коров, конечно, иначе. А у средних хозяйств, до тысячи коров, доходы не такие высокие: жить — не живут, хотя и не умирают. Зато многоотраслевое хозяйство имеет свои плюсы — экономию на собственных кормах. Молоко высшего сорта, 22 тонны ежедневно, возят на переработку на Первоуральский молочный завод: «Вимм-Билль-Данн» делает из него «Здрайверы».
Одно из условий многолетней устойчивости агробизнеса — ежегодные инвестиции. Около 50 млн рублей Белореченский вкладывает в развитие предприятия — строительство новых овощехранилищ, покупку холодильного оборудования, мелиорацию, новую технику. Но проблема хранения до сих пор не решена: холдинг производит овощей на 30% больше, чем вмещают емкости, и нужно еще строить — на 10 тыс. тонн. Область помогает, компенсируя 50% затрат на оборудование. В этом году в компании планируют ввести хранилище на 1,5 тыс. тонн. Оборудование уже закуплено, идет монтаж, но средств не хватило и сроки сдвинули — будут пускать в ноябре, под капусту.
Белореченский ежегодно производит до 30 тыс. тонн картофеля и 15 тыс. тонн овощей. Из-за того, что не хватает емкостей хранения, динамика увеличения объемов небольшая, 5% ежегодно. Сколько емкости хранения вводят, на столько же увеличивают объем производства.
С реализацией проблем нет, «единственная — цена, — говорит Виталий Дунин, — всем же надо дешево, особенно горожанам». В этом году, по его словам, цены на овощи держатся относительно низкие. Пока оптовая цена картофеля — меньше 10 рублей за кило. Дальнейшие прогнозы будут только после уборки урожая. Самый главный фактор, который влияет на показатели чистой прибыли, — ценовой. Цену определяет рынок. Если много уберут картофеля, излишки будут давить на цену и цена будет низкая. Возникнет дефицит — цена вырастет. Как только создаете дефицит, цена сразу скачет в два раза. Знаменитая гречка тому подтверждением.
Всегда идти на шаг впереди тоже немаловажно. У Дунина в хозяйстве запущены все новые технологии. В этом году купили новую — для производства лука. Раньше лук выращивался на плоской поверхности, теперь купили грядообразователь и посадили его в гряде. Ему там тепло, светло, уютно, и несмотря на холодную погоду он дал урожай в два раза выше, чем по обычной технологии.
Высокая волатильность на рынке валют плохо сказывается на экономике хозяйства. Приходится индексировать зарплату, себестоимость от этого растет. Не индексировать нельзя — все вокруг дорожает. «Я не могу допустить, чтобы люди разбежались в поисках лучшей жизни, и я останусь как генерал без войска», — говорит Дунин. Средняя заработная плата в хозяйстве — 20 тыс. рублей в месяц.
Основной принцип, который вот уже столько лет обеспечивает бизнесу устойчивость и позволяет развиваться, Дунин формулирует так: «Быть порядочным на рынке, выполнять обязательства: поставлять качественную продукцию круглый год. Это не так просто дается».