Архитекторы нового времени
Партнерские проекты СКБ-банка и УрФУ
Для банковской сферы современный университет это не только источник кадров. Это огромный потенциал принципиально новой клиентской аудитории и площадка для апробирования новаций
Успех любого проекта — это бизнес-макет и правильный подбор ключевых менеджеров. Все. Вот два фактора. Если ты угадал с моделью и нашел правильных менеджеров, которые не рассказывают, почему это невозможно сделать, а дают результат, можно быть уверенным, что бизнес-идея будет реализована». С этой формулировки «истории успеха» начинается наш разговор с председателем правления СКБ-банка Денисом Репниковым. В рамках проекта, реализуемого при поддержке крупнейшего научно-образовательного учреждения региона — Уральского федерального университета, мы продолжаем диалог о выстраивании связей между вузами и работодателями и анализируем тенденции на рынке труда.
Наука и практика
— Денис Петрович, для банковской отрасли сегодня считается нормой брать на практику студентов разных вузов: сложно представить, как без этого обеспечить приток новых кадров. Давайте вспомним, как зарождалась в регионе такая модель воспитания банковских сотрудников. Тогда, в начале 90-х, высшие школы уже имели за спиной десятилетия, в том числе и советского прошлого, а коммерческие банки только создавались.
— Нам, наверное, проще ответить на этот вопрос, потому что СКБ-банк имел непосредственное отношение к становлению научной финансовой школы в регионе.
В 1994 году по инициативе нынешнего председателя совета директоров СКБ-банка, генерального директора Группы Синара Михаила Ходоровского в УГТУ-УПИ появилась первая кафедра банковского дела. Я тоже прошел эту школу, учился у Михаила Яковлевича, три года преподавал, прежде чем прийти в банковскую сферу. Наука банковского дела была действительно новой, и все мы, преподаватели и студенты, участвовали в ее создании. На нашей кафедре было очень много возможностей для творчества, мы все взаимно друг друга обогащали, среди преподавателей было очень много практикующих банкиров. И вот это сочетание теории и практики заложило основу для будущей модели сотрудничества банка и УрФУ.
— Какие специалисты сейчас больше всего востребованы в банке и насколько высшая школа, в том числе УрФУ, отвечает вашим запросам?
— Кафедра «Банковское дело» Высшей школы экономики и менеджмента УрФУ входит в научно-образовательный центр инженерно-экономических междисциплинарных исследований и образовательных программ в высокотехнологичных отраслях «ИНЖЭК». Его подход отличается от укоренившейся традиции обучения тем, что здесь большее внимание уделяют отраслевой и практической подготовке менеджеров. В результате мы находим в центре отличных ребят, которые становятся аналитиками, финансистами, технологами, специалистами в области работы с ценными бумагами. Кроме того, в УрФУ создана прекрасная школа для подготовки специалистов в области бизнес-информатики, математического моделирования и информационных технологий, а для банков это сейчас одно из важнейших направлений. В Высшей школе экономики и менеджмента УрФУ есть магистерские программы, которые заточены на определенные банковские специальности, например «Банковский и инвестиционный менеджмент», «Финансовые риски и страхование», «Финансовые рынки и инвестиции». Такие узкопрофильные специалисты сейчас очень нужны в высококонкурентном банковском бизнесе.
— Рынки развиваются стремительно, и требования к персоналу меняются. Если в 90-е годы банковская система нуждалась в новаторах, то сейчас все или почти все, что можно было придумать с точки зрения технологий, уже придумано. Какими качествами должен обладать ключевой персонал сегодня?
— Вы правы, архитектура выстроена, но для любого банка важно, как, когда и какими инструментами реализуется та или иная бизнес-задача. Наверное, сейчас настал период творчески подходящих к своей работе исполнителей. Нужны качественные специалисты, которые каждый на своем участке отрабатывают свои задачи. И, на мой взгляд, высшая школа отвечает этим запросам. На кафедрах вузов, в том же УрФУ, появилось много профильных банковских специальностей, например ИT в банковской сфере, где студентов изначально учат создавать банковские продукты, разбираться в их специфике. То есть вуз подстраивается под заказчика кадров. Во многом этому способствует традиция тесной связи преподавателей с реальной банковской средой. Очень хорошо, что многие из них параллельно с научной и преподавательской деятельностью продолжают работу в банковском и реальном секторах. Мы получаем не просто образованных студентов, а людей, имеющих практический опыт.
— А сами студенты к чему стремятся?
— Нынешнее поколение молодых специалистов отличается: они более креативны и открыты. К нам приходят люди со свободным разумом и меньшими стереотипами. И это хорошо для современного бизнеса.
— Чтобы эти люди остались в банке и приносили пользу, нужно, чтобы их и ваши базовые человеческие ценности совпадали. В чем особенность корпоративной культуры СКБ-банка, кто категорически не вписывается в коллектив?
