Доказательство очевидного

Топ-400 компаний Урала и Западной Сибири

Топ-400 компаний Урала и Западной Сибири

Экономика региона остается в руках нефтяников и металлургов. Это делает территорию зависимой от конъюнктуры внешних рынков. О диверсификации всерьез говорить не приходится: нефтянка — по-прежнему наиболее прибыльная отрасль

АЦ «Эксперт» подготовил очередной — пятнадцатый — рейтинг 400 крупнейших компаний Урала и Западной Сибири по итогам 2014 года (география проекта охватывает Свердловскую, Челябинскую, Тюменскую, Оренбургскую, Курганскую области, Пермский край, Башкирию и Удмуртию). Общий итог — выручка участников приросла на 8,2% к 2013-му с 10,9 трлн до 11,8 трлн руб­лей (для справки: за год пул участников рейтинга обновился на 10%, в список вошли 46 новых компаний). Чтобы точнее оценить состояние экономики, рассмотрим фирмы валом (невзирая на списочный состав). Объем реализации нынешнего топа по сравнению с прошлогодним увеличился на 5,6%. Третий год подряд мы фиксируем снижение темпов прироста: показатель 2013-го к 2012-му — 8,4%, 2012-го к 2011-му — 9,8% (см. график 1). Поскольку инфляция в России в 2014-м составила 11,4%, мы вправе говорить о реальном падении доходов.

Радость крупных

Две трети совокупной выручки 400 компаний (7,7 трлн рублей) обеспечили предприятия первого дециля, еще 13,2% (1,5 трлн рублей) пришлось на вторые 40 фирм (см. график 2). Такая концентрация традиционна для нашего рейтинга. Наибольший прирост доходов показал второй дециль — плюс 11,8% (этим компаниям единственным удалось преодолеть инфляцию). В отрицательной зоне — последние 80 участников.

Применим еще одно деление — на условно средние (с выручкой до 10 млрд рублей) и условно крупные. Первые по доходам приросли всего на 3,8%, вторые — на 9%. Это в очередной раз доказывает, что в кризис крупные становятся крупнее. Средний бизнес, на который возлагают надежды многие экономисты, не оправдывает ожиданий. 

Среди всех 400 компаний лидерами по динамике выручки оказались «ТЭК-Энерго» (холдинг, состоящий из энергосбытовых компаний; прирост в 3,2 раза), Уральская энергетическая строительная компания (в 2,8 раза) и банк «Югра» (1,9 раза). Аутсайдеры — Заполяргражданстрой и «СГК-Север» (обе входят в холдинг «Стройгазконсалтинг», о проблемах которого мы подробно писали в начале октября, см. «Кошмар на улице строителей»), а также «Единая торговая компания».
 
Рассмотрим прибыль. Здесь концентрация также велика: 67,1% совокупной валовой и почти 90% чистой консолидирует первый дециль компаний. В минусе по итогам 2014 года оказались 78 участников рейтинга. Их суммарный убыток — 247 млрд рублей (цифры 2013-го — 63 и 159 миллиардов).

Впечатляющие убытки показали Уралкалий — 33,3 млрд рублей при выручке в 136,5 миллиарда, авиакомпания «ЮТэйр» — 22,3 при 71 млрд рублей соответственно, и дочерняя РЖД Федеральная грузовая компания (ФГК) — 28,1 при 49,6 млрд руб­лей соответственно. (Любопытно, что по РСБУ «дочка» РЖД ушла в минус только на 3,6 млрд рублей. Судя по отчетам, разница объясняется влиянием налога на прибыль. В апреле РЖД утвердили бюджет, согласно которому с 2016 года «дочка» должна стать прибыльной и заработать 3,3 млрд рублей, в 2017-м — 5,6 млрд рублей. По итогам 2015-го прогнозируется убыток в 2 миллиарда.)

 Чистая прибыль «плюсовых» компаний составила в 2014 году 1,73 трлн рублей, что на 45% больше чем в 2013-м. Феноменальную рентабельность показал Качканарский ГОК (входит в Евраз), получивший внереализационные доходы, — 106%. Недалеко ушел Сургутнефтегаз — 99%. За ними с большим отрывом Ачимгаз (67%), Югранефть (51%) и пермские Минудобрения (входят в Уралхим, 46%).

Наиболее высокую рентабельность по валовой прибыли (этот показатель видится более корректным, поскольку размер чистой прибыли может быть искусственно изменен) показывают те же Ачимгаз и Мин­удобрения (85,7% и 66,8% соответственно), а также Уралкалий (74,6%). Меньше 5% она у 41 компании, в отрицательном диапазоне — у 19. Самая неблагоприятная ситуация у «СГК-Север» (выручка — 9,5 млрд рублей, убыток — почти 5 млрд рублей) и Ямалкоммунэнерго (4,2 и 2,5 млрд рублей соответственно).

