Уральский дайвер: «Мы покинули Филиппины за два часа до полного закрытия страны»
В интервью «Э-У» уральский дайвер Всеволод Сахновский, вернувшийся в компании друзей с Филиппин, рассказал, насколько опасна эта восточноазиатская страна для иностранцев, как местные жители живут в условиях карантина и почему многие туристы оказались запертыми на островах
В гости к китовым акулам
— Всеволод, зачем полетел на Филиппины?
— В Екатеринбурге у нас есть сообщество дайверов. Летом ныряем в уральских водоемах. Зимой обычно группами вылетаем в Египет, на Красное море. Но там уже были много раз, поэтому подбилась компания, которая решила слетать на Филиппины. Добирались регулярными рейсами по маршруту Екатеринбург — Стамбул — Манила. Дальше — на местных авиалиниях до одного из островов (Филиппинский архипелаг насчитывает свыше семи тысяч островов). На Филиппинах нас встречали представители местного дайв-центра. Они нам подсказали отель для проживания, организовали серию погружений. Вылетели с Урала 29 февраля, добирались до места двое суток. На Филиппинах были со 2 по 14 марта.
— Как там подводный мир?
— Ныряли в Бохольском море в южной части Филиппинского архипелага, который относится к бассейну Тихого океана. Для меня это нечто новое. Как и в Красном море, подводный мир чрезвычайно разнообразен, очень много тропических рыб, кораллов, моллюсков. Даже удалось поплавать с китовыми акулами — самыми большими рыбами в мире, размер которых может превышать пятнадцать метров.
— Для массового туриста Филиппины пока большая экзотика. Лично для меня эта страна ассоциируется с войной, которую ведут власти с наркоторговцами. Там ощущается какая-то напряженность в обществе?
— Русских там все-таки навалом. В основном едут из Владивостока с пересадкой в Пекине. Филиппины — страна католическая, поэтому у народа понятие жизни в целом христианское и близкое нам. Люди очень дружелюбны, при общении постоянно улыбаются. Мы были в сельскохозяйственной зоне, где местное население в основном — очень бедные крестьяне. Живут в хижинах из бамбуковых стен с крышами из пальмовых листьев. Триста американских долларов в месяц считается сверхвысоким доходом.
Нам рассказывали, что наркотики для Филиппин были национальным бедствием, люди от этого массово погибали. Четыре года назад президентом страны стал Дутерте — очень простой в действиях политик. Он тупо пострелял кучу наркоторговцев без суда и следствия. Говорят, под этот замес попали и неугодные персонажи, как это обычно бывает. Тем не менее, проблема наркотиков теперь в стране вообще не стоит. Если в Египте (в арабской стране!) нам предлагали наркоту на улицах, то здесь —н ет. Естественно, никакого гражданского противостояния мы на Филиппинах не видели. У них есть где-то несколько островов, населенных мусульманами. Там имеется напряженность, но связана она с межконфессиональными разборками, а не с наркоторговлей. В целом же в курортных зонах очень благостная атмосфера.
— Насколько вообще ты ощущал себя в безопасности?
— Никаких проблем. Всё на позитиве. Сама атмосфера страны подразумевает позитив, потому что плюс тридцать, солнце, море, пальмы, мелкий песочек на пляже. Очень вкусная и дешевая еда. Хотя ночью там, конечно, не стоит гулять. Насколько я знаю, на Филиппинах живет на постоянной основе много людей из России и Украины, и у них нет каких-либо проблем с местными.
Самолет со свободными местами
— На Филиппинах также обнаружен новый коронавирус. Как там борются с инфекцией?
— По поводу этого в СМИ дичайшая вакханалия. За время поездки мы были в четырех аэропортах мира, в том числе в очень крупном стамбульском. Кто-то ходит в масках, кто-то — нет. Везде имеются стойки, чтобы дезинфицировать руки специальным раствором. Когда проходишь контроль, на тебя направлены термокамеры, измеряющие температуру тела. Но нигде нет никакой истерии или нагнетания ситуации. Все работают в штатном режиме.
— Сообщалось, что власти Филиппин дали иностранцам трое суток, чтобы вылететь, после чего вся страна закрылась на карантин. Вы с компанией улетели без проблем?
— Действительно, с нуля часов 15 марта Филиппины закрылись на карантин. За трое суток нам никто об этом не сообщил. Мы узнали эту информацию через наши СМИ и через родственников в России. Ажиотажа никакого не было. Летели в самолете, где были даже свободные места. Мы вылетели буквально за два часа до закрытия страны — в десять вечера 14 марта. Билеты менять не пришлось, просто повезло, что заранее купили на эту дату. Но многие там попали, потому что взяли невозвратные билеты. И это не только русские — много американцев, японцев, корейцев.
Оставшиеся туристы теперь будут вынуждены жить там еще месяц. Причем перекрыли авиасообщение даже между островами. Где застал карантин — там и кукуешь. Жилье на островах снять легко, стоит это, как и еда, недорого. Поэтому на улице никто не останется и с голоду не умрет, хотя если попадешь в больницу, за лечение придётся раскошелиться. В целом поездка на Филиппины для меня стала очень ценным опытом.
Фото: Всеволод Сахновский