Рынок подготовился к росту ключевой ставки до 9,5%
Выйдет ли ключевая ставка на двухзначный уровень? Это главный вопрос предстоящего заседания совета директоров ЦБ. Если инфляция не остановится до конца марта, такой сценарий возможен
В пятницу 11 февраля состоится первое в этом году заседание совета директоров Банка России по рассмотрению значения ключевой ставки. В 2021 году ЦБ РФ семь раз подряд поднимал ключевую ставку и в новый год индикатор вошел со значением 8,5% годовых. То есть до 10% не так уже и далеко. Может ли ключевая ставка в России в этом году перешагнуть этот уровень? Этот вопрос чаще всего поднимается в дискуссиях накануне важного решения. Для потребителя это означает существенный рост стоимости всех банковских кредитных продуктов.
Итоговая статистика по инфляции за январь выйдет только в эту среду, но предварительные январские статистические данные говорят о том, что инфляция не сдается. По данным Росстата с 22 по 28 января, инфляция в годовом выражении составила 8,82%: «Это максимум с января 2016 года», — акцентирует руководитель направления инвестиционной аналитики банка «Ренессанс Кредит» Роман Чечушков.
По оценке руководителя отдела макроэкономического анализа ФГ «Финам» Ольги Беленькой, по итогам января инфляция может составить 8,8 — 8,9%.
Основной вклад в динамику вносит быстрый рост цен на продукты питания, лекарства и восстановивший внешний туризм. Инфляционные ожидания населения чуть снизились, но остаются вблизи многолетних максимумов, и это, по мнению Ольги Беленькой, тревожный сигнал для регулятора:
— Высокие инфляционные ожидания способствуют закреплению инфляции на высоком уровне на более длительный срок, так как в этом случае население слабо меняет свое сберегательное и потребительское поведение.
Группа «Открытие Research» банка «Открытие» считает, что в годовом выражении по итогам января инфляция в России составит 9%, по итогам февраля около 9,1% год к году.
По мнению старшего экономиста аналитического управления «Открытие Research» Максима Петроневича, основным драйвером инфляции остаются мировые цены на продовольствие, а на фоне снижения курса рубля рост долларовых цен лишь усилился. «Открытие Research» регулярно рассчитывает индекс мировых цен по товарам, которые активно импортируются и экспортируются Россией, а также товаров, цена которых достаточно тесно связана с мировыми бенчмарками. В январе, по словам Максима Петроневича, этот индекс достиг исторического максимума, а за последние три месяца рост этих цен составил 16% в долларовом выражении и 24% в рублевом.
Правительство предпринимает меры, направленные на сдерживание проникновения роста внешних долларовых цен во внутреннюю инфляцию, в частности по экспорту зерновых в настоящий момент пошлина составляет 70% сверх установленной цены, но эти меры не работают в случае ослабления рубля. Поэтому опрошенные нами эксперты рассматривают предпринятые в январе меры со стороны регулятора по сдерживанию роста курса доллара как направленные на снижение инфляции: с 24 января ЦБ приостановил валютные интервенций на неопределенный срок до окончания периода волатильности на валютном рынке. Максим Петроневич:
— Покупки валюты в рамках бюджетного правила составляли рекордные 36,6 млрд рублей ежедневно. Это около 9,5 млрд долларов в месяц, и по нашим оценкам, это составляет чуть менее половины валютных поступлений от нефтегазового экспорта, то есть по всем меркам объемы значительны.
Именно после этого рубль укрепился с пиковых 80,4 рублей за доллар до 76 — 77 рублей. «Правда, курсу помогло и некоторое смягчение риторики между Россией и западными странами», — добавляет Максим Петроневич.
— Сейчас инфляция укрепляется через слабый рубль, — соглашается главный инвестиционный стратег компании «ФБ Август» Игорь Исаев. — Большой дисконт к мировым ценам из-за слабого рубля толкает внутренние цены в сторону выравнивания, что уже оказало сильнейшее влияние на внутреннюю цену металла, строительных материалов, удобрений и других материалов. Влияние этих факторов привело к удорожанию пищевой цепочки.