— В основе нашей корпоративной культуры четыре позиции: ответственность, вовлеченность, открытость и поддержка. Лично для меня эти четыре ценности в конечном счете фокусируются в бережное и ответственное отношение к компании, в которой ты работаешь. Знаете, у нас в банке есть один образ, который символизирует дебетовую карту — «Карту добра». Речь о «Маленьком принце» Экзюпери. И это совсем не случайно. Лично для меня важно, чтобы каждый «на своей планете» — вверенном участке работы — был в ответе за порядок и гармонизировал пространство вокруг себя. Если каждый в банке станет относиться к своему миру таким образом, то общее будущее у нас — замечательное.
Почувствуй причастность
— Кроме кадровой подпитки, у банка есть общие интересы с УрФУ?
— Конечно, только этой стороной наше сотрудничество не ограничивается. Университет дает нам огромный потенциал для роста клиентской базы — каждый год около 10 тыс. студентов пополняют ряды наших клиентов. И преподаватели, и студенты являются держателями карт СКБ-банка. Но нам важно, чтобы это были активные пользователи. Как известно, наш банк, имеющий имидж активного кредитора, в этом году начал менять модель собственного позиционирования. Банк стремится к наращиванию транзакционных операций, улучшению сервиса, предоставляя клиентам возможности для максимально удобного и быстрого дистанционного проведения всех расчетов. Студенты в этом смысле – очень благодарная аудитория. Они, может быть, еще не имеют достаточного дохода, но гораздо активнее других потребителей воспринимают современные новации: операции в интернете, управление счетом через дистанционные каналы. Это позволяет привить культуру потребления банковских услуг. Поэтому УрФУ — наш стратегический партнер, и мы готовы инвестировать в эти взаимоотношения, чтобы будущие специалисты вышли в жизнь с нами как со своим «домашним» банком.
— Приведите примеры такого рода инвестиций.
— Университет — очень хорошая площадка для реализации различного рода новых идей и проектов. Сейчас у нас завершается подготовка кейсов среди студенческих групп на создание бизнес-модели университетской карты. Группы, объединенные по разным принципам, формируют конфигурацию продукта, которая с их точки зрения наиболее полезна, предлагают набор компетенций, функционал, дизайн карты и так далее. То есть мы вовлекаем их в производственный процесс, предлагаем на кончиках пальцев почувствовать, как делаются продукты. При этом они понимают, что работа не пойдет «в стол», это станет их собственным продуктом, которым они будут пользоваться, поэтому относятся к такому творчеству со всей серьезностью.
— А каковы потребности этой аудитории в части банковских продуктов?
— Тут ответ очень простой — удобство и скорость. Банковский сервис для студентов перемещается из офисов в гаджеты, планшеты, смартфоны. Поэтому они сегодня являются самыми благодарными пользователями услуг в мобильных приложениях.
Технологии во благо
— В мировой практике помогать университету считается хорошим тоном, особенно со стороны выпускников. Вы разделяете эту точку зрения?
— Это правильно, это нужно делать обязательно. У нас много совместных проектов с университетом. Банк поддерживает в качестве партнера-спонсора проведение «майской прогулки», дни первокурсника, день выпускника и многие другие мероприятия. Безусловно, есть и новации, к примеру, в октябре прошлого года совместно с УрФУ мы организовали «День добра». Тогда прошла встреча студентов с актером театра и кино Константином Хабенским. Это была очень эмоциональная и искренняя встреча. Наша совместная цель была достигнута: мы показали, как с помощью банковских технологий и инструментов можно делать добрые дела для нуждающихся. Таким образом банк смог донести свои корпоративные ценности до клиентов.
— В этом году СКБ-банку исполняется 25 лет. Он был одним из первых коммерческих банков, кто стоял у истоков формирования банковской системы в регионе. Что составило его ключевые компетенции?
— Наш банк очень часто становится первым. Коллектив никогда не боялся новаций, постоянно шел впереди. В очень многих социальных, инфраструктурных проектах региона банк участвовал с самого зарождения. Например, в 1995 году мы были первым расчетным банком Свердловской области, на практике отрабатывали системы безналичных платежей. В 1996 году СКБ-банк стал первым банком, получившим статус уполномоченного банка правительства Свердловской области. В 2003 году, опять же первыми из региональных банков области, мы начали выдавать ипотечные кредиты. В текущем году мы одними из первых поддержали программу кредитования АПК области. Благодаря основному акционеру — Группе Синара — сегодня банк перерос статус регионального и по праву считается учреждением федерального уровня. СКБ-банк имеет офисы почти на всей территории России, это более 180 подразделений от Калининграда до Камчатки. И конечно, важнейшей составляющей нашей истории является коллектив, который сформировался при правильном взаимодействии с крупнейшим образовательным учреждением региона.