Страховые взносы для МСП: эффект нового алгоритма расчета
Двукратное снижение тарифа страховых взносов для МСП может стать самой сильной и действенной мерой поддержки предпринимательства, считает генеральный директор группы компаний «Налоги и финансовое право» Аркадий Брызгалин
28 апреля президент Владимир Путин анонсировал в обращении снижение страховых взносов для малого и среднего бизнеса с 30 до 15% на суммы зарплат, превышающие МРОТ (12 130 рублей). В начале мая появилось разъяснительное письмо ФНС, в котором прописаны детали новации. Разбираем применение и эффект нового алгоритма расчета страховых взносов с генеральным директором группы компаний «Налоги и финансовое право» Аркадием Брызгалиным.
— Аркадий Викторович, каковы новые правила исчисления страховых взносов субъектами МСП?
— Согласно федеральному закону от 01.04.2020 № 102-ФЗ, с 1 апреля для всех малых и средних предприятий, включенных в реестр, совокупный размер тарифов страховых взносов во внебюджетные фонды снижен в два раза, с 30% до 15%. Эта льготная составляющая касается только превышения МРОТ. Часть выплат в размере, меньшем или равном МРОТ, облагается по общеустановленным тарифам страховых взносов 30%.
В законе всего не пропишешь, поэтому налоговое ведомство издает подобные разъяснительные письма. У налоговиков в таких ситуациях иногда есть соблазн переистолковать все в свою пользу, но в этом письме я такого подхода не увидел.
С 1 апреля 2020 года субъекты МСП должны исчислять страховые взносы по установленному ФНС алгоритму: на ОПС — 10% (с предельной величины базы для исчисления страховых взносов и с суммы ее превышения); на ОСС, на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, — 0%, на ОМС — 5%. В совокупности нагрузка составляет 15%. В районах Крайнего Севера и приравненных к ним страховые взносы исчисляются с выплат с учетом районных коэффициентов и процентных надбавок. Суммы превышения, облагаемые по пониженным тарифам страховых взносов, определяются исходя из величины МРОТ, установленного на начало расчетного периода.
Плательщики вправе применять пониженные тарифы страховых взносов с первого числа месяца, в котором сведения о них внесены в реестр субъектов МСП, но не ранее чем с 1 апреля 2020 года. Главное, чтобы организация или ИП были включены в этот реестр в апреле или ранее. Если плательщик исключается из реестра МСП, пониженные тарифы не применяются с первого числа месяца, когда он был исключен.
— Все применяемые сейчас поддерживающие новации рассчитаны на короткий период и имеют антикризисный характер. Формулируя это предложение, президент подчеркнул: пониженная ставка вводится надолго, таким образом, создается стимул для работодателей повышать зарплаты сотрудникам. Что стоит за этим решением?
— У нас, конечно, появились вопросы, почему эта мера появилась именно сейчас. Напомню, до 2009 года малый бизнес платил страховые взносы по пониженному тарифу 14%. Затем его повысили до 30%. Зачем? Никому не было понятно. Поэтому о необходимости снижения тарифов в последние годы говорили все, начиная от экспертов-экономистов, заканчивая представителями оппозиционных партий. У меня такое впечатление, что это решение давно было готово, просто не подворачивался удачный повод, а тут коронавирус. Уж слишком легко и быстро власти приняли все изменения в законодательство.
— Как вы оцениваете эффективность этой нормы?
— Я считаю понижение тарифа страховых взносов самой сильной и действенной мерой поддержки малого и среднего бизнеса в настоящий период. Без всяких преувеличений. Во-первых, это реальная экономия оборотных средств предприятий, снижение их затрат и в конечном итоге повышение эффективности. Ведь МСБ давно действовал на грани рентабельности, и нынешние события это демонстрируют. Мы хорошо видим, что у предпринимателей нет «резервов», да и откуда им взяться. Во-вторых, это хороший стимул для того, чтобы бизнес не уходил в тень. Когда ты 30% отдаешь с каждого выплаченного в качестве заработной платы рубля, это очень серьезно, тут уже не до добросовестности в отношениях с государством. Конечно, теневой сектор по-прежнему сохранится, ведь 0% страховых взносов лучше, чем 15%, но риски будут оцениваться по-другому. В-третьих, это позитивный сигнал малому бизнесу: о нем заботятся, его не бросают, ему помогают, а это в наше эмоциональное время тоже немаловажно. Не думаю, что это приведет сразу к росту зарплат и взрыву инвестиций, но для малого бизнеса это очень хороший задел на будущее, реально способный поменять ситуацию к лучшему.
— Новый алгоритм распространяется только на субъекты МСП, включенные в реестр. Не создает ли это барьеров для применения льгот?
— С этим действительно проблемы. На мой взгляд, с созданием реестра появился фактор несправедливости. К примеру, правительство объявило меры поддержки в постановлении от 02.04.2020 № 409, по которому право на них имеют только те МСП и ИП, которые на 1 марта 2020 года включены в единый реестр. Организации, которые на 1 марта не вошли по разным причинам в указанный реестр, не имеют права на меры поддержки. Я категорический противник решений по формальным признакам, тем более что сам реестр формируется очень медленно и по малопонятным алгоритмам.
— Какие экономические решения, по вашему мнению, необходимо принимать в дальнейшем для стимулирования предпринимательства?
— Пандемия наглядно показала, что зарегулированная экономика не слишком жизнеспособна. Большинство регулятивных, запретительных и ограничительных мер просто не работают, не приносят никакой пользы для экономического развития. Поэтому очень надеюсь, что государство начнет отказываться от запретительно-штрафной политики и за сокращением размера страховых взносов последуют другие меры стимулирующего характера. Я считаю, сейчас необходимо пойти на снижение ставки НДС и налога на имущество. Хорошо бы дать налоговые каникулы по налогу на прибыль организаций как на федеральном, так и на региональном уровнях, приостановить применение ККТ, а также продлить применение ЕНВД до 2023 года включительно и провести всеобщую налоговую амнистию для отечественного бизнеса.