Парк чудес
Индустриальные парки вошли в категорию модных тем. Однако само по себе их наличие инвестиций в регион не принесет. Нужна внятная стратегия, а главное - квалифицированная управленческая команда
Статус индустриального парка в конце августа получила новая промышленная площадка Башкортостана - Промцентр: в республике уже восемь проектов разной степени проработки нацелены на привлечение инвесторов через предложение готовой инфраструктуры для размещения производств. В прошлом году Ассоциация индустриальных парков (АИП) впервые представила статистику по всей России о площадках, которые в соответствии с ее стандартами можно назвать индустриальными парками (ИП; см. здесь) . Результаты второго исследования, представленные на Форуме индустриальных парков в Москве и на Иннопроме в Екатеринбурге в июле этого года, ценны тем, что позволяют отследить динамику индустрии и складывающиеся тренды.
Карта роста
По словам исполнительного директора НП «Ассоциация индустриальных парков» Дениса Журавского, аналитики нашли 500 площадок, которые именуют себя ИП, однако только 101 из них соответствует стандартам АИП. По сравнению с прошлым годом список увеличился на 21 проект: это «колоссальный рост с точки зрения скорости появления проектов, намного более динамичный, чем в других странах», - подчеркивает Денис Журавский. Соотношение greenfield- и brownfield-проектов не изменилось: год назад их было 58 и 22, сейчас - 75 и 26 соответственно. Примерно одинакова динамика и по характеру инициативы: год назад 50 парков были открыты предпринимателями, 30 - региональными властями, сейчас 61 и 40 соответственно. Количество действующих (где уже идет стройка, начинается процедура подключения сетей) выросло с 36 до 45, в основном за счет перехода в этот разряд проектируемых ИП. Наиболее показательный критерий - динамика рабочих мест: 70 тысяч против 56-ти в прошлом году. «Это означает, что 45 действующих ИП на своей территории разместили производства, создав 14 тыс. рабочих мест», - подчеркивает Денис Журавский. По количественному параметру лучше всех выглядят Московская и Ленинградская области. Урал и Западная Сибирь пока особыми успехами похвастать не могут, в списке АИП мы нашли всего шесть проектов: ИП «Морион» (Пермский край); «Агидель», Уфимский, «ХимТерра» (все - Башкирия); ОЭЗ ППТ «Титановая долина», химпарк «Нижний Тагил» (оба - Свердловская область).
В действующих парках разместились 1153 компании против 958, указанных в прошлом исследовании. Это единственный негативный показатель: на фоне роста количества ИП наполняемость упала на 5 - 10%, в среднем они заполонены резидентами наполовину. При этом в стране отмечен неудовлетворенный спрос инвесторов на производственные площадки.
Деньги и инструменты
Причины, в общем, известны (детально см. «Песню садовника»). Одна из главных - низкие темпы подготовки и ввода площадок. Как показывает практика первых индустриальных парков в стране, от старта проекта до заполнения резидентами уходит 7 - 12 лет, при этом средний объем затрат на строительство составляет 15 млн рублей на гектар. В АИП подсчитали: пока объемы инвестиций не превышают 5 млн рублей на гектар. Ни у частных инвесторов, ни у региональных властей нет ресурсов, чтобы обеспечить стабильное финансирование инфраструктуры, прежде всего внешней: от дорог до очистных сооружений. То есть правильных идей много, но из-за недостатка финансирования реализуются они очень медленно, а многие тормозятся еще на проектной стадии.
Теоретически ресурсы на поддержку такого формата инфраструктуры по самым разным программам в федеральном бюджете есть, поскольку курс продекларирован. Например, субъекты федерации могут подать заявку в Минэкономразвития на получение субсидий в рамках инструментов поддержки малого и среднего бизнеса для тех парков, которые хотя бы частично находятся в собственности регионов. На эти средства можно профинансировать строительство внеплощадочной инфраструктуры. Программа действует с 2006 года, однако директор департамента развития малого и среднего предпринимательства и конкуренции Минэкономразвития РФ Наталья Ларионова признает: пока деньги удалось получить только 12 регионам, еще семь заявок одобрено буквально в июле этого года. Основная причина - жесткие критерии отбора: заявитель должен представить договоры о размещении резидентов как минимум на 20% площади парка. Убедить подписаться под еще не созданную инфраструктуру удается только тем ИП, у которых уже есть профильные резиденты. Среди уральских проектов на такой формат поддержки рассчитывает ИП «Богословский», созданный «Русалом», правительством Свердловской области и якорным резидентом компанией «Энергетические проекты», которая собирается создавать производство на отходах частично законсервированного сегодня алюминиевого завода. Но парков с такой моделью немного.
