Владислав Криштоп

Konstruktor, Second Working District; Саратовский государственный технический университет, МГУ, РАНХиГС, Стэнфордский университет

История проекта

— Свой первый технологический стартап я создал еще в 1999 году в Уральске, и с тех пор развиваю идею платформ для творческих людей. Идея была в том, чтобы люди могли взаимодействовать на одной площадке, предлагать свои идеи. Проект постоянно развивался, совершенствовался и сейчас сформировался в формате Konstruktor. Это первая в мире креативная среда для представления идей и продуктов мировому сообществу, поиска и взаимодействия с единомышленниками, создания эффективных совместных групп, управления финансами и привлечения средств. Идея Konstruktor основана на фундаментальной потребности человека в самореализации.

В отличие от коммуникативных площадок, маркетплейсов и социальных сетей, наша платформа дает инструмент для реализации проектов, здесь работает около 20 функций, включая привлечение инвестиций, реализацию товаров и услуг. В основе проекта — специальный язык программирования и искусственный интеллект. Мы исходили из того, что начинающим предпринимателям очень часто не хватает компетенций, аналитических знаний, и мы этот пробел закрываем в цифровом формате. Сейчас мы готовим новую версию: на платформу сможет заходить человек, даже не имеющий идеи, но желающий заниматься предпринимательством, он может прийти на этот ресурс просто за вдохновением. Пользователь может набрать команду, вести свои проекты, пользоваться аналитикой. Затем набор сервисов расширяется, мы оказываем поддержку в виде дополнительных рекомендаций по развитию идеи, в том числе и подбор инвесторов, если в этом возникает необходимость. Весь процесс для малого бизнеса является бесплатным. Наша монетизация начинается с уровня средних компаний, им предоставляются определенные платные сервисы. Кроме того, наш доход формируется за счет прибылей, которые уже начинают получать предприниматели от реализации своих проектов, а также роста стоимости их акций.

Платформа пользуется большим спросом: максимальное посещение одной статьи достигало 200 тысяч человек в день, и это люди практически со всего мира. Мы еще в первой версии делали интерфейс на 80 языках. Из нашей платформы уже вышли сотни стартапов.  

Инвестиции

Сами мы весь проект сделали без привлечения внешних инвестиций вообще. Это — моя позиция, именно так мы развиваемся более 20 лет. Я считаю, что привлечение инвестиций не надо ставить целью. Я считаю, что технологические стартапы можно создавать постепенно за счет реализации своих талантов и только при крайней необходимости привлекать финансирование. И эту философию мы предлагаем пользователям нашей платформы. Все эти проекты реализуются командой Second Working District. Сегодня это международная инвестиционная компания со штаб-квартирой в Калифорнии. С 2013 года мы инвестируем в инновационные стартап-проекты, меняющие мир к лучшему. По состоянию на 2016 год компания оценивается в 2 млрд долларов.

Рецепты успеха

Я считаю, что главная составляющая технологичного предпринимательства — стремление к цели, нужно бороться за свою идею, за свой продукт и постоянно его улучшать. По моему мнению, не бывает неудачных проектов.

Проект состоит из переменных, и всегда есть что-то, что можно улучшить.  

Очень важно обращать внимание на формирование команды. Как правило, многие стартапы создаются с друзьями, но не всегда близкие друзья большие профессионалы, это, по моему убеждению, типичная ошибка основателей. И конечно, нужно постоянно анализировать, как идет проект.  

Сейчас многие компании переводят сотрудников на работу в удаленном режиме, а мы к этому пришли еще в 2010 году. Тогда наш офис был в Москве, и мы, просчитав затраты на аренду, пришли к выводу, что нам столько площадей не нужно, часть персонала вполне успешно может работать удаленно. И эту же модель мы взяли за основу при переводе штаб-квартиры в Калифорнию. Поэтому с развитием кризиса у нас ничего не поменялось, потому что большая часть команды уже работала удаленно, и нам не пришлось срочно отправлять людей по домам и все перестраивать. Мы были к этому готовы. Конечно, многих наших контрагентов СOVID-19 затронул, и в некоторых случаях это вылилось в задержку платежей с их стороны. Но в целом сейчас наш сервис стал еще более востребованным, многие люди в условиях карантина начали задумываться о том, чтобы что-то поменять в своей жизни и начали искать потенциал для развития, а наша платформа позволяет это сделать в удаленном режиме. И я считаю, что у нас, наоборот, проект после пандемии будет только расти.

 

В целом же в мире структура экономики после пандемии изменится, деньги сейчас еще с большей интенсивностью потекут в технологическую сферу. К сожалению, многие бизнесы офлайн закроются. Это связано с настроениями потребителей. Многие люди еще очень долго будут опасаться активно общаться и контактировать. Но потребность в услугах останется, и чтобы удовлетворить этот запрос, нужны будут технологии, причем в разных индустриях. Это большой долгосрочный тренд и огромное поле для технологического предпринимательства.  

Вклад образования

Я сам пришел в предпринимательство очень рано. В моем случае большой вклад внесла школа, я учился в очень сильном физико-математическом классе. Так же я продолжил заочное образование в Высшей математической школе МГУ. Это позволило мне сразу же заняться творчеством и предпринимательством, и только потом я увидел потребность в получении специальных знаний. Я поступил заочно на факультет «Управление на предприятии» Саратовского технологического университета. Скажу честно, большого прорыва мне это не дало, потому что тогда наука об управлении опиралась на устаревшие формы. И все равно было ощущение, что не хватает современных методов знаний управления потоками. Я поступил на программу МВА РАНХиГС. Там я встретил уже новое поколение преподавателей и различные практики. Это было полезно и интересно. И наконец я реализовал свою мечту — закончил аспирантуру МГУ по специальности «Международная экономика и внешние экономические связи». Но, пожалуй, больше всего опыта и связей мне дали специальные курсы в Стэндфордском университете, где я изучал стратегическое управление.

На мой взгляд, самый большой провал в системе высшего образования России связан с преподавательским составом. До сих пор еще много вузов, где преподавательский состав старой формации из школы управления СССР. Бизнес-образование этот разрыв на мой взгляд преодолевает быстрее, с точки зрения методологии большой разницы между бизнес-образованием в России и за рубежом нет. Мы в РАНХиГС учились по западной методологии, кроме того, сейчас очень много совместных программ, да и международный опыт общения с учшими выпускниками российские бизнес-школы начинают перенимать.  

Мир после пандемии

Можно ли научиться предпринимательству?  Это вопрос сродни «можно ли стать великим художником?» Для меня лично предпринимательство — это такой же талант, как рисование, музыка, ювелирное искусство, фотография.

Предприниматель — это прежде всего лидер, а лидеру нужно уметь не сдаваться и постоянно работать над собой, быть критичным к себе. У нас предпринимательство обычно рассматривается как способность зарабатывать. Но в технологической отрасли важнее все-таки способность создавать уникальные идеи, а не заниматься их копированием.  

В новой стратегической повестке в России нужны люди, которые будут создавать продукты на основе новых идей. Но для их реализации нужно создавать систему конкурентности. Управлять всеми процессами в государстве и обществе должны лучшие. И за развитие предпринимательства во властных структурах тоже должны отвечать профессионалы высокого уровня. Чтобы вписаться в мировую стратегическую повестку акцент с нефти нужно перемещать на развитие человеческого капитала.