Иван Макаров

Autonomous Aerospace Systems, Сибирский государственный университет науки и технологий 

История проекта

Мы создали платформу для обеспечения автономности и управления полетом различных летательных аппаратов: самолетов, вертолетов, конвертопланов. Есть в портфолио и более экзотически схемы. Кроме того, у нас организована разработка и производство беспилотных летательных аппаратов. Наша идеология построения бортового и наземного комплексов управления охватывает фазы от идеи до конечного летающего ее воплощения. Сейчас проект находится на стадии серийного производства и расширения сфер применения.

Я с 6 лет понимал, что хочу заниматься техникой, годам к 12 стало ясно конкретнее – аэрокосмической. В Красноярске при Сибирском Государственном Аэрокосмическом Университете была аэрокосмическая школа, в которой была возможность погрузиться в будущие специальности, совмещая с учебой в общеобразовательной школе. Далее, уже на первом курсе я понял, что хочу заниматься проектами на стыке авиации и электроники. На третьем курсе (2007 год) мы начали развивать собственные решения для управления беспилотными летательными аппаратами. Первые финансовые ресурсы мы привлекли в форме гранта.  И впоследствии собрав команду, создали предприятие в Красноярске.

 В Сибирском государственном университете науки и технологий (бывший Сибирский Государственный Аэрокосмический Университет) базовое инженерное образование было очень сильное. Университет как инфраструктура мне помог кристаллизоваться. Но как предпринимателя меня сформировали наставники.  Мою траекторию определили два человека: мой отец, профессор геологии и предприниматель Владимир Александрович Макаров, и ученый - радиотехник, новатор и предприниматель Владимир Иванович Кокорин. Кристаллизовалась компания уже вокруг Сибирского Федерального Университета.

Трудности и ограничения

Технологическое предпринимательство – тяжелый хлеб. Особенно в deep tech областях, что у нас, в аэрокосмосе. Чтобы этим заниматься, на мой взгляд нужна мечта, сверхзадача. Моя мечта кристаллизовалась на первом курсе, когда стало ясно, что хочется заниматься автономной летающей техникой. Вдохновением послужила история межпланетной станции Галилео к Юпитеру.

Важно, чтобы эта техника «преодолела пространства и простор», расширила горизонты знания и возможностей человечества. Разумеется, что для развития этого фронта требуется создать мощную команду и компанию.

Одной мечты мало. Необходимо, чтобы компания удовлетворяла конкретные нужды конкретных клиентов. Поэтому по пути приходилось искать нишу, продукты, не теряя путеводную звезду из вида. Разумеется, потребовалось развить организационные, коммуникационные навыки. Все это приходилось делать, чаще, по наитию, разгребая сложности.

Влияние коронакризиса

Сейчас кризис не оказывает отрицательного влияния на развитие нашей компании, скорее наоборот. Я убежден, что в новых условиях, к которым постепенно привыкает мир, беспилотная техника получит дополнительный импульс для развития. Мы видим большие возможности для развития грузового и пассажирского сообщения в рамках улучшения городской и пригородной мобильности. По оценкам международных консалтинговых компаний, объем рынка городской воздушной мобильности через 20 лет будет как минимум 1,5 триллиона долларов.

Технологический тренд, в котором находится это видение, возникает на успехах электрического транспорта и технологий автономности. Уже сегодня электрические самолеты легкой авиации имеют стоимость летного часа в 2-3 раза меньше, чем бензиновые аппараты такого же класса.

Это кардинальным образом меняет стиль жизни и распределение экономически активного населения в городских агломерациях. Пандемия меняет понимание в части городского развития. Имея авиационное сообщение по принципу «точка-точка», можно строить высокотехнологичные производственные активы в любой отдаленной местности без привязки к инфраструктуре: построил «свечной завод» в лесу, тебе привозят необходимые компоненты и распределяют продукцию. Тут же посёлок. В более отдаленном будущем даже не обязательно иметь продвинутую дорогу к объекту, логистика выстраивается по воздуху. Сформируется экономия на наземной инфраструктуре. Мы считаем, что Covid-19 будет косвенным катализатором для всего тренда и ускорит зарождение нового рынка.

Вклад образования

Мою карьеру в значительной степени сформировали наставники внутри университетской среды. Перед глазами были примеры людей, которые кроме академической деятельности вели предпринимательскую на стыке исследования и новых приложений этих исследований. Как правило, это ученые, у которых есть какие-то возможности выполнять контракты, договорные работы, взаимодействовать с бизнесом, за счет своего авторитета привлекать заказы. По идее, университет должен оптимизировать такой формат и сделать его привлекательным. Однако даже 8 лет назад, когда мы начинали, стало ясно, что нужно скорейше выстраивать свою организацию даже ради того, чтобы выполнять исследования в нашей области.

Инвестиции

С финансами на старте сложно. С одной стороны, развернуты действенные институты развития: Фонд Содействия Инновациям и НТИ. С другой, в авиационной и беспилотной области все ресурсы в государственных или около-государственных структурах. Рынок построен по топологии «звезда», с государственным заказчиком в центре.

Порог входа в этот рынок высок, вчерашним студентам и аспирантам туда встраиваться не просто. Нам потребовалось время, чтобы освоиться и выстроить взаимодействие. На старте успешной была стратегия, когда мы не стремились сделать всё сами, а искали более продвинутого организационно заказчика-кооперацию, где наши технологии были востребованы. Это позволило нам набираться опыта, при этом занимаясь своим делом.

Любой проект важно сразу отстраивать сразу на глобальный рынок, даже если сложный Deep Tech продукт. Только понятно это стало тогда, когда политическая обстановка стала усложняться стремительно. И авторитет страны как технического партнера стал также стремительно падать, если смотреть на тот же космос. Стартапу из РФ встраиваться в b2b цепочку на глобальном рынке становится всё сложнее, где-то уже на грани реального.

Перспективы предпринимательства

На мой взгляд, проблемы технологического предпринимательства, в нашей «железячной» области сводятся к следующему.  С одной стороны, институты развития, хорошо работающие с регионами и дающие хорошее посевное финансирование. Они ревностно относятся к зарубежной релокации проекта. Деньги должны в стране работать и на местный рынок.  С другой стороны, крайне небольшой рынок частного капитала, который готов рассматривать вложения в отечественные компании на ранней стадии.  В то же время на отечественном рынке технологий приходится конкурировать государственными компаниями в формате игры нулевой суммы. И наконец есть мировой рынок, где все твои потенциальные заказчики вынуждены считаться с политической конъюнктурой.

 Университет может стимулировать процесс развития технологического предпринимательства.  Для этого нужно развивать предпринимательскую среду, удерживать внутри себя учёных-лидеров, практиков-лидеров, уважать приоритет основателей.  При этом тех, кто вовлекается в среду можно и наставить на отработанные методы вроде Lean Startup и подобные. Эти азы могут сэкономить много времени, особенно основателям инженерам.