Выжать медь из камня
Михеевский ГОК
Запущенный полтора года назад Михеевский медный ГОК — первый в России полигон для промышленной разработки руд медно-порфировых месторождений: пород бедных, но представляющих особый интерес для будущего цветной металлургии
Времена «легкой» меди на Урале, берущие начало в XVIII веке, заканчиваются. Наступает пора освоения непростых месторождений, и Михеевское медное — в их числе. Месторождение — одно из крупнейших в России и входит в 50 крупнейших в мире: его прогнозные запасы оцениваются в 1,8 млн тонн меди в руде. Попутно здесь содержатся серебро, молибден, рений, золото (и его, по кодексу JORC, не так мало — около 1,2 млн унций). Это настоящая кладовая для современной промышленности.
Между тем более полувека после открытия месторождение особого индустриального интереса не представляло: оно относится к медно-порфировому типу, обладающему рядом специфических характеристик. Во-первых, при больших запасах содержание меди в породе всего 0,3 — 0,5% (против 1,5 — 3% в руде медных колчеданных месторождений). Для горняков-обогатителей это очень низкая концентрация — все фабрики на постсоветском пространстве работают на полутора процентов и больше, а еще 20 лет назад в отработку вовлекались руды с содержанием не менее 2 — 3,5% меди. Во-вторых, рудные минералы в такой породе тесно срастаются, образуя тонкую вкрапленность, а вмещающие породы имеют высокую крепость. Это означает, что освоение медно-порфировых месторождений требует особого подхода: создания новых технологий добычи, обогащения и последующей переработки руды. Поэтому в России основные объемы производства меди были связаны с разработкой медно-никелевых (около 70%) и медно-колчеданных руд (примерно 29%). Причем географически сложилось так, что медно-никелевые обеспечивают работу металлургических предприятий, расположенных преимущественно в северных регионах РФ, а медно-колчеданные — покрывают в основном потребности цветной металлургии Уральского региона.
Но сегодня бедные по содержанию меди руды приобрели для экономики страны особую значимость, так как разведанные месторождения колчеданного типа в мире исчерпываются, новых легкодоступных месторождений остается все меньше, а потребность в металле растет (за рубежом уже давно бо?льшая часть добычи приходится именно на медно-порфировые месторождения). По предварительным оценкам, если запасов медно-никелевых руд может хватить еще на полвека, то медно-колчеданных — только на 20 — 30 лет.
Крепкий орешек
Первой в глубину михеевских руд попыталась проникнуть британская золотодобыващая компания Eureka Mining. В 2005 году она купила актив с лицензией на разработку месторождения. Планы были грандиозные, но проект оказался не по зубам. Осваивать месторождение в одиночку иностранцы не решились: собственного медеплавильного завода у них не было, а среди российских металлургов желающих вступить в партнерство не нашлось. Крупные компании сектора — ГМК «Норникель» и Уральская горно-металлургическая компания — на тот момент с таким типом руды не работали и рисковать не хотели. В итоге в 2007 году иностранцы были вынуждены выйти из бизнеса, продав за 33 млн долларов 100% Михеевского ГОКа вместе с лицензией Русской медной компании (РМК).
РМК строить новое медное производство не требовалось: на тот момент она уже владела расположенным здесь же медеплавильным заводом «Карабашмедь» и Кыштымским медеэлектролитным заводом. Зато остро нуждалась в расширении собственной сырьевой базы, поэтому и решила сделать ставку на освоение медно-порфировых месторождений.
Начать отработку местных руд РМК собиралась еще в 2009 году. Но беспрецедентное падение цен на цветные металлы в сентябре — октябре 2008 года (до 3,7 доллара за тонну) и высокие производственные издержки заставили медников пересмотреть планы. Проект заморозили. Возобновить его удалось только в 2010-м, когда стали понятны источники финансирования. В результате буквально за два года сельскохозяйственный Варненский район Челябинской области (для промышленной площадки из сельхозоборота было изъято около 2 тыс. гектаров земель) превратился в новый центр горной добычи сырья для цветной металлургии.
