Как создать в Зауралье предприятие мирового уровня
Рынок арматуры
Грамотная оценка рынков сбыта, использование мер господдержки, постоянное тестирование новых решений и активное участие в отраслевых объединениях. Используя эти подходы, курганский предприниматель Сергей Доронин основал в регионе новое производство и вышел на экспортные рынки
Курганский завод по производству стальных шаровых кранов «Темпер» считается одним из успешных в регионе. Его владелец и генеральный директор Сергей Доронин построил с нуля производственный комплекс в 2014 году. В нашем интервью с Сергеем
Дорониным мы анализируем факторы развития компании и перспективы отечественного рынка арматуры.
Генеральный директор компании «Темпер» Сергей Доронин: «Я абсолютно точно уверен, что в России есть грамотные инженеры, конструкторы м мы можем производить любую продукцию сами». |
— Сергей Олегович, как вы пришли к идее основания производства стальных шаровых кранов?
— Мой предпринимательский опыт начался с организации продаж трубопроводной арматуры, я хорошо изучил рынок СНГ и Европы и однажды познакомился с финско-эстонским СП в Эстонии «TEMPER». Тогда это предприятие производило шаровые краны и металлоконструкции. Я увидел достойный европейский продукт, который будет по душе российскому потребителю, создал свою компанию в Санкт-Петербурге и начал поставлять шаровые краны на российский рынок. После кризиса 2008 года эстонские производители сделали акцент на металлоконструкции, посчитав сегмент шаровых кранов не интересным для себя, а у меня спрос уже был достаточно стабильный, я видел, что рынок есть, и предложил выкупить технологию изготовления у эстонской компании, чтобы самому заняться производством кранов. Сам я родом из Кургана, и я просчитал, что организовать бизнес в Кургане выгоднее, чем в Санкт-Петербурге. Осенью 2014 года я нашел площадку, где сначала организовал сборку и затем закупил бывшее в использовании, а потом постепенно поставил новое оборудование для производства полного цикла с использованием российских материалов.
— Это же был кризис 2014 года. Как вы справились с множеством рисков?
— Вот именно кризис и помог на старте. Тогда резко выросли курсы доллара и евро, и для наших потребителей импорт стал менее выгоден. Многие согласились работать со мной на условиях предоплаты, поэтому я сначала принимал оплату за продукцию, потом ставил производство, искал оборудование, чтобы увеличивать возможности.
— Какие еще источники инвестиций использовали?
— На старте нужно было около 50 млн рублей. У меня были на тот момент собственные средства, плюс доходы от продаж. Кроме того, очень помогло региональное правительство, я подготовил бизнес-план, защитил его в правительстве и получил поддержку в виде льгот по налогу на прибыль.
— Расчет на открытие производства в Кургане оправдался?
— Да. Во-первых, производственные площади здесь дешевле, уровень оплаты труда ниже, при этом географическое положение выгоднее, а для меня это было важно. Потому что я изначально рассчитывал поставлять продукцию по всей России, мне нужно было выстраивать правильную логистику. С этой точки зрения Москва и Санкт-Петербург проигрывают Кургану.
— Как рынок принял продукцию российского производителя?
— Мы каждый год прирастаем темпами от 20 до 40%. Сегодня мы продаем не только во все регионы России, но и в 18 стран мира, половина географии экспортных поставок приходится на страны СНГ, половина — на Евросоюз.
— С кем конкурируете и за счет чего?
— По объемам продаж среди сегмента отечественных производителей мы входим в тройку лидеров, по количеству проданных единиц — в пятерку. Сейчас в России создано порядка 10 — 12 производств, как отечественных, так и европейских производителей с разной степенью локализации. Мы, с одной стороны, можем обеспечить высокое качество продукции за счет европейских технологий, которые мы получили от эстонского производителя, с другой стороны, мы используем отечественное сырье и материалы, а это позволяет нам удерживать более низкую себестоимость и выигрывать по цене. Тем более что сейчас мы предприятие полного цикла, и это дает нам преимущества по срокам изготовления продукции в сравнении со сборочными производствами.
— А кто ваш потребитель? Какие сектора используют вашу продукцию?
— В основном нашу продукцию использует инфраструктура городского хозяйства — тепловые и газовые сети, стальные шаровые краны заменили широко распространенные когда-то задвижки и давно зарекомендовали себя с точки зрения надежности и удобства в эксплуатации. Средний срок службы крана не менее 25 лет, и его не надо обслуживать.
— По вашему опыту, что нужно предпринимателю, чтобы организовать с нуля новое успешное производство в России?
