17.11.2022

Почему Россия не станет Ираном

Почему Россия не станет Ираном

Прогноз экономического развития России от участников Международной конференции «Российские регионы в фокусе перемен»

16 – 19 ноября 2022 года в Екатеринбурге проходит XVII Международная конференция «Российские регионы в фокусе перемен». Она организована Институтом экономики и управления УрФУ, Уральским федеральным университетом совместно с Аналитическим центром «Эксперт» и деловым журналом «Эксперт-Урал» при информационной поддержке Российской ассоциации бизнес-образования. В этом году основной акцент дискуссий смещен в сторону структурных изменений в экономике, вызванным жесткой санкционной политикой и заморозкой активов.

Приводим цитаты участников конференции о том, что ждет экономику России в ближайшей перспективе.

Иранский путь не для нас

Главный экономист ВЭБ.РФ Андрей Клепач:

- Никакой автаркии у нас сейчас нет. Наш экспорт – чуть ли не 400 миллиардов. Нет такой блокады, как по отношению к Ирану. И сам строй в Иране принципиально отличается от того, что у нас. Не буду даже говорить об экономике, но нам надо выработать собственную модель развития. У нас есть партнеры, мы открыты для сотрудничества. Более того, мы продолжаем, где это возможно, торговать с европейскими странами. И врамках разрешенных позиций, и других. Просто выстраивается другая логистика.

Самое главное – скорее понять и переосмыслить те ценности, на которых базируется наша собственная жизнь. В чем-то это жертва, в чем-то это другие требования к системам управления, которые предполагают возможность координации усилий и сохраняют инициативу и свободу предпринимательства. Без гибкости бизнеса и инициативы снизу мы бы не смогли выдержать первый удар санкций. Это и ценности справедливости. Последние соцопросы показывают, что в условиях испытаний обостряется запрос на справедливость. И здесь нужно вырабатывать не только меры, связанные с доходами населения (эти доходы в реальном выражении на 9% ниже, чем в 2013 году). Вопросы справедливости выстраивания жизни имеют и региональный окрас. Как живет глубинка, как живет большой город и как живет Москва – степень неравенства достаточно большой и нужно находить решения.

Как монетизировать нефть и газ

Президент Института энергетики и финансов Марсель Салихов:

- Нефтегазовая отрасль неплохо адаптировалась и справилась с теми вызовами, которые перед ней встали. В первую очередь, они были связаны с разными ограничениями. Но надо понимать, что это ситуация текущего года, когда высокие цены компенсировали сокращение физических объемов. В следующем году ситуация будет сложнее, вероятно произойдет сокращение добычи. В первую очередь пострадает экспорт нефтепродуктов и соответственно нефтеперерабатывающая отрасль.

В части газа происходила аналогичная ситуация, когда рост цен на европейском рынке компенсировал довольно сильное сокращение физических объемов. Возникает острая необходимость переориентации на новые рынки и монетизации свободных объемов газа.

Реализуются проекты в части замещения и строительства крупнотоннажных СПГ, но они займут достаточно продолжительное время. Возможно следует рассматривать другие альтернативные варианты монетизации газа, связанные с производством аммиака и метанола.

Чудеса адаптации

Заместитель генерального директора Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования Владимир Сальников:

- Первую фазу адаптации к мощнейшему шоку мы прошли и прошли на удивление успешно, если судить по макроэкономическим и секторальным показателям. Да, есть отдельные отрасли и регионы, которые сильно пострадали, но в целом картинка гораздо лучше ожиданий. Особенно удивляет в хорошем смысле внешняя торговля, в первую очередь, импорт.

Что касается перспектив, то спектр сценариев крайне велик и вне пределов компетенций именно экономистов. Эти сценарии определяют скорее военные и политики. Просто хочется надеяться, что и дальше наша экономика продемонстрирует те чудеса адаптации, которые, которые она уже показала в этом году и во все кризисные годы.

Урал выглядит предпочтительнее

Начальник Уральского ГУ Банка России Рустэм Марданов:

- Каким образом происходила адаптация в российских регионах? Большой Урал выглядел более предпочтительно. Мы ожидаем по итогам этого года снижение ВРП регионов Урала меньше, чем в среднем по России – примерно на 1%. И мы ожидаем меньшей инфляции, большего объема инвестиций. Ожидаем также, что бюджеты будут выглядеть более предпочтительно, может быть за исключением Челябинской области.

Уральские предприятия реального сектора демонстрируют то, как собственно и надо реагировать на возникающие вызовы. Первое – сохранять стратегические приоритеты развития. В настоящий момент у регионов Урала более высокая инвестиционная активность, что отражается на объемах кредитования крупного корпоративного сектора. Это подчеркивает, что многие инвестпроекты продолжают реализовываться так, как это намечалось еще до этих вызовов. Второе – всегда быть готовым, чтобы гибко реагировать на возникающие вызовы. Кстати, часть проектов, которые сейчас реализуются, - в рамках реакции на возникающие вызовы.

Три года жесткого давления

Заместитель директора ИМЭМО РАН по научной работе Сергей Афонцев:

- Сейчас в условиях неопределенности единственный способ говорить про будущее – это строить сценарии. К сожалению, на ближайшие три года оптимистичных сценариев не просматривается. И даже если предположить, что нынешняя фаза геополитического противостояния каким-то образом закончится, давление на Российскую Федерацию никуда не денется. Так что мы должны готовиться как минимум к трем годам достаточно жестких экономических ограничений.

Когда мы рассматриваем классический вариант торговых конфликтов, когда две стороны вошли в некие экономические противоречия и разрывают связи друг с другом, то обычно третьи страны радуются. Так было в ходе американо-китайского торгового конфликта. Так многие ожидали, что будет в случае ухудшения отношений России с ведущими экономически развитыми странами. Но поскольку в данном случае речь идет не о чисто торговом конфликте, а о санкционном, то здесь возникают дополнительные риски. Они связаны с теми обременениями, которые политика США и Евросоюза создает для наших азиатских партнеров. Но даже тех реальных возможностей, которые сохраняются в нынешних условиях и даже возникают с точки зрения переориентации торговых потоков для наших бизнес-партнеров и партнеров-регуляторов остается достаточно много. Сохраняется большая свобода действий, чтобы не паниковать в условиях вводимых ограничений со стороны недружественных стран. Мы надеемся, что в следующем году возможности для развития внешнеэкономических связей с азиатскими странами будут еще более широкими.

Еще в сюжете «Региональные стратегии»

Материалы по теме

Стагнирующий рост

Откуда ждать «черных лебедей» и как быстро восстановится экономика после пандемии

Лизинг переходит на китайский