Рубль не выдержал давления мировых политконфликтов
Российская валюта дешевеет, и предпосылок для смены тренда нет. Но ЦБ РФ угрозы для финансовой стабильности не видит и дополнительные меры принимать, вероятно, не будет
Российская национальная валюта продолжает слабеть. Падение курса началось еще в первых числах июня с уровня 68 рублей за доллар и впоследствии ускорилось на 0,5 — 1 рубль ежедневно. За последние две недели курс снизился на 5%, с 75,5 до почти 80 рублей за доллар.
В засаде конфликтов и отравлений
На рубль давит целый набор негативных геополитических факторов.
— К ситуации в Белоруссии, отравлению Алексея Навального добавился еще и конфликт между Арменией и Азербайджаном, который косвенно также оказывает давление на российский рынок, — перечисляет аналитик QBF Ксения Лапшина.
— На фоне геополитических рисков инвесторы уходят из развивающихся рынков в более консервативные и стабильные активы, и за счет этого с начала сентября доллар укрепляет позиции. Рубль же ослабляется по отношению ко всем мировым валютам, сейчас хуже рубля чувствует себя, пожалуй, только турецкая лира, — указывает операционный директор казначейства УБРиР Владимир Зотов.
Макроаналитик Райффайзенбанка Станислав Мурашов видит в числе катализаторов ослабления рубля еще и ухудшение фундаментальных факторов:
— Прежде всего это близкое к нулю или даже отрицательное в некоторые месяцы сальдо счета текущих операций из-за падения экспорта углеводородов более сильными темпами, чем импорт, а также выплаты дивидендов компаниями. Вторая причина — резко возросший вывоз капитала частным сектором из-за низких рублевых ставок и либерализации валютного законодательства. При этом, если бы аппетит к риску развивающихся рынков оставался высоким, как это было в первом полугодии, то приток средств нерезидентов в ОФЗ компенсировал бы упомянутые факторы, и такого ослабления рубля бы не было.
По мнению Станислава Мурашова, влияние этих факторов усиливается истощением запаса валютной ликвидности в банковском секторе:
— В результате теперь банковская индустрия не может компенсировать вывоз капитала нефинансовым сектором без негативного влияния на курс рубля и стоимость валютной ликвидности на локальном рынке.
Аналитик управления торговых операций на российском фондовом рынке «Фридом Финанс» Александр Осин видит взаимосвязь обвала национальной валюты со сверхмягкой антикризисной политикой ведущих мировых ЦБ:
— В результате сформирован значительный объем свободной денежной ликвидности. В среднесрочном периоде смягчение монетарных условий является элементом позитива для финансовых рынков и курса рубля. Однако при ухудшении внешнего инвестиционного фона рынок использует увеличившуюся в объеме свободную денежную ликвидность для покупок традиционных «защитных» активов. Это транслируется в рост краткосрочной волатильности курса рубля к евро и доллару, которую мы и наблюдаем.
На смену тренда надежда слаба
Ситуация остается крайне неопределенной, и эксперты не видят предпосылок для смены тенденции. По мнению Владимира Зотова, в течение следующей недели рубль может вернуться на уровень середины сентября в 75 — 76 рублей за доллар, но прогнозы на конец года давать сложно:
— Вполне вероятно, что курс к концу года укрепится до уровня в 70 рублей за доллар. Тем не менее, в условиях быстро меняющейся геополитической обстановки новые очаги напряженности могут вызвать повышенную волатильность валютных курсов. На них, в частности, будут влиять итоги выборов в США, усиление санкций, «Северный поток-2».
Александр Осин полагает, что ситуация на внешних рынках может улучшиться с началом нового финансового года в США:
— В октябре показатели рыночной ликвидности традиционно испытывают улучшение динамики, что станет позитивным фактором для инвестиций в рисковые активы, в том числе рубль. Но пока на рынок влияет преимущественно традиционно повышенный спрос на деньги и безрисковые активы, что связано с завершением американского финансового года. Несмотря на некоторое улучшение динамики американского рынка в последние дни, наш прогноз по курсу рубля к доллару и евро на ближайшие пять недель негативный. Мы ожидаем на конец октября диапазон к доллару 75,45 — 80 рублей, к евро — 82,65 — 92,90 рубля.