По причине слишком сложных бюрократических процедур невостребованы еще две программы Минэкономразвития. Это поддержка уже действующих частных парков, в рамках которой можно получить субсидии на развитие в размере 200 млн рублей, и поддержка собственно резидентов парков из числа малого и среднего бизнеса: они могут претендовать на субсидии на выплату арендой платы или выкуп земельного участка в промышленном парке. Инструмент предназначен для частных компаний, но Наталья Ларионова говорит, что на практике реализовать его без активного включения региональных властей сложно, так как требуется синхронизация нормативной базы министерства и регионов.
Чуть более активно пошли программы Сбербанка, который пока единственный из финансовых учреждений разработал специальные кредитные продукты для управляющих компаний ИП и резидентов: за время действия программы выдано более сотни кредитов на общую сумму свыше 2 млрд рублей. «Мы предоставляем кредиты на беспрецедентно длинные сроки - до 12 лет, а при участии софинансирования со стороны государства - на 14 лет. Уменьшаем требования по доле участия собственных средств заявителя в проекте с 30% до 25 - 20% и выставляем льготные условия по обеспечению: в качестве залога принимаются имущественные права на строящиеся объекты транспортной, инженерной инфраструктуры и недвижимости. Параллельно мы поддерживаем резидентов - компании среднего бизнеса (с выручкой от 400 млн рублей), предлагая им проектное финансирование на сроки до десяти лет, с отсрочкой погашения основного долга», - перечисляет преимущества директор проектов индустриально-инновационного развития Сбербанка России Екатерина Зиновьева.
Год назад, анализируя продукт, мы указывали на его недостатки: высокая стоимость самого кредита (12 - 14% годовых) и игнорирование некоторых особенностей заемщиков. Похоже, пока банк не готов смягчать подходы. Генеральный директор Ярославского индустриального парка «Новоселки» Александр Белозеров приводит пример из собственной практики:
- Мы не смогли привлечь кредит в банке под гарантию правительства области, так как не нашли необходимого обеспечения. Нам кажется, что механизмы оценки залоговой массы должны быть более лояльны. Применение пониженных коэффициентов приводит к необходимости большого объема залоговой массы, особенно если это касается компаний, которые находятся на первоначальном этапе развития бизнеса в индустриальном парке и собственной залоговой массой не обладают. Да, можно попросить гарантии региональных фондов, если они есть. А если нет, появляются сложности.
Понятно, что условия, предложенные Сбербанком, обусловлены объективными факторами: высокой стоимостью денег в экономике и большим набором рисков у таких специфичных заемщиков. Участники рынка давно убеждают федеральные власти разработать новые инструменты поддержки, учитывающие эти нюансы. Редкий случай, когда аргументы услышаны: в апреле этого года в рамках федерального закона о промышленной политике принята подпрограмма, предусматривающая три механизма поддержки индустриальных парков по линии Минпромторга.
Самый проработанный - субсидирование управляющей компании ИП затрат по обслуживанию кредитов, полученных в банках на развитие и эксплуатацию инфраструктуры в размере 9/10 ставки рефинансирования. По словам директора департамента региональной и промышленной политики Минпромторга РФ Дмитрия Овсянникова, конкурс среди управляющих компаний будет объявлен уже в сентябре. Правда, сумма, которая выделена на этот год, в масштабах страны мизерна - 250 млн рублей. Однако если механизм заработает, министерство надеется найти нераспределенные источники по другим программам и увеличить размер поддержки в 2015 году до 2 млрд рублей.
