Транзит сознания

Общество

Общество

Эффективно противодействовать теневому сектору экономики правоохранители смогут только при поддержке бизнеса, законодателей и общественных институтов

Курганская областная дума и журнал «Э-У» организовали круглый стол «Экономические, социальные и юридические аспекты незаконного оборота алкогольной и табачной продукции». Повод — существенный рост объемов реализации нелегального алкоголя и табака. Суммарные потери от действий теневого сектора экономики в РФ — десятки миллиардов рублей. Курганская область, как и другие приграничные территории, в большей степени подвержена влиянию негативных тенденций: в регион ввозится и распространяется продукция казахстанского производства без надлежащих сопроводительных документов. Например, в мае этого года на автомобильном пункте пропуска «Петухово» сотрудники пограничной службы изъяли 11,2 тонны табака. Специальная маркировка на товаре отсутствовала. Необходимо принимать скорейшие меры по выявлению и пресечению деятельности нелегальных участников рынка. При этом важно предусмотреть меры поддержки добросовестного бизнеса, мотивировать его оставаться в правовом поле. Задачи площадки — предложения и инициативы по совершенствованию законодательства в сфере торговли подакцизной продукцией, обсуждение правовых аспектов предпринимательской деятельности, выработка рекомендаций по эффективному противодействию теневому рынку.

Преступление…

Обозначим масштабы проблемы. По результатам отраслевого исследования независимого агентства Nielsen, проведенного в конце 2017 года в 89 российских муниципалитетах, Курган вошел в первую десятку городов с населением от 100 до 500 тыс. человек с самой высокой долей нелегального оборота табачной продукции — 7,78%. По словам председателя Курганской областной думы Дмитрия Фролова, объем реализации нелегальной табачной продукции показывает устойчивую тенденцию к росту, потери от незаконной торговли несет не только легальный бизнес. Значительный ущерб наносится государству и обществу. Уменьшаются объем налоговых отчислений в бюджеты всех уровней и взносы во внебюджетные фонды.

— Всплеск начали фиксировать в 2013 году с появления подделок товарных знаков. В 2016 году резко вырос нелегальный переток «уклоняющейся от уплаты налогов» продукции из смежных стран (преимущественно ЕАЭС) вследствие выросшего разрыва цен на сигареты между российским и другими национальными рынками, — анализирует ситуацию управляющий по корпоративным вопросам региона компании «Филип Моррис Сэйлз энд Маркетинг» Анна Бушлякова. — Эксперты подсчитали, что в 2018 году из-за нелегального оборота государственный бюджет может недополучить более 50 млрд рублей табачных акцизов и НДС.

— Объемы контрафакта сократились, а немаркированной и контрабандной продукции, в первую очередь сербского производства, растут, — подтверждает тенденцию эксперт юридического департамента торговой компании «Мегаполис» Павел Карусев. — Продукция, которая производится легально в других странах Таможенного союза ЕАЭС, может ввозиться на территорию РФ, например, для собственного потребления, но ее нельзя реализовывать. Однако такой товар под видом транзита попадает в Россию и поступает в продажу. Этот вопрос не решается на региональном уровне. Наиболее действенный метод — выравнивать ставки акцизов.

— Мы сопровождаем крупные партии табачной продукции, произведенной в странах ЕАЭС, которые перемещаются по территории региона. Задача — зафиксировать сбыт и конфисковать товар. Но это партии, о которых мы получаем информацию, — объяснил начальник управления экономической безопасности и противодействия коррупции Управления МВД РФ по Курганской области Александр Петров. — Есть примеры, когда транзит табака осуществляется самолетом, а из аэропорта товар уходит в соседние регионы. Об этом мы информируем коллег из других субъектов РФ. Перемещение контрабанды автотранспортом отследить непросто, государства соединены тремя крупными автодорогами, а таможенной границы с Казахстаном нет. Машина может везти подсолнечное масло, например, и несколько упаковок сигарет. Узнать об этом практически невозможно.