Нефть в уме

Больше всего участников рейтинга — 118 — традиционно представляют Тюменскую область (включая ХМАО и ЯНАО). Их доля в совокупной выручке — 47,8%. Далее следует Свердловская область — 94 фирмы, но это всего 15,9% в суммарных доходах. Ожидаемо замыкает список регионов Курганская область (восемь предприятий, 0,5% в общих доходах, подробнее см. график 3). Однако Зауралье показывает один из самых высоких темпов прироста выручки — 12,4%. Больше только у Удмуртии — 13,5%.

Проанализируем 13 существенных отраслей (к ним мы относим сектора, доля которых в совокупной выручке 400 компаний превышает 1%). 50% совокупной выручки консолидирует нефтегазовая отрасль (а если добавить фирмы, занимающиеся транспортировкой ресурсов, получится 55%). Но это привычная картина.

Вторая по выручке отрасль — металлургия (13,6%), далее идут химия и торговля (6,2% и 5,5%). Исчезающе мала доля ИТ- и телеком-компаний, научных организаций и фармацевтических предприятий (в сумме — 0,7%). Этот факт мы фиксируем пятнадцатый год подряд. И пятнадцатый год подряд повторяем: мир живет в несколько иной реальности. Это отчетливо видно по глобальному списку Forbes-2000. Совокупная выручка участников этого рейтинга — 39 трлн долларов. Доля только ИТ-компаний — почти 4% (без учета интернет-магазинов и аукционов), добавим к ним еще телеком-операторов, выйдет 8%. 

Среди 13 отраслей, согласно сухим цифрам, лучше других в 2014-м себя чувствовали банки (прирост доходов за год — 23,6%), пищевая промышленность (19,5%) и цветная металлургия (17,3%). В финансовой сфере динамику обеспечили две организации — банк «Югра» и «Ханты-Мансийский банк Открытие». Если исключить их из расчетов, то показатель упадет почти вдвое.

Сами банкиры настроены не слишком оптимистично.

— Ухудшение макроэкономической ситуации оказало негативное влияние на наш сектор, — констатирует ведущий экономист отдела стратуправления департамента стратуправления и планирования Запсибкомбанка Владислав Чезганов. — Высокий уровень ключевой ставки, вызванный необходимостью сдерживания инфляционных и девальвационных рисков, обусловил сокращение чистой процентной маржи российских банков. Низкий спрос на относительно дорогие кредитные продукты (в большей степени со стороны физических лиц) стал причиной падения процентных доходов. Чистая прибыль отечественных банков в январе — июле 2015 года относительно аналогичного периода 2014-го снизилась на 93%, Запсибкомбанка — на 58%.

Пищевку толкал вверх рост цен на продукцию из-за девальвации рубля и контр­санкций (подробнее о ситуации в отрасли см. с. 56, 62). Активный экспортер цветмет поднялся также за счет обесценивания нац­валюты.

Наибольшее сокращение совокупной выручки среди существенных отраслей наблюдалось в сфере транспорта (автомобильного, железнодорожного, воздушного и трубопроводного) — минус 7%. Правда, этот показатель обеспечила, по сути, одна компания — «Транснефть-Сибирь». Ее доходы в 2014 году по сравнению с 2013-м упали почти на 40%. Как указано в отчетности, это обусловлено в основном падением выручки от транспортировки нефти в связи со снижением тарифа. Уберем компанию из расчетов и получим всего минус 1%, а если устраним все трубопроводные организации, то выйдем в ноль. Топтание на месте, очевидно, обусловлено падением индекса деловой активности (по данным Росстата, в конце года он был сравним с показателем 2009 года) и грузооборота (в сегменте железнодорожного транспорта в 2014 году он снизился на 0,4%, автомобильного — на 3,9%, внутреннего водного — на 12%). На этом фоне выделяются авиакомпании «Ямал» и «Уральские авиалинии» (прирост по выручке — 16,5% и 25,6% соответственно).

Еще одной отраслью, показавшей падение выручки (на 2,8%) стало строительство. Нам бы хотелось сказать, что все это из-за Стройгазконсалтинга, потерявшего заказы Газпрома. Однако это лукавство: из 44 компаний сектора доходы упали у 21-й (подробнее о ситуации в жилищном строительстве, см. с. 64).

Про чистую прибыль в отраслевом разрезе говорить несколько страшно: 95% профита 400 компаний сосредоточено в отрасли нефтегаза. По валовой показатель равен 53% (но его нельзя назвать корректным, поскольку мы не располагаем данными Сургутнефтегаза, Новатэка, Башнефти и еще нескольких крупных игроков). Суммарный убыток показали предприятия машиностроения, химии и нефтехимии.