Второй инструмент направлен на стимулирование лидеров территорий к развитию площадок. Для этого вводится механизм возврата средств, потраченных из бюджета территорий на финансирование инфраструктуры ИП, через налоговые платежи. Проще говоря, те налоги (на прибыль, часть таможенных платежей, акцизов и сборов), которые резиденты отобранных опять же на конкурсной основе парков заплатят в течение трех лет в федеральный бюджет, будут возвращены субъекту федерации. Эти меры начнут действовать с 2015 года.
И, наконец, субсидирование затрат управляющих компаний как частных, так и государственных парков, на создание внеплощадочной инфраструктуры - объекты, которые необходимо проложить до стен самого парка: дороги, сети, коммуникации. Этот конкурс также будет объявлен осенью этого года.
Все эти механизмы требуют тщательной проработки, не факт, что все они заработают завтра, особенно там, где речь идет о возврате средств из бюджета. Не стоит строить иллюзий: автоматом деньги в регионы не потекут, для того, чтобы их получить, нужна активная и кропотливая совместная работа бизнеса и региональной власти. Но ИП вообще жизнеспособны только при этом условии. Именно такую позицию в свое время заняла Ульяновская область, обеспечив тем самым себе конкурентное преимущество: «В 2007 - 2008 годах мы воспользовались мерами поддержки по линии федерального инвестиционного фонда, на средства которого была построена вторая очередь промышленной зоны «Заволжье», на третью очередь мы получили финансирование от Сбербанка по программе "Новая индустриализация", даже в фонд инфраструктурных образовательных программ Роснано попали и выиграли. Сейчас готовим документы на поддержку по новым программам», - перечисляет генеральный директор Корпорации развития Ульяновской области Сергей Васин.
Так что проблема медленного запуска индустриальных парков только к деньгам не сводится. Сосредоточимся на некоторых организационных моментах.
Мечты и реальность
Тот факт, что подготовка площадок для привлечения инвесторов перестала быть экзотикой и адекватно воспринимается на уровне и федеральных властей, и региональных элит, безусловно, можно только приветствовать. «Когда мы начинали эту работу, вкладывали средства регионального бюджета, а инвестировали около 8 млрд рублей, мы встречали не только непонимание, но и сопротивление. Сегодня никто не обсуждает, важно или не важно создавать ИП. У нас в области их, к примеру, уже десять», - говорит Анатолий Артамонов, губернатор Калужской области, считающейся одним из первопроходцев в этой сфере.
Элементы кампанейщины, безусловно, присутствуют, но без этого масштабные задачи у нас в стране не решаются. Заместитель председателя Внешэкономбанка Ирина Макеева показывает это на примере моногородов, которым в рамках специальной программы ВЭБ также выделяют средства на создание таких площадок:
- Каждый моногород уверен, что у него уже есть как минимум пять индустриальных парков, а внутри еще 20 свободных площадок, которые готовы принять инвестора. Когда мы начинаем анализировать эти заявки, мы видим, что к принятию резидентов готовы в лучшем случае процентов 12. Почему-то многие считают, что под индустриальные парки можно завести полуразрушенные здания, что индустриальный парк может состояться на базе предприятия, которое остановлено лет 20 назад, и кроме дырявых стен там больше ничего нет. Отдельные территории убеждены, что если градообразующие предприятия ужать в рамках технологического цикла и освободить несколько цехов, то резиденты здесь выстроятся в очередь. И еще: пример Татарстана и Калужской области, первыми сделавшими ставку на привлечение инвесторов путем создания индустриальных парков, заразителен, но повторить его в чистом виде невозможно. Каждому придется двигаться своим путем.
Типичное заблуждение поверивших в чудо индустриальных парков заключается в том, что достаточно объявить, мол, губернатор готов принять всех инвесторов, и показатели привлечения инвестиций скакнут в разы.
- Зачастую руководители субъекта федерации хотят разместить в одном парке предприятие по производству медицинских препаратов вместе с металлургическим заводом. Невозможно сочетать несочетаемое. Надо объяснять руководству регионов, что это неправильный подход, - призывает директор инженерно-строительного департамента Корпорации развития Ульяновской области Александр Баканов.
