06.07.2020

Бюджетный кризис: как регионы будут компенсировать падение доходов

Бюджетный кризис: как регионы будут компенсировать падение доходов

За два месяца ограничений собственные доходы регионов провалились на четверть, в такой же пропорции выросли расходы. В результате территорий с дефицитным бюджетом стало в два раза больше. Накопление дисбалансов продолжится

На прошлой неделе Центр макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП) опубликовал доклад «Обзор состояния бюджетов субъектов РФ: первые итоги карантина». Гипотезы экономистов о крайне опасном влиянии COVID-19 на региональные бюджеты находят подтверждение в статистике.

Доходы уходят в минус

По данным авторов исследования, за пять месяцев этого года количество дефицитных регионов увеличилось вдвое — с 16 до 34 (везде данные год к году, если не указано иное), а их общий дефицит вырос с 17 млрд рублей до 245 млрд рублей (везде данные в реальном выражении, если не указано иное). Сейчас уже 40% российских регионов столкнулись с необходимостью покрытия бюджетного дефицита.

До сих пор основной дефицит был сконцентрирован в богатых регионах, которые могут себе позволить разницу между доходами и расходами: почти 80% всего дефицита (192 из 245 млрд рублей) приходится на Москву, Московскую область, Татарстан, Свердловскую область и Башкортостан. Такие субъекты имеют невысокую долговую нагрузку и могут занять дешевые ресурсы на облигационном рынке в случае необходимости.

Однако по итогам пяти месяцев в число дефицитных регионов попали уже субъекты РФ, для которых нахождение в этой группе критично. К примеру, в республике Хакасии по итогам 2019 года уровень долговой нагрузки составил 98% собственных доходов.

Статистика первого квартала еще не отражает кризисных явлений, поэтому общий итог пяти месяцев не выглядит удручающим: совокупные доходы бюджетов субъектов РФ по итогам января — мая снизились всего на 1%. А вот апрель — май показали провал в 10,8%, при этом собственные доходы потеряли более четверти прошлогоднего объема. Руководитель группы бюджетных исследований ЦМАКП Елена Пенухина считает, что это главным образом связано с физическим ограничением экономической активности из-за режима самоизоляции. Вклад внесли также отсрочки и льготы по уплате налогов, сборов и арендных платежей в рамках мер по поддержке экономики. Кроме того, резкое снижение нефтяных цен в марте ударило по доходам регионов с высокой долей в экономике нефтегазового сектора.

Больше всего за два месяца режима самоизоляции просели поступления по налогу на прибыль — 33,7%. Этот налог составляет более трети собственной доходной базы бюджетов субъектов РФ, и его резкое падение внесло наибольший вклад (более 50%) в снижение совокупных собственных доходов региональных бюджетов. Провал на 31,6% налога на имущество привел к снижению собственных доходов на 21%. Второй по значимости источник наполнения региональных бюджетов — НДФЛ — оказался более устойчив к кризису, его сокращение за апрель — май составило 14,8%. Однако доля НДФЛ в доходах бюджетов субъектов РФ значима, в итоге регионы потеряли из-за него около 13% доходов. Единственным видом доходов, не сократившихся в условиях карантина, стали акцизы: их поступления в бюджеты субъектов РФ выросли на 1%. Акцизы на бензин и дизельное топливо выросли за счет индексации ставок, а также за счет увеличения нормативов зачисления в бюджеты субъектов РФ.

С сокращением собственных доходов за январь — май столкнулось подавляющее большинство российских регионов. Сильнее всех пострадали Хакасия — 34, 8%, Кемеровская область — 31%, Татарстан — 30%.

На территории макрорегиона Урал и Западная Сибирь за январь — май собственные доходы сократились почти у всех субъектов федерации. Диапазон падения — от 10% до 24%, самое большое у Пермского края (около 24%). Исключение составляют ХМАО (+20%) и Курганская область (+3%). Всего регионов, увеличивших, несмотря на острую фазу кризиса, собственные доходы, было 18, в основном — за счет результатов первого квартала. Только у шести из них рост продолжался в апреле — мае, и ХМАО (+18%) в их числе.   