— Я считаю, что нужно все время искать новые способы и методы, иногда приходится протестировать десяток решений и только одно сработает. Прежде всего это относится к рынкам сбыта, я уже через год после выпуска первой партии кранов начал поставки в Казахстан. А для этого можно и нужно использовать инструменты государственной поддержки. Они есть. Например, наш Курганский центр поддержки экспорта помог мне участвовать в международных выставках, а также сертифицировать продукцию. Во-вторых, на нашем рынке очень много значит репутация. Мне потребовался не один год, чтобы доказать свою надежность и гибкость. Для каких-то заказчиков я под ключ разрабатывал специфическую серию шаровых кранов, в частности для московских теплосетей.
И наконец, я считаю, очень важно выстраивать коммуникации и общение на своем рынке. Я интуитивно понял, что нужно быть с коллегами рядом и поэтому присоединился к Курганскому территориально-отраслевому кластеру «Новые технологии арматуростроения». Это позволяет мне получить бесценный опыт и в то же время делиться своими знаниями. Лично мне в бизнесе помогло понимание рынка сбыта. Я подошел к созданию производства с богатым опытом в области продаж и маркетинга. И я готов эти знания передавать коллегам. Я основал свое производство, чтобы производить краны десятилетиями, и для меня важно иметь единомышленников, которые не живут сегодняшним днем. Таких же единомышленников и сейчас нахожу в общественном объединении «Деловая Россия».
— Какие общие отраслевые задачи решаются с помощью арматурного кластера?
— Прежде всего это продвижение продукции. И это работает. У меня, например, несколько лет не получалось убедить московских заказчиков приехать на завод, а вот на приглашение от лица кластера они откликнулись и к нам в Курган приехала большая делегация, которая посетила много заводов. Я считаю, что кластер занимает серьезные позиции на отраслевом рынке. Кроме того, общими усилиями мы снижаем некоторые издержки, например, участвуем в выставках на одном стенде и соответственно делим расходы на всех.
— Что мешает вам расти еще быстрее?
— С одной стороны, мы много слышим о политике импортозамещения, с другой стороны, государственные заказчики не всегда ставят в приоритет отечественных производителей. Иностранные компании с небольшим уровнем локализации производства ничем не лучше местных производителей, при этом они выполняют очень узкую функцию — осуществляют здесь конечную сборку продукции при минимальных издержках. Наша же компания обеспечивает не только рабочие места на своем производстве, у меня десятки российских партнеров в нашем регионе, которые обеспечены заказами в рамках технологической цепочки, а это означает, что наше производство в целом для экономики дает гораздо больший эффект.
— Распространенное больное место промышленников по всей стране — дефицит квалифицированных кадров. Как решаете эту проблему?
— Я давно принял решение, что кадры нужно воспитывать самому. Специалистов по продажам я точно могу выучить сам, главное — найти людей, у которых бы «горели глаза». Такой же подход мы применяем в части развития производственного персонала. У меня есть начальники цехов, которые приходили на завод разнорабочими. У кого было желание учиться, получили возможность для развития. Сейчас я хочу создавать на заводе кадровый резерв, чтобы заранее готовить людей на определенные позиции, передавать опыт. Так мы подготовимся к следующему этапу увеличения объемов производства.
— С чем связываете перспективы развития?
— Производство у нас новое, и, тем не менее, я считаю, что нет пределов совершенству, всегда есть над чем работать, и именно поэтому наше предприятие в прошлом году присоединилось к национальному проекту «Повышение производительности труда и повышение занятости». И дело даже не в технологиях, нужно как можно больше новых людей обучать новым методам. И конечно, я думаю над расширением производства. Я абсолютно точно уверен, что в России есть грамотные инженеры, конструкторы и мы можем производить любую продукцию сами: у меня же это получилось, китайская продукция уже не конкурент для меня, потому что их изделия дороже. Просто нужно идти небольшими шагами. В прошлом году я начал заниматься вопросом расширения мощностей и пришел к идее создания в Кургане индустриального парка. Я уже переговорил с коллегами из Межрегионального арматурного кластера и, как оказалось, есть предприятия, которые готовы прийти к нам в Курган, чтобы расширять производственные возможности. Создание новых производств на одной площадке будет выгодно всем, так как мы работаем в смежных секторах, и это даст в итоге синергетический эффект. Идея возникла как раз во время пандемии, я тогда решил не закрываться и не ждать, когда все пройдет, а, наоборот, действовать более активно, чтобы быстрее реализовать новое.
— Как председатель Курганского отделения общественной организации «Деловая Россия» как вы оцениваете предпринимательский климат Курганской области?
— На мой взгляд, у нас в Курганской области сформировался запрос на создание эффективной коммуникации между властью и бизнесом. У предпринимателей проблем много, об этом все говорят, но, чтобы их решить, нужно действовать сообща. Нужно научиться не только критиковать, но и предлагать власти решения, что-то менять вокруг, давать свои конкретные предложения, свою оценку действий правительства по улучшению условий ведения бизнеса в нашем регионе. Правительство у нас сейчас конструктивное, и я уверен, что, если позиция будет консолидирована, мнение бизнеса будет услышано.