Чтобы решить основные проблемы месторождения и повысить экономическую эффективность будущего ГОКа, необходима была особая технология шихтовки и переработки руды, которая позволила бы максимально извлекать медь из бедных руд, при этом — с наименьшим расходом энергоресурсов. Стояла задача создать новую технологию обогащения породы, содержащей значительное количество окисленных и смешанных руд. Для этого специалисты РМК проводили консультации с ведущими компаниями горнодобывающей отрасли (за рубежом добыча меди уже давно шла в основном из медно-порфировых руд), побывали на аналогичных фабриках в Чили и в Австралии. И только после этого определились с поставщиками оборудования — финской Outotec и французской Metso Minerals. Для обработки руды на обогатительной фабрике выбрали флотационный метод. Вкупе с использованием специальных реагентов сегодня это позволяет увеличивать содержание меди в концентрате до 22%.
Открытие разработки пород будут вести до глубины 360 метров
Для дополнительного сокращения издержек на Михеевке пошли на еще один эксперимент: поставили комплекс крупного дробления руды с высокой удельной производительностью прямо в контуре карьера, а не на его поверхности, чтобы на 20 — 25% снизить затраты на доставку руды на обогатительную фабрику. Сам дробильный комплекс технологически увязали с магистральным ленточным конвейером протяженностью в 1440 метров. Это позволяет транспортировать руду с места добычи на обогатительную фабрику, полностью исключая, казалось бы, неизбежные затраты на автотранспорт. Такая уникальная для отечественной цветной металлургии схема почти на четверть снижает расходы по доставке руды с места добычи на обогащение. А чтобы уменьшить воздействие на природные ресурсы, на ГОКе внедрили закрытый водооборот (твердые примеси остаются в хвостохранилище, осветленная вода снова используется в производстве).
В результате к концу декабря 2013 года Михеевский ГОК превратился в настоящего гиганта, способного перерабатывать до 18 млн тонн руды и получать около 270 тыс. тонн медного концентрата в год (около 63 тыс. тонн меди в чистом виде). Он стал крупнейшим на территории постсоветского пространства, построенным с нуля. В СССР медные комбинаты подобного масштаба строились только для «Норильского никеля».
Заплатила РМК за сырьевую безопасность бизнеса и возможность в полтора раза увеличить объемы выплавки меди на своих заводах 27,8 млрд рублей. По оценкам компании, за счет оптимизации всех эксплуатационных затрат, укрупнения узлов и агрегатов и применения современных технологий окупаемость Михеевского ГОКа должна составить 7 — 8 лет.
Крупней, еще крупнее
В ближайших планах РМК — запустить в Челябинской области (на Томинском месторождении) еще один ГОК по переработке медно-порфировых руд. Он будет в полтора раза больше Михеевского и сможет перерабатывать до 28 млн тонн руды в год. Инвестиции в новый проект оцениваются более чем в 55 млрд рублей. Запуск первой очереди (14 млн тонн по руде) планируется в 2017 году, второй — в 2019 году.
По словам президента РМК Всеволода Левина, Михеевский и Томинский ГОКи гарантируют сырьевую безопасность компании на ближайшие несколько десятилетий. Объемы добычи и переработки медно-цинковых руд РМК вырастут почти в пять раз (до 31,4 млн тонн против 6,5 в 2012 году). За счет этого, а также масштабной реконструкции «Карабашмеди» РМК почти вдвое (со 180 до 340 тыс. тонн) нарастит производство катодной меди.
По мнению аналитиков, амбициозные планы расширения доли на рынке для РМК оправданы, хотя успех во многом будет зависеть от мировой конъюнктуры. Инвестиционные программы несколько истощают бизнес, но они для медных компаний — необходимость. Чтобы успешно конкурировать с глобальными производителями меди, российским игрокам придется развивать новые сырьевые проекты с низким содержанием меди в руде.
Запущенный полтора года назад Михеевский медный ГОК — первый в России полигон для промышленной разработки руд медно-порфировых месторождений: пород бедных, но представляющих особый интерес для будущего цветной металлургии