Тем не менее малые и большие партии нелегальной продукции выявляются. Так, сотрудники МО МВД России «Петуховский» провели крупные изъятия табака весной этого года, а в августе на трассе «Иртыш» изъяли партию в 84 тыс. пачек сигарет «Fast», которые пытались провезти в мешках с надписью «Уголь березовый». По данным правоохранительных и надзорных органов области, за восемь месяцев года изъято более 240 тыс. пачек нелегальной табачной продукции, 77,7 тыс. литров алкоголя (в 2017 году за этот же период — 56,6 тыс. литров). Реальный оборот в десятки раз больше. Значительная доля административных правонарушений выявляется в небольших магазинах и стационарных объектах, реализующих алкоголь без соответствующего разрешения.

По мнению участников дискуссии, основными причинами появления недобросовестных игроков в сфере подакцизной продукции стали чрезмерная степень зарегулированности рынка, технические и административные трудности соблюдения всех норм, высокие акцизы, особенно в сравнении с другими государствами — членами Таможенного союза

— За шесть лет примерно на 60% сократилось число организаций, имеющих лицензии на розничную продажу алкогольной продукции (выдается на пять лет, пошлина оплачивается ежегодно): в 2011 году их насчитывалось 688, а в 2018-м — только 275, — привел статистику заместитель главы областного парламента, председатель комитета по экономической политике Евгений Кафеев. — Уменьшается и количество магазинов. Так, на 1 января 2016 года их насчитывалось 1209, уже через год стало на 200 меньше, а на 1 января 2018 года осталось 991. Сокращаются не только поступления в бюджет, но и рабочие места. Острее проб­лема стоит для районов, напрямую граничащих с территорией Казахстана: Звериноголовского, Петуховского и Половинского.

— Только по Звериноголовскому району граница с Казахстаном протянулась на 165 километров. Через него проходит автомобильная дорога Курган — Костанай. В таких условиях участникам контрабандной деятельности есть где развернуться, — подтвердил первый заместитель главы Звериноголовского района Олег Курочкин. — Полиция успешно противодействует незаконному обороту алкоголя: только за первое полугодие этого года составлено 36 протоколов об административных правонарушениях, изъято 4 тыс. литров водки. Это позитивно сказалось на добросовестных предпринимателях. Но число лицензиатов в районе все равно сократилось: сейчас их пять, в том числе магазины крупнейших ритейлеров — «Магнита» и «Метрополиса». Предприниматель, который отказался продлевать срок действия лицензии, сослался на ее дороговизну — 65 тыс. рублей. Стоимость одинакова и для федеральных сетей, и для сельских магазинов. Это несправедливо, нужен дифференцированный подход, учитывающий местную специфику.

— Естественно, что для малого бизнеса это серьезная нагрузка, — соглашается Евгений Кафеев. — Региональные законодатели неоднократно выходили на федеральный уровень с предложением сделать дифференцированной плату за лицензию, но не нашли поддержки.

С похожей инициативой — установить размер платежа за лицензию для сельских магазинов в зависимости от количества проживающих в конкретном населенном пункте — выступало Заксобрание Свердловской области. Итог тот же: на федеральном уровне решение не принято.

Евгений Кафеев убежден, что попытки надо продолжать: «Будем готовить новое обращение в Минфин РФ. Предложим два простых варианта решения проблемы — либо размер пошлины привязать к количеству магазинов, либо изначально установить разные пошлины для регионального центра и сельских населенных пунктов. Областной бюджет в случае принятия одного из этих вариантов только выиграет, ведь сетям придется платить больше».

По словам Дмитрия Фролова, парламент Зауралья неоднократно предупреждал, что внедрение системы ЕГАИС, направленной на борьбу с контрафактной продукцией в рознице, может привести к сокращению легальной торговли на селе. Еще в 2016 году областная дума подготовила законопроект, предусматривающий исключение сельских поселений из сферы применения требований по фиксации и передаче информации о розничной продаже алкогольной продукции.

