Банк «Нейва» наказан за сомнительные операции
ЦБ привлек к административной ответственности банк «Нейва» (Екатеринбург), наложив штраф в размере от 50 до 100 тыс. рублей за неисполнение требований законодательства о противодействии отмыванию доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма — сообщает «Коммерсант-Урал». Это второй банк региона, попавший под санкции Банка России. Две недели назад профессиональное сообщество активно обсуждало предписание в адрес Банка 24.ру. ЦБ четко придерживается курса на снижение объема операций по обналичиванию денежных средств и незаконному выводу капитала. На ежегодном банковском форуме в Сочи, прошедшем 3 — 5 сентября, зампред Банка России Михаил Сухов заявил, что регулятор менять политику не собирается:
— Мы считаем, что получили хорошие результаты по борьбе с сомнительными операциями: объем вывода денежных средств за рубеж снизился с 5,8 млрд долларов за третий квартал прошлого года до 1,6 млрд долларов во втором квартале этого года. Налицо очищение сектора от операций, которые не нужны ни банкам, ни государству. Мы готовы к дальнейшим шагам. Банки имели достаточно времени, чтобы привести в порядок систему внутреннего контроля, они должны хорошо знать состав операций, на которые ЦБ обращает внимание. Мы считаем, что банки должны соблюдать законодательство без напоминаний, поэтому сформировали систему индикаторов, которая позволяет нам выявлять сомнительные операции в оперативном режиме. Если мы увидим, что банк начал наращивать их на сотни миллионов долларов, ждать конца квартала мы не будем. Это «банки-камикадзе», и меры к ним должны применяться незамедлительно. Я думаю, что изменения внешнеэкономического и геополитического фактора дают нам дополнительные основания требовать от банков добросовестности.
Из 76 лицензий, которые ЦБ отозвал с начала периода чистки банковской системы, 52 случая связаны с применением письма Банка России от 04.09.2013 №172-Т "О приоритетных мерах при осуществлении банковского надзора", которое определяет критерии признаков высокой вовлеченности кредитной организации в проведение сомнительных операций.