Илья Павленков

Jetlex, Московский энергетический институт

История проекта

— У нас было три идеи, они все базировались на машинном обучении при обработке текста. С этими идеями мы ходили по разным конференциям, чтобы получить обратную связь от аудитории. Однажды опубликовали пост на «Фейсбук», после которого к нам обратился генеральный директор одной из крупнейших бухгалтерских организаций в России и сформулировал проблему: «мы не хотим, чтобы бухгалтеры перепечатывали из первичной документации информацию вручную, нужно, чтобы это делала машина автоматически». Мы изучили рынок и увидели, что это перспективная задача, поскольку автоматизированная обработка первички оказалась нужна далеко не только этой компании. Директор посмотрел прототип и дал нам сумму, близкую к необходимым размерам инвестиций. Это был отличный сигнал, поскольку редко кто-то платит такие деньги, не видя продукта, который он может использовать. Иногда такую ситуацию характеризуют как «Shut up and take my money!». И мы продолжили работу по созданию продукта и поиску инвестиций: в наш стартап вложились Фонд Развития Интернет-Инициатив (ФРИИ) и «Альфаакселератор», мы прошли акселерацию в ФРИИ, куда попало только 27 стартапов из где-то 1000 подавших заявки. Общая сумма всего финансирования составила около 20 млн рублей. Так и получился стартап Jetlex. Сейчас у нас есть продукт, который извлекает данные из бухгалтерских документов и помогает вводить их в 1С.

Влияние коронакризиса

Количество клиентов растет стремительно, особенно во время пандемии. С января этого года к нам каждый месяц приходит около 50 новых платящих клиентов и это при том, что мы почти не тратим деньги на маркетинг. Мы связываем это с тем, что многие компании начали переводить бухгалтерию на дистанционный режим, и им потребовался функционал удаленной загрузки и обработки документов. Некоторые компании приходят к нам, потому что хотят освободить бухгалтеров для выполнения более важных задач. Им приходится тратить много времени на ввод первичной документации, вместо того чтобы заниматься действительно важными для бизнеса задачами. Как правило, это структуры, у которых много первичных документов, например, строительные и оптовые организации. С помощью нашего продукта бухгалтеры тратят на ввод первички в 5 раз меньше времени, и у них освобождается время на выполнение множества других задач руководства.   

Рецепт успеха

Конкуренция на нашем рынке довольно жесткая, но у нас есть сильное преимущество продукта: наш сервис реально базируется на машинном обучении. Мы провели множество научных экспериментов, чтобы добиться высокой точности моделей. У нас над каждым этапом обработки документов трудятся алгоритмы, мы нашли решения, позволяющие автоматически очень быстро обрабатывать документы с высокой точностью. Большинству наших конкурентов приходится нанимать в штат много операторов. Технические компетенции — наше первое преимущество. Кроме того, мы создали очень удобный интерфейс. И это ценят бухгалтеры: благодаря двухсторонней синхронизации Jetlex с 1С пользователи прямо из нашей программы работают со своими номенклатурами, счетами учета, контрагентами и прочими справочниками, которые они уже заводили в 1С. В отличие от решений конкурентов, где им потом приходится менять эти значения в самой базе. И наконец, мы смогли предложить привлекательные ценовые условия, потому что нам, благодаря высокому уровню автоматизации, не нужно содержать огромный штат операторов.  

Я считаю, что основной фактор успеха стартапа, как бы это банально ни звучало, — команда. Это действительно важно. При этом состав команды должен придерживаться общих принципов. Во-первых, это терпимость к неудачам. Неудачи — это неизбежность в стартапе. Всегда что-то идет не так, как запланировано. Нужно уметь смотреть на это рационально, без паники и эмоций, а просто продумывать следующие шаги.  

Второе качество команды — желание экспериментировать. Говорят, что у физиков-экспериментаторов чаще получаются хорошие стартапы, потому что у них такая природа: они все время хотят что-то новое попробовать, а в стартапах это действительно драйвер. Ты выдвигаешь гипотезу и тестируешь, сработает или нет.  