- В этом случае регион должен иметь лучшую инфраструктуру, чем во всех ста индустриальных парках вместе взятых, и только тогда инвестор к нему придет, - соглашается председатель совета директоров корпорации «Нордтекс» Юрий Яблоков и дает новичкам свои рекомендации. - Первое и самое важное: понять ключевое преимущество территории. Если у вас есть участок земли на трассе Москва - Питер, очевидно, вы будете интересны компаниям, имеющим огромный грузопоток. И не надо им много электроэнергии и газа, следует концентрироваться на создании условий для максимально удобной доставки грузов до федеральных трасс: это качественные дороги, железнодорожная ветка и так далее. Если вы строите парк на базе старого предприятия, которое находится напротив ГРЭС, и у которого есть подстанция 200 МВт, не надо туда пытаться затащить компанию химической промышленности: у нее совсем другие требования - ей нужны готовые очистные сооружения. Ищите металлургов, которым нужна электроэнергия.
Юрий Яблоков уверен, что в этом смысле даже у депрессивных регионов есть преимущества, которыми надо пользоваться, - например дешевая рабочая сила. Этот фактор для некоторых инвесторов более важен, чем электроэнергия или дороги: «Лично я не раз сталкивался с ситуацией, когда мы "плясали" перед инвесторами, рассказывая им о том, какой у нас будет город-сад, а они говорили, что это им как раз и не нужно. Потому что это означает высокую конкуренцию за персонал, а они ищут место, где этому персоналу деваться больше некуда».
Второй уровень рисков, который нужно учитывать при разработке ИП, - требования инвесторов. Первые парки, созданные в Калуге, Казани, Липецке, сыграли на том, что регионы вообще не могли предложить готовую к строительству объектов землю. Это пройденный этап, и лидеры передовых территорий уже чувствуют новую конъюнктуру:
- Многие инвесторы не уверены в рынке, они не знают, будет ли их продукция востребована. Поэтому мы идем по пути строительства по заявленным требованиям производственных помещений и затем сдаем их в аренду с правом выкупа, - описывает стратегию Калужской области Анатолий Артамонов.
Типичным заблуждением опытные игроки считают и ориентацию исключительно на решение инфраструктурных задач. Управляющие компании, парки которых уже заполнены резидентами, на этапе эксплуатации обнаружили, что наличия энергии, газа и воды недостаточно: резидентам надо где-то хранить товар, кормить сотрудников и решать массу бытовых и технических проблем. Председатель комитета по промышленному строительству АИП Калин Антон еще шесть лет назад не думал, что его коллеги будут ставить такого рода вопросы:
- Когда я приехал в Россию, здесь не было ни одного индустриального парка. И немецкие компании часто недоумевали: почему, когда мы строим завод в Германии, получаем российский газ через две недели, а в России - через два года. Теперь инвесторы, которые размещают производство в индустриальных парках, таких вопросов уже не задают. Сегодня они покупают землю, а завтра получают техусловия. Но начинаются другие проблемы. Где будут жить 30 сотрудников иностранной компании, которые работают в индустриальном парке, где они будут учить детей, лечиться и так далее?
Согласитесь, для ряда регионов эти аспекты - из разряда фантастики, поскольку у них не решены еще самые примитивные задачи организации работы с инвесторами. Но нужно учитывать и опыт предшественников, и факторы, которые работают на будущее. В конечном итоге, индустриальный парк - не самоцель, а одна из моделей роста экономики регионов.
Средние показатели индустриальных парков России | ||
---|---|---|
Показатель | Greenfield | Brownfield |
Площадь, га | 553 | 81 |
Заполненность, % | 50 | 56 |
Расстояние до регионального центра, км | 39 | 46 |
Энергетическая мощность, МВт | 32 | |
Мощность водообеспечения, кубометр/ч | 535 | |
Мощность газообеспечения, кубометр/ч | 19000 | |
Мощность теплообеспечения, гкал/ч | 61 | |
Количество резидентов | 14 | 42 |
Количество рабочих мест | 1837 | 1606 |
Площадь производственных помещений, тыс. кв. метров | 208,2 |