18.02.2019

Новая карта России

Новая карта России

Правительство приняло стратегию пространственного развития страны. Она — за все хорошее

Правительство РФ приняло Стратегию пространственного развития (СПР) страны до 2025 года. Обсуждение этого документа шло почти полгода, за этот период его авторы неоднократно подвергались жесткой критике. В первую очередь — за то, что якобы сделали ставку на развитие мегаполисов и обрекли малые населенные пункты на деградацию и смерть.  

В итоговой редакции видно, как авторы изо всех сил пытались скрестить две противоположные по сути задачи — сбалансированного развития территорий страны и ускорения экономического роста за счет концентрации ресурсов в агломерациях. В итоге первостепенной целью пространственного развития стала не эффективность, а устранение межрегионального неравенства, а уже потом — экономический рост и нацбезопасность.

Одновременно в утвержденный текст были включены ранее отсутствующие там идеологически выверенные приоритеты. Первый — опережающее развитие территорий с низкой плотностью населения и/или низким уровнем социально-экономического развития, но обладающих потенциалом роста. Второй — развитие перспективных центров экономического роста с увеличением их количества и максимальным рассредоточением по территории Российской Федерации. Третий — социальное обустройство территорий с низкой плотностью населения с недостаточным потенциалом экономического роста. После этого довольно трудно обвинять власти в дискриминации тех или иных территорий.

Также в подписанной премьером версии СПР полностью пересмотрена структура основных направлений пространственного развития (опять-таки, очевидно, по идеологическим соображениям). Изначально предполагалось, что все населенные пункты страны будут поделены на пять групп — крупные  агломерации, города с населением от 100 до 500 тыс. человек, малые города и села, добывающие и геостратегические территории. Для каждой из групп были разработаны собственные траектории, в том числе в ряде случаев крамольное «обеспечение возможности реализации модели «управляемого сжатия».

Теперь же намек на сегрегацию в документе стал почти незаметным. В СПР лишь отмечается, что задачу экономического роста и инновационного развития логичнее решать внутри крупных агломераций.

Большие надежды в Стратегии возлагаются на межрегиональное сотрудничество. Чтолбы его интенсифицировать власти предлагают сформировать 12 территориальных образований, состоящих из нескольких соседствующих субъектов. «Это позволит сделать меры господдержки более адресными и эффективными, при этом исключить их дублирование, чтобы, например, не строить в двух соседних областях одинаковые заводы», — заявил на Российском инвестиционном форуме в Сочи премьер Дмитрий Медведев. Как новая пространственная матрица будет сочетаться с уже существующей системой федеральными округов, станет ясно в течение трех месяцев (за этот срок Минэкономразвития должно разработать план реализации СПР).

Схема макрорегионов

Субъекты Большого Урала распределились по трем макрорегионам: Пермский край и Удмуртия — в Волго-Камский, Башкирия и Оренбуржье — в Волго-Уральский, Свердловская, Челябинская, Курганская и Тюменская области, Югра и Ямал — в Уральско-Сибирский.

В число центров экономического роста, которые обеспечат вклад в экономический рост России более 1% ежегодно, на Урале вошли Екатеринбург, Пермь, Челябинск, Тюмень и Уфа.   

Полный текст утвержденной Стратегии пространственного развития РФ до 2025 года .

Первый проект Стратегии пространственного развития РФ до 2025  (для желающих сравнить) — здесь.

 

Еще в сюжете «Геоинфографика»

Материалы по теме

Карт­бланш на реформы

Новый первый

Прирезали

Постарайтесь получить удовольствие

Интересное кино

Страховка от нюансов