Холодные ветры

Холодные ветры

Чтобы не допустить нового витка затяжной кредитной заморозки в корпоративном секторе, государству следует быстрее включать инструменты облегчения доступа бизнеса к кредитным ресурсам, а банкам - перестать бояться заранее

Рынок корпоративного кредитования неожиданно оживился. По расчетам аналитического центра «Эксперт-Урал», в целом по стране за пять месяцев этого года общий объем рублевых кредитов юридическим лицам вырос на 6,2%, тогда как год назад - всего на 1,7%. Однако за этой статистикой нет обнадеживающих тенденций. Скорее наоборот: ситуация с банковским финансированием, особенно предприятий среднего бизнеса, начала ухудшаться.

Банки бегут

- Международные инвесторы разочаровались невысокими темпами роста российской экономики уже в начале года, а после включения Крыма в состав России у них возникли серьезные опасения, связанные с введением экономических санкций. В результате привлечение внешнего финансирования для российских компаний стало более проблематичным, многие приняли решение увеличить объемы кредитования в российских банках. То есть компании просто погасили внешний долг за счет внутреннего кредитования, - объясняет главный экономит Альфа-Банка Наталия Орлова.

Действительно за три «активных» месяца этого года (март, апрель, май) российские компании разметили еврооблигаций всего на 2 млрд долларов, тогда как год назад они заняли на этих рынках 19 млрд долларов. «Публичные рынки сейчас неактивны, - подтверждает директор регионального центра "Уральский" Райффайзенбанка Виталий Милованов. - Кроме того, обращу внимание на валютную переоценку, из-за этого объем портфеля в рублях тоже увеличился. Без этих двух факторов совокупный корпоративный портфель показал бы меньший рост».

Замена дешевых западных денег на дорогие российские безусловно отразится на экономике корпораций, но пока крупнейшие отечественные предприятия успешно закрывают потребности в тройке кредитных учреждений с государственным участием - Сбербанке, ВТБ и Газпромбанке. На их долю приходится 54,7% рублевого корпоративного портфеля в стране и 78% прироста кредитов с начала года, подразделения этих банков в регионах показывают динамику выше средней по стране. Так, филиал ВТБ в Екатеринбурге за пять месяцев увеличил портфель кредитов крупному бизнесу на 28%, в Челябинске - на 30%.

- Предприятия некоторых отраслей чувствуют себя очень уверенно. Например, оборонный сектор имеет стабильный государственный заказ, а при необходимости может воспользоваться государственными гарантиями. Мы продолжаем его активно кредитовать. Еще один вектор увеличения портфеля - рефинансирование. Предприятия стремятся снизить стоимость текущих кредитов, в связи с чем стало востребованным замещение заимствований под более низкий процент в нашем банке, - рассказывает управляющая филиалом банка ВТБ в Екатеринбурге Наталья Алемасова.

А вот в сегменте среднего бизнеса, очень разного и по параметрам, и по потребностям (критерии у банков не совпадают, мы к этой категории относим компании с годовой выручкой от 400 млн до 2 млрд рублей), ситуация неоднозначна. С одной стороны, портфели пока увеличиваются, в том же екатеринбургском филиале ВТБ с начала года рост составил 38%, в уральском филиале Райффайзенбанка - 15,5%. С другой - оценки ситуации все негативнее.

- Мы активно используем банковское финансирование как для пополнения оборотного капитала в связи с постоянным ростом объема выпуска, так и для реализации инвестиционных программ. Работаем с региональными и крупнейшими частными федеральными банками. В конце прошлого года наши партнеры буквально впали в ступор, постоянно отодвигая решение стандартных процедур о выделении финансирования. На первый план вышли юные аналитики, жонглирующие английской терминологией, но не понимающие сути производственных процессов. Такое впечатление, что они сейчас заняты одним делом - поиском ответа на вопрос, как поднять процентную ставку, - выражает настроение бизнес-среды Алексей Оттен, председатель челябинской группы НЕКК, единственного в России и СНГ производителя высокочистого медного купороса, компании с историей, репутацией и стабильными рынками сбыта, в том числе в Европе.

- Банки постоянно нарушают сроки, в договоре стоит «предоставление транша в течение одного дня», а нам говорят - ждите неделю, - подтверждает директор компании «Логистика Авто» (Тюмень) Максим Доротов.

- В общем, в прошлом году банки бегали за нами, в этом - бегут от нас, - подводит итог менеджер еще одного производственого предприятия.