По валовой прибыли наиболее рентабельны отрасли стройматериалов, ИТ, химии и нефтехимии (37,7%, 37,5% и 33,2% соответственно). В среднем по 400 компаниям этот показатель равен 17,9%. По чистой прибыли впереди всех нефтегаз — 24,2%. Это удивительно, учитывая, что за 2014 год стоимость марок Brent и Urals снизилась примерно на 50%. Среди 57 компаний отрасли убыток показали всего девять.

Если накинуть на отрасли матрицу регионов, то становится видно, что нефтегазовые компании обеспечивают 80% совокупной выручки фирм-участниц рейтинга, зарегистрированных в Тюменской области, цифра по Оренбургской области — 75,7%, по Башкирии и Удмуртии — 47,5% и 46% соответственно.

В Челябинской области ожидаемо доминируют черные металлурги (67,5%), в Пермском крае — химики и нефтехимики (45,3%). Наиболее диверсифицированной выглядит экономика Свердловской области: здесь первенствует цветмет, хотя и с результатом всего 26,7% .

Металлурги атакуют

В этом году мы решили проанализировать рыночную стоимость уральских компаний. Базой для этого стал рейтинг 200 крупнейших эмитентов России по объему капитализации, подготовленный АЦ «Эксперт» (см. «Идти в народ»). В него вошла 31 уральская компания. Их совокупная рыночная стоимость на 3 августа 2015 года составила 4,4 трлн рублей (73,8 млрд долларов, расчет по курсу на 3 августа) или 16,1% от общей капитализации двухсот фирм.

72,3% рыночной цены консолидируют фирмы Тюменской области. В этом нет ничего неожиданного: местные Новатэк и Сургутнефтегаз входят в десятку крупнейших эмитентов страны.

Среди уральских компаний инвесторы с оптимизмом смотрят на Черногорнефть: берем отношение капитализации к объему реализации и сравниваем со среднеотраслевым — ее показатель равен 23,6. В фаворе и Южно-Уральский никелевый комбинат — 17,25. А вот Ижсталь (0,01) и Челябэнергосбыт (0,02) вызывают у игроков на фондовом рынке скепсис.

Наиболее высокий прирост капитализации по итогам года (с 1 августа 2014-го по 3 августа 2015 года) показали Челябинский электрометаллургический комбинат (ЧЭМК, в 5,5 раза) и Челябинский цинковый завод (ЧЦЗ, в 3 раза).

Бумаги ЧЭМК пошли резко вверх в апреле 2015-го после того, как комбинат приобрел у казахстанского холдинга Eurasian Natural Resources Corporation Серовский завод ферросплавов (Свердловская область), консолидировав тем самым 90% российского рынка ферросплавов, и шахту «Рудная» (Пермский край).

Рыночная цена ЧЦЗ выросла благодаря активным действиям фонда UCP Ильи Щербовича, который в конце 2014 года принялся скупать акции предприятия, очевидно, желая нарастить его стоимость и продать подороже основным акционерам (РМК и УГМК). Правда, некоторые миноритарии активно обсуждали вариант консолидации в руках UCP блокпакета. Но этого не произошло, фонд получил контроль над 23,57%. В августе — сентябре 2015-го стоимость бумаг резко пошла вниз. В это время УГМК-холдинг подал в ФАС ходатайство об увеличении доли в ЧЦЗ до 100%, а в СМИ появилась информация, что Щербович уже продал бумаги.

Вечная мерзлота

Экономика Урало-Западносибирского региона не в состоянии избавиться от сырьевой зависимости. Системообразующие отрасли для нее — нефтяная и нефтегазовая добыча да металлургия с невысокой степенью переработки. Потому самочувствие региональной промышленности сильно зависит от конъюнктуры мировых товарных бирж.

О тектоническом сдвиге речи не идет. Мы не исключаем наличия инноваций в традиционных отраслях, однако хотелось бы увеличения присутствия в рейтинге высокотехнологичных компаний (в области ИТ, телекома, здравоохранения, биотехнологий и т.д.).

Курс на импортозамещение и контр­санкции сыграли на руку только пищевой промышленности (что предсказуемо), но почти не отразились на машиностроении. Наоборот, по прибыли оно оказалось в минусе.

В краткосрочной перспективе экономику региона вряд ли ждут существенные изменения: несмотря на резкое падение стоимости нефти, компании отрасли по-прежнему остаются самыми прибыльными. Всерьез о диверсификации можно будет говорить, когда рентабельность добытчиков углеводородов резко упадет.   

 

       

 

     

Дополнительные материалы

Рейтинг крупнейших компаний Урала и Западной Сибири «Эксперт-Урал - 400» по итогам 2014 года

Еще в сюжете «400 крупнейших компаний Урала и Западной Сибири»

Материалы по теме

Moody's понизило рейтинг России

Свердловская область и Пермский край попали в десятку инновационных регионов России

По инновациям рассчитайсь

Временная передышка