Определенные надежды Александр Осин возлагает на изменение конъюнктуры на нефтяном рынке:
— Согласно сентябрьскому обзору ОПЕК, мировой спрос на нефть в четвертом квартале 2020 года вырастет до 95,08 мегабаррелей в день (Мб/д) против 81,64 Мб/д по итогам второго квартала. Добыча стран вне ОПЕК и запасы сжиженного газа и нетрадиционных газонефтяных ресурсов оцениваются ОПЕК в октябре — декабре на уровне 66,75 Мб/д. Учитывая эффект от сокращения добычи на 8 Мб/д в рамках сделки ОПЕК+ 2.0, оценочный дефицит нефти на мировом рынке на конец года составляет 7 Мб/д. Это по-прежнему очень высокие для средне- и долгосрочного периода значения. Показатель остается на близком к максимальному за последние 40 лет уровне, достаточном для формирования устойчивого растущего тренда нефтяных цен.
С учетом этого фактора Александр Осин не исключает, что курсы по итогам года окажутся в диапазоне 65,80 — 76,65 рубля за доллар и 71,80 — 89 рублей за евро.
Ксения Лапшина не ожидает смены тренда ослабления рубля, возможна лишь небольшая коррекция:
— Чтобы тренд изменился, необходима кардинальная смена текущей экономической ситуации — стабильный рост цен на нефть, восстановление деловой активности и ВВП, снижение неопределенности на мировой арене, снижение риска введения санкций.
В ближайший месяц доллар, по ее мнению, может вернуться к уровню 75 — 76 рублей, но к концу года все-таки окажется ближе к 80 рублям. Отчасти это будет зависеть еще и от исхода президентских выборов в США.
Менеджер по работе с состоятельными клиентами офиса General Invest в Екатеринбурге Ольга Оберюхтина считает, что доллар может протестировать уровни 80 рублей и выше.
Аналитик ГК «Финам» Анна Зайцева в прогнозе учитывает текущую «перепроданность» российской валюты и полагает, что в краткосрочной перспективе можно ожидать ее укрепления до 77,5 рубля за доллар и 91 рубль за евро:
— При этом из-за высокого уровня рисков и неопределенности мы установили достаточно широкий целевой диапазон движения курса до конца года — от 72 до 82 рублей за доллар, от 82 до 93 рублей за евро.
Аналитики Альфа-Банка полагают, что по итогам сентября рубль может подешеветь на 4,5% против ожидаемого снижения цены на Brent на 6,2%:
— Учитывая, что развитие пандемии идет по негативному сценарию, не исключается возобновление карантинных мер в мире, хотя и в меньшем масштабе, неприятие риска у инвесторов, вероятно, сохранится. Опасения в отношении курса рубля, как, впрочем, и турецкой лиры, усиливаются в связи с военными столкновениями между Арменией и Азербайджаном.
По мнению Станислава Мурашова, ослабление рубля находится в рамках динамики валют развивающихся рынков и не выбивается из общего тренда:
— Локальные валюты Мексики, Бразилии, Колумбии обесценились к доллару на 4,9 — 7,4%. Поскольку рубль дешевеет не сильнее валют других развивающихся рынков, по нашему мнению, риска для финансовой стабильности пока нет, а это означает, что регулятор, скорее всего, не будет предпринимать мер дополнительно к уже объявленным для стабилизации курса.
На этой неделе Банк России в соответствии с ранее объявленным подходом, помимо регулярных операций в рамках бюджетного правила, заявил о дополнительной продаже иностранной валюты на внутреннем рынке. ЦБ РФ с 1 октября до конца года будет продавать еще около 800 млн долларов в месяц, эти операции являются результатом взаимозачета объема продаж иностранной валюты, связанных со сделкой с пакетом акций Сбербанка.
Решение регулятора ожидаемо и может оказать совсем незначительную поддержку курсу национальной валюты: «В большей степени это позитивно для рубля с точки зрения рыночных настроений», — считает Василий Капунин из БКС Брокер
Впрочем, и сам регулятор в комментариях отмечает, что дополнительные продажи валюты «не окажут существенного влияния на конъюнктуру внутреннего валютного рынка». По мнению Станислава Мурашова, возможно, это лишь замедлит темп ослабления рубля.