Комплекс пуганой вороны

И банкиры, и компании хорошо помнят мрачный посткризисный период кредитного сжатия, когда банки практически прекратили финансирование корпоративного сегмента из-за внезапно возникшего дефицита ликвидности. Сейчас природа охлаждения несколько другая. При всем ограничении доступа к зарубежным заимствованиям и оттоке вкладов ситуация для банков некритична. Сектор ощутимо поддерживает Банк России: в прошлом году регулятор запустил предоставление займов под залог нерыночных активов, в этом - снизил дисконты по ценным бумагам, принимаемым в залог по сделкам репо. Доля ЦБ в пассивах банковской системы увеличилась фактически вдвое: с 4,5% в 2013 году до 8,4%. Банкиры признают: ресурсы для обеспечения потребностей бизнеса, в том числе и долгосрочных, есть.

Не вызывает сильного беспокойства и поведение заемщиков. «Ситуация несравнима с 2008 годом, когда мы наблюдали повальное банкротство предприятий. Сегодняшние точечные ситуации связаны, как правило, с низким уровнем менеджмента или ошибками в управлении расходами бизнеса», - констатирует начальник департамента корпоративного бизнеса банка «Кольцо Урала» Данил Абрамов.

Тогда в чем причины нервозности? Во-первых, деньги стали резко дороже. Причина - изменение политики Банка России, нацеленного теперь на борьбу с инфляцией. Для этого ЦБ сначала в марте, а затем в апреле поднял ключевую ставку на 2,2 п.п. до 7,5% годовых. За ней потянулись и другие индикаторы. «С начала года стоимость денег на межбанковском рынке существенно увеличилась. Так, одномесячный Mosprime поднялся на 2,4% (на 24 июня 2014 года - до 9,21%. - Ред.). Рост серьезный, учитывая, что в начале года этот показатель составлял 6,78%. Это отражается на стоимости фондирования для любого банка и влечет за собой увеличение стоимости финансирования для компаний», - говорит заместитель директора филиала «Челябинский» по работе с корпоративными клиентами ОТП Банка Олег Гриценко. В результате стоимость кредитов в отдельных банках для конечных заемщиков уже выросла на 1,2 п.п., а после того, как пару недель назад о повышении ставок заявил основной участник сегмента корпоративного кредитования Сбербанк, стало очевидно, что это новый тренд.

Во-вторых, промышленный спад, падение выручки, дисбалансы в поставках и сбыте формируют специфичный и нежелательный для банков характер спроса на кредиты. «Все чаще возникают ситуации, когда компаниям срочно нужны деньги для покрытия кассовых разрывов, покупки сырья или материалов для того, чтобы фиксировать себестоимость в условиях постоянно растущих цен», - рассказывают кредитные эксперты «Связь-банка».

В-третьих, экономические историки по-своему оценят курс главы Центробанка Эльвиры Набиуллиной, направленный на оздоровление банковской системы путем массовых чисток. Но в текущем моменте нестабильность банковской системы позитива не добавляет. Когда отзывают лицензию у таких довольно крупных и системных игроков, как «Мастер-банк», население нервничает и «голосует ногами», а малый и средний бизнес терпит убытки из-за застрявших на счетах банков-банкротов средств. И все это - на фоне планового перехода банков к выполнению более жестких требований ЦБ к капиталу в соответствии c принципами Базель-3, что потребует дополнительного отвлечения средств для соответствия нормативам. В ряде случаев придется жертвовать лимитами на кредитование.

Динамика рублевых кредитов предприятиям, %
Группа банков За пять мес. 2014г. За пять мес. 2013г. Доля группы
Сбербанк 8,6 -2,7 35,8
Госбанки 5,0 3,5 26,8
Крупные частные 3,4 1,8 18,7
Иностранные дочки 2,7 5,3 4,8
Московские - средние 11,7 8,7 5,5
Региональные - средние 5,7 6,8 3,6
Московские - прочие 6,1 9,0 2,6
Региональные - прочие 5,5 10,0 2,2
Все 6,2 1,7 100,0
Все без Сбербанка и госбанков 5,0 4,5 37,4
Уральские банки* 2,4 8,1 1,0

 Источник:Расчет АЦ "Эксперт-Урал"на основе отчетности банков
*Из расчета базы исключены СКБ-банк, УБРиР, Ханты-Мансийский банк, Банк Югра, так как значительная часть их бизнеса находится за пределами Уральского региона

 Зоны риска

Хорошо помня уроки 2009 года, сотрудники подразделений по оценке рисков реагируют на внешние посылы мгновенно. В первую очередь определяют критичные для финансирования отрасли, критерии отбора проектов по которым резко ужесточаются. «Металлургический сектор сейчас явно испытывает не лучшие времена, у многих компаний накоплено большое кредитное плечо, падение инвестиций негативно сказывается на внутреннем спросе на их продукцию, а замедление темпов роста в Китае снижает и внешний спрос. Есть беспокойство в отношении строительной индустрии», - перечисляет «зоны риска» Наталия Орлова. Сюда же банкиры относят продажу автомобилей, рекламный бизнес, импорт оборудования, а также сделки, где заказчиком являются бюджетные учреждения (по их мнению, есть вероятность, что оплата контрактов может затянуться в связи с проблемами исполнения всех уровней бюджета).