Доходы бюджетов субъектов РФ за апрель-май 2019 и 2020 гг. (номинальный объем и темпы роста в реальном выражении)

Кризисные траты

Расходы бюджетов субъектов РФ за январь — май выросли более чем на 1 трлн рублей (+23,6%), и свыше 700 млрд рублей прироста приходится на два месяца активной фазы реализации мер правительства по борьбе с коронакризисом.  

Наибольший вклад в увеличение расходов регионов за апрель — май внесли затраты на здравоохранение: эта статья выросла в 2,2 раза, и обеспечила почти треть всего прироста бюджетных расходов субъектов РФ. Регионам пришлось увеличить финансирование выплат медперсоналу, оснащение коечного фонда, закупку медицинского оборудования и средств защиты. Вторым направлением расходования средств, внесшим значительный вклад в прирост расходов (около 22% всего прироста) стало образование: эта статья увеличилась на 55%. По мнению Елены Пенухиной, это можно объяснить финансированием информационно-телекоммуникационной инфраструктуры общеобразовательных организаций в связи с их переводом на дистанционный формат обучения.

Весомый вклад внесли также затраты на реализацию мер социальной и экономической поддержки (16,4% и 15,5% всего прироста за два месяца).  

Придется занимать

Смягчить первый удар кризиса удалось за счет межбюджетных трансфертов. Федеральное правительство выполнило обещание увеличить ассигнования в рамках мер по борьбе с COVID-19 и поддержке экономики. Межбюджетные трансферты выросли за апрель — май почти в два раза (на 301 млрд рублей). Это позволило компенсировать примерно две трети выпадающих доходов за два месяца. При этом больше всех ресурсов,15 млрд рублей, добавили Татарстану, сократились объемы помощи Калининградской области и Ханты-Мансийскому АО — на 3,1 и 0,3 млрд рублей соответственно.

Очевидно, что покрывать недостаток ресурсов регионы будут за счет заимствований. И процесс уже пошел. Общий объем государственного долга субъектов РФ за два месяца вырос на 45 млрд рублей. Сильные регионы смогут воспользоваться благоприятной конъюнктурой на финансовом рынке и привлечь средства через облигации. За апрель — май уже прошло четыре успешных размещения на общую сумму 37,6 млрд рублей, с учетом погашений прирост облигационного долга составил 29 млрд рублей. Второй источник — бюджетные кредиты: за два месяца их привлечено на 20 млрд рублей. Для большинства субъектов они останутся основными инструментами привлечения средств. Несмотря на объявленное Минфином России снятие ограничений на выход на облигационный рынок для регионов, размещение облигаций для территорий без кредитного рейтинга проблематично. Большинство институциональных инвесторов предъявляют обязательные требования к качеству эмитента в виде наличия рейтинга.

Пока рост госдолга был слабо связан с текущими показателями дефицита, основное покрытие происходило за счет остатков на бюджетных счетах. Но в дальнейшем продолжится накопление дисбалансов в бюджетах регионов из-за сжатия собственной доходной базы и вынужденного поддержания высокого уровня расходов, считают авторы доклада.

Регионы могут покрыть дефицит из четырех источников: это безвозмездные поступления из федерального бюджета; практически бесплатные, но все же возвратные бюджетные кредиты; длинные облигационные займы; дорогие, но короткие и простые в получении банковские кредиты. По мнению авторов исследования, устойчивость бюджетов субъектов РФ к нынешнему кризису и после выхода из него будет во многом определяться тем, в какой пропорции будут применяться эти источники и как распределится коронакризисная нагрузка между федеральным центром и регионами.

Несмотря на то, что период жесткого карантина закончился и регионы начали поэтапную отмену ограничений, для бюджетной системы кризис еще только набирает обороты: пандемия коронавируса будет «долгим эхом» отражаться на состоянии региональных бюджетов.

 

Материалы по теме

Как поддерживать бизнес во время пандемии

Правительство не стремится сокращать госрасходы, но и прямого субсидирования бизнеса не будет

Как сдержать эпидемию и не разрушить промышленность

Имитация поддержки: налоговые отсрочки не спасут бизнес

Коронакризис: сохранение жизней людей vs экономический спад

Будет ли новый кризис: какие сюрпризы может принести август-2020