— Нельзя опускать руки, магазин для села — это не бизнес, а социальный проект. Это вопрос выживания малых населенных пунктов, а мы нагружаем сельпо лицензиями, — выразил озабоченность депутат облдумы Максим Харлов.

— Льготные условия нам не нужны, главное — ограничить доступ на рынок контрафакта и контрабанды, — представил мнение сельских предпринимателей учредитель компании «Лидер» (розничная торговля) Иван Пережогин. — Владельцы магазинов готовы приобретать лицензию на продажу алкоголя, но конкурировать с теми, кто торгует водкой по 120 — 150 рублей, они не в состоянии. Мы ее по такой цене только закупаем на оптовых складах. Торговые точки по два ящика нелегального алкоголя в день продают, нам легально и за неделю столько не продать. Аналогичная ситуация с табачными изделиями… Я уже закрыл один магазин, на очереди еще один.

— Мы часто слышим от бизнеса, особенно в приграничных районах, что ему невыгодно заниматься легальной торговлей, — соглашается уполномоченный по защите прав предпринимателей в Курганской области Алексей Чуев. — Всего по две лицензии на район. Разве это нормальная ситуация?

— Нужно разбираться, почему сокращается количество лицензиатов. Мне кажется, что дело не только в размерах пошлины и избыточной нагрузке на предпринимателей, в том числе из-за внедрения ЕГАИС, — предположил начальник отдела по контролю за соблюдением лицензионных условий и требований в сфере производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции Межрегионального управления Росалкогольрегулирования по УрФО Рустам Девитьяров. — ЕГАИС — эффективная мера. Это подтверждается статистикой: за семь месяцев этого года прирост объемов розничных продаж алкоголя по УрФО, по сравнению с аналогичным периодом 2017-го, составил 9,1%. Показатели Курганской области самые высокие в округе — 15,5%. Есть и тревожная тенденция: в некоторых субъектах РФ лицензиаты привлекаются к административной ответственности за оборот продукции с поддельными акцизными марками.

Департамент экономического развития Курганской области на фоне сокращения лицензиатов ускоряет процедуру выдачи документов и улучшает взаимодействие с бизнесом. «Если в 2016 году мы приняли решение об отказе по 91-му из 780 заявлений, то в 2018 году из 198 заявителей отказали всего двум. Снижение с 24% до 1% за три года. Подсказываем, как правильно оформлять документы. Упростили процедуру выдачи лицензий, ускорили рассмотрение документов с 30 до 14 дней, а в реальности до 6 — 7 дней, ввели возможность получения лицензии через МФЦ и портал “Госуслуги”», — рассказывает заместитель директора департамента, начальник управления развития рыночной инфраструктуры Дмитрий Комогоров.

… и наказание

Более 80 уголовных дел, связанных с незаконным оборотом алкогольной продукции с поддельными акцизными марками и маркировкой, не раскрыто. Александр Петров указывает на то, что доказать умысел нарушителей сложно:

— По нашей инициативе вводятся новые статьи уголовного кодекса. До 2014 года, например, у нас не было правового рычага для привлечения к уголовной ответственности за контрафакт. Сейчас УК позволяет это сделать.

— В прошлом году региональный парламент инициировал изменения в статью 14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Предлагалось установить штраф за осуществление предпринимательской деятельности без лицензии от 3 до 5 тыс. рублей. Но нас не поддержали, а нынешний штраф в 500 рублей нарушители могут окупить за ночь. Пока мы не ужесточим законодательство, ничего не изменится, — итожит Евгений Кафеев. — Сейчас ИП, которые уходят в тень, не боятся наказания. За ящик им ничего не будет, максимум штраф 800 рублей. Поймать их за руку практически невозможно. В сельской местности чужому человеку никто не продаст контрафактный/контрабандный алкоголь или табак. Они знают, кто их не сдаст. Я лично проверял. Чтобы изменилась ситуация, должно быть выгодно заниматься легальной продажей под­акцизной продукции. Нужно, чтобы общественное сознание менялось, — расставляет акценты председатель Курганского отделения «Опоры России» Игорь Меньшиков.