Во-вторых, пересматривают условия по договорам. Как утверждает бизнес, порочная практика изменения ставок в одностороннем порядке никуда не ушла. В-третьих, ужесточают требования к залогам: многие рассматривают заявки только со стопроцентным уровнем обеспеченности ликвидным имуществом. Наконец, изменяют требования к финансовому анализу, особенно игроков «подозрительных» отраслей. Еще в прошлом году кредитные эксперты могли принять решения на основе анализа бизнеса заемщика, сейчас требуется исключительно прозрачный финансовый отчет, которого у многих компаний среднего бизнеса все еще нет.

Очевидный шаг для бизнеса в этой ситуации - отказ от запуска новых проектов. «У нас был хороший проект по строительству логистического центра в Тюменской области. Но с горизонтом инвестиций в год-два и с такими ставками, как сейчас, нам его не потянуть. Мы от проекта отказались, и очень сожалеем, потому что иностранные компании, у которых деньги существенно дешевле, проявляют к этому бизнесу огромный интерес», - говорит Максим Доротов.

Многие производственные компании, которые мы относим к среднему бизнесу, в 2010 - 2012 годах возобновили инвестиционные программы. Поскольку других средств, кроме собственной прибыли и банковских кредитов, у этой категории бизнеса не появилось, роль банковского финансирования в проектах иногда достигает 30 - 40% стоимости. И отступать некуда. Остается эксплуатировать решение образца приснопамятного 2009 года: завершать инвестиционные проекты за счет собственной выручки, а текущее финансирование поддерживать за счет коротких и постоянно пролонгируемых кредитов. Банкиры признают: эта модель порочна. Кроме риска однажды просто не получить очередной короткий транш и поставить бизнес на грань банкротства, она порождает системные проблемы и для самой банковской индустрии - просчитать фактический уровень качества обслуживания долга практически невозможно.

Не умереть от страха

Прирост рублевых корпоративных кредитов, %Дискуссии на тему общего удешевления кредита через процентную политику сегодня бесперспективны. Сделать деньги чуть более доступными для средних компаний в той модели развития, которой сейчас придерживаются власти, можно лишь с помощью государства и более активного участия институтов развития.

- Банкам нужны самые разнообразные инструменты поддержки - государственные гарантии, софинансирование проектов, субсидирование ставок, - говорил на заседании комитета в Союзе промышленников и предпринимателей Свердловской области, на котором поднималась эта проблема, председатель Уральского Сбербанка Владимир Черкашин.

Механизмы обсуждаются. Минэкономразвития обнародовало предложение по развитию проектного финансирования с помощью широкого запуска механизма государственных гарантий. Банк России согласился с идей предоставления банкам кредитов под финансируемые ими инвестиционные проекты по ставке 6,5% и даже назвал конкретную сумму, которая может быть выделена на эти цели - около 50 млрд рублей. «Но это опять распространится только на топ-10 банков и очень крупные предприятия, - замечает Данил Абрамов. - Если ресурсы не дойдут до частных банков, как это не раз бывало, для огромной массы среднего бизнеса проблема доступа к финансированию решена не будет».

На наш взгляд, не стоит концентрироваться только на снятии ресурсных ограничений. Самим банкам тоже есть о чем подумать. Например, спокойно пересмотреть критерии оценки рисков. Тот же жилищный сегмент строительного сектора явно не чувствует себя в кризисе. На Урале объемы ввода жилья продолжают расти: в Башкирии за пять месяцев этого года - на 14%, в Челябинской области - на 23%, в Свердловской области - в 2,3 раза. После банкротств застройщиков в 2008 году выжили сильнейшие, и их качество как заемщиков довольно высоко.

Похоже, что на этот раз банки испугались заранее, перестраховавшись на всякий случай. Но при малейшем дуновении ветра вряд ли полезно зарываться с головой в песок. В ситуации нынешнего экономического спада требуются другие инструменты, которые позволят бизнесу не доводить дело до дефолта, а банкам - не провоцировать очередной виток кредитной заморозки.

 

Партнер номера:

ТМК 

 

Еще в сюжете «Центробанк отзывает лицензии у уральских банков»

Материалы по теме

Кто выживет на рынке микрофинансирования после пандемии

Банк России впервые оценил рынок ломбардов

С июля Банк России скорее всего начнет повышать ставку

Банк24.ру лишился лицензии по отмывочной статье

Пермский Экопромбанк лишен лицензии

За клиентскую базу Банка24.ру началась борьба. Само финучреждение наивно пытаются спасти бывшие клиенты