По мнению Игоря Исаева, нужно принимать во внимание еще и увеличение бюджетных расходов государства в условиях текущей эпидемии, стимулирование потребительского спроса и низкую вовлеченность населения в сферу сбережений. Все это, по его мнению, добавляет к инфляции еще порядка 1,5 — 2%.
Вероятно, ЦБ будет принимать во внимание и возросшие геополитические риски, полагает Ольга Беленькая:
— Из обсуждаемых «адских» санкций наиболее опасными для российской экономики могло бы стать отключение России от SWIFT, нефтегазовое эмбарго, блокировка валютных корсчетов и транзакций крупнейших российских банков, в меньшей степени критично распространение на вторичный рынок санкций на все операции с новым российским госдолгом.
Позиция мировых Центробанков также должна войти в повестку обсуждения, полагает операционный директор казначейства Уральского банка реконструкции и развития Владимир Зотов:
— Не так давно Банк Англии повысил ключевую ставку, и уже долгое время в США идут обсуждения необходимости сворачивания мягкой денежно-кредитной политики, так как инфляция и в Америке, и Еврозоне находится на рекордно высоком уровне. Переход к ужесточению ДКП в США приведет к укреплению доллара на мировых рынках и, как следствие, к ослаблению рубля.
Аналитики обращают внимание на специфичную риторику регулятора в преддверии февральского заседания. Ольга Беленькая:
— На этот раз перед наступившей «неделей тишины» представители ЦБ не стали давать никаких сигналов рынку, кроме выпуска регулярных материалов с оценками текущих трендов в экономике и инфляции. ЦБ не упоминает даже о том, какой диапазон повышения ставки будет рассматриваться.
Поэтому разброс прогнозных оценок очень большой. Консенсус-прогноз аналитиков в Bloomberg предполагает, что ставка будет повышена на 100 б.п. По мнению Ольги Беленькой, текущие доходности краткосрочных ОФЗ также учитывают повышение ключевой ставки до 9,5%, то есть на 100 б.п.
— Рост инфляции, преобладание проинфляционных факторов подразумевает, что финансовый рынок подготовился к росту ключевой ставки на ближайшем заседании как минимум на 100 б.п. до уровня 9,5% и выше, — формулирует свое видение Максим Петроневич.
Владимир Зотов также ожидает, что на ближайшем заседании ЦБ поднимет уровень ключевой ставки до 9,5%.
Игорь Исаев одним из вероятных сценариев видит повышение на 50 б.п.:
— Рынок долга уже отыграл текущую ситуацию, а повышение ставки на 50 б.п., вероятно, окажет стабилизирующее действие. Банк России пока не предполагает двухзначные ставки, но это может иметь место, если инфляция не остановится до конца марта.
Роман Чечушков ожидает ключевую ставку на уровне 8,75 — 9,25% по итогам заседания 11 февраля. Аналитики Райффайзенбанка также склоняются в прогнозе в сторону повышения на 50 б.п.
Ольга Беленькая полагает, что ЦБ на заседании 11 февраля будет рассматривать диапазон повышения ключевой ставки на 50 — 100 б.п., но наиболее вероятными вариантами могут быть 75 или 100 б.п.:
— Более радикальные повышения маловероятны, но теоретически возможны в случае резкого обострения геополитических или санкционных рисков.
Помимо самого решения по ставке рынок будет следить за сигналами и оценивать целесообразность дальнейших повышений ставки, а также новые макропрогнозы ЦБ и обновленную прогнозную траекторию ключевой ставки. Как известно, ранее прогноз ЦБ предполагал, что «с учетом проводимой денежно-кредитной политики годовая инфляция снизится до 4 — 4,5% к концу 2022 года и в дальнейшем будет находиться вблизи 4%». Сохранит ли ЦБ этот прогноз? Это одна из главных интриг предстоящего заседания. По мнению Ольги Беленькой, сейчас этот тезис выглядит практически нереализуемым, и косвенным признаком возможного признания этого со стороны ЦБ можно считать отсутствие этой фразы в его комментарии по инфляционным ожиданиям и потребительским настроениям за январь:
— Если горизонт замедления инфляции до целевого уровня будет отодвинут во времени, это может означать более длительный период жесткости ДКП Банка России и, возможно, более позднее начало снижения ключевой ставки.