— Нужно менять сознание, — вторит член Общественной палаты Курганской области Андрей Вагин. — Недостаточно усилий правоохранительных и надзорных органов, надо привлекать общественные организации, создавать народные дружины. А начинать с информирования. Рассказывать о том, что контрафакт — это алкоголь и сигареты непонятного качества, есть случаи отравления. Пока не будет информационной волны, с мертвой точки ситуация не сдвинется.

— Эффективно в рамках Комиссии по противодействию незаконному обороту промышленной продукции собрать рабочую группу для мониторинга ситуации в регионе, куда вошли бы представители надзорных и правоохранительных органов, бизнеса и общественных организаций, — предлагает Павел Карусев. — Мы могли бы на постоянной основе давать информацию о торговых точках, продающих контрабанду и контрафакт. Такая группа эффективно работает в Брянской области. Она инициирует проведение рейдов и проверок стационарных объектов. Уголовных дел пока нет: нелегальную продукцию легко спрятать. Однако повторный мониторинг торговых точек показал, что контрафакта и контрабанды там не стало. То есть система работает.

— Чтобы остановить стремительный рост рынка нелегальной продукции как в Курганской области, так и в целом по России, необходим комплексный подход, включающий предсказуемую взвешенную налоговую политику государства, ужесточение санкций за производство и сбыт нелегальной продукции, повышение эффективности правоприменительной практики, — подводит черту под дискуссией Анна Бушлякова. — Мы уже неоднократно обращались в региональную комиссию по противодействию незаконному обороту промышленной продукции в Курганской области и надеемся, что данный орган возьмет на себя координацию действий различных структур власти, призванных не допускать распространения нелегальной торговли. Будут сформированы планы работы по предотвращению роста теневого оборота в отношении табачной продукции. Примеры успешной практики подобных комиссий в других регионах имеются.

Участники согласились, что одной из двух основных причин появления недобросовестных игроков в сфере подакцизной продукции стали чрезмерная зарегулированность рынка, технические и административные трудности соблюдения всех норм. Вторая — высокие акцизы, особенно в сравнении с соседними государствами-членами Таможенного союза. В условиях низкой рентабельности деятельности с соблюдением требований закона ряд предпринимателей втягивается в реализацию нелегальных подакцизных товаров. Закуп подобной продукции с каждым годом становится все доступнее.

Итогом работы круглого стола стали рекомендации. В их числе: мониторинг ситуации на рынке алкогольной и табачной продукции; контроль за реализацией комплекса мероприятий для выявления реализации нелегальной алкогольной и табачной продукции, раскрытия цепочки поставок, выявления организаторов таких цепочек сотрудниками органов правопорядка; проведение разъяснительной работы среди сотрудников торговых предприятий о мерах наказания, которые влечет за собой участие в реализации нелегальной продукции (как через СМИ, так и путем прямого общения сотрудников контролирующих структур с предпринимателями). Кроме того, поддержка на региональном уровне предложений по изменению российского законодательства с целью снижения привлекательности этого вида незаконной экономической деятельности (ужесточение санкций за производство и сбыт, установление минимальной розничной цены на табачную продукцию для быстрого и упрощенного обнаружения и вывода из розничного оборота нелегального товара). Также эффективно может быть поэтапное введение обязательной цифровой маркировки на территории государств-членов ЕАЭС; поддержка на уровне Коллегии Евразийской экономической комиссии и Минфина РФ гармонизации акцизов на табачную продукцию.          

Еще в сюжете «Курганская область»

Материалы по теме

Курганская область бьет тревогу — аграрии не успевают убрать зерновые

В Зауралье запустили консервный завод

В Курганской области появится новый мукомольный завод

В Курганской области запущено производство мебельного щита

«Велес» открыл хладокомбинат

В правительствах ХМАО и Курганской области произошли кадровые перестановки