Лично мне это было несложно, потому что я с ранних лет любил экспериментировать, психологические тесты еще в подростковом возрасте показывали, что у меня навыки выраженного экспериментатора. Я на самом деле не уверен, что это качество обязательно должно быть врожденным у основателя. Если есть желание и стремление, я думаю, всему можно научиться и постепенно адаптироваться. И учиться придется многому.  

Основатель должен уметь бороться с проблемами, например, финансовыми. Бывают ситуации, когда деньги заканчиваются, потому что стартап изначально не может иметь четкий бизнес-план: нельзя просчитать все расходы, потому что в таком проекте, как правило, высокая степень неопределенности. В этом месте может начаться что-то вроде стресса. И нужно придумать, где эти деньги достать: придется искать инвестора, грант, заем и так далее.  

Еще одна сложность — управление командой. Нам повезло, потому что, когда мы проходили акселерацию во ФРИИ, у нас были очень хорошие тренинги по найму персонала. Мы на практике убедились, что важно оценивать не только профессиональные компетенции, но и личностные характеристики. При этом хорошо, когда в самой команде у основателей разные навыки. У нас в команде два основателя и у обоих разные скилы. У меня технический и управленческий, у моего партнера, больше юридический. Предпринимательский опыт у нас у обоих был. У меня в свое время были интернет-магазины: первый из них я открыл еще в 13 лет, зарегистрировав на мать, позже была небольшая организация по продажам в детские сады. У партнера тоже был интересный опыт: юридическая фирма и вендинговые автоматы.

И наконец, в стартапе важно уметь строить долгосрочные планы. Например, у нас сейчас идет активный рост клиентской базы. На этом можно было бы успокоиться, но мы ставим задачу захватить существенную часть российского рынка и следующий шаг — выход на англоязычный рынок.

Вклад образования

Я занимаюсь разработкой лет с 13, активно слежу за тенденциями и где-то в 22 года понял, что искусственный интеллект — это поезд, в который нужно успеть запрыгнуть. У нас в институте программы машинного обучения не было, и я проходил специальные онлайн-курсы самостоятельно. Как-то решив проверить свои навыки, принял участие в международном соревновании на самом популярном ресурсе по машинному обучению — Kaggle, где я был удостоен первого места.

В институте я главным образом получил навыки в поиске информации. На первом этапе развития своей компании мне сильно не хватало некоторых основ предпринимательства, например, я чувствовал нехватку знаний в юридических вопросах. Это первая проблема, которую хотелось бы, чтобы вузы закрывали. Второй вызов, на мой взгляд, связан с отсутствием в институтах свободы для экспериментов. Да, можно поэкспериментировать для решения конкретной задачи в рамках научной работы, но иногда полезно давать пространство и в других задачах. Студенты могли бы сами поставить себе задачу и самостоятельно ее решить. Четкая постановка задачи позволяет сформировать хорошего исполнителя, но не предпринимателя. Ведь предприниматели всегда действуют в условиях нехватки информации. И третье, — это навыки продаж. У нас в России много квалифицированных специалистов в области технологий, но мало тех, кто умеет хорошо продавать. Хороший продукт нельзя продать, если ты не можешь донести до потребителей его суть и пользу конкретно для них. А в России часто разработчики разрабатывают что-то, что они потом не знают, как продать, и проект просто погибает.

Советы новичкам

Возможности для роста молодежного технологического предпринимательства в России есть вне зависимости от базового образования. Если студент заинтересован в том, чтобы создать свой стартап, можно начать экспериментировать в этой области и посещать тематические мероприятия. В России много разного рода конференций проводит тот же ФРИИ. Плюс, естественно, есть литература. И конечно нужно постоянно учиться. Для этого есть много вариантов. Не все они подходят основателям технологичных проектов, поэтому нужно выбирать. Например, я не сильно верю в пользу MBA применительно к стартапам. Я сам не проходил эти программы, но насколько знаю, там больше обучают навыкам управления большой стабильной организацией. А стартап — это, как правило, маленькая компания, которая постоянно находится в поиске бизнес-модели. Когда эта бизнес-модель найдена, это уже становится обычным бизнесом и управляется по другим правилам.