05.02.2019

Росстат насчитал экономике 2.3 % роста. Причины и последствия. Оценка Альфа-Банка

Аналитические группы продолжают анализировать первую порцию статданных о развитии экономики. Согласно первой оценке Росстата, рост ВВП за 2018 г. составил 2,3% г/г. Эти данные стали неожиданностью для экспертного сообщества. Минэкономразвития закладывало в самом лучшем случает рост на уровне на 2% г/г. Получается, что экономика ниоткуда получила ускорение: еще в 2017 году показатель роста составлял 1.5%, по итогам девяти месяцев 2018 года —1,6% г/г.

Поиск источников роста нашелся в строительстве, а конкретно - на Ямале.  Росстат пересчитал инвестиции в один из крупнейших реализуемых в России проектов — Ямал СПГ, объяснив расхождение запоздалым поступлением данных на уровне регионов, и в итоге оценки роста в строительстве была пересмотрена с падения на 0,3% г/г за 9М18 до роста в 4,7% г/г за 2018 г.,

Несмотря на более сильный рост ВВП, рост потребления домохозяйств замедлился до 2,2% г/г в 2018 г. с 3,2% г/г в 2017 г — обращают внимание главный экономист Альфа-Банка Наталия Орлова и аналитик  Валерия Волгарева в сегодняшнем обзоре.

По оценкам экспертов банка треть роста ВВП за 2018 г. пришлась на деятельность сектора добычи: «Поскольку пересмотр оценки роста был связан с пересмотром данных по строительству, складывается впечатление, что прошлый год был годом рекордного инвестиционного роста. Тем не менее, это не совсем так: хотя доля инвестиций в ВВП достигла 23% в 2018 г., инвестиции в основной капитал в 2018 г. выросли только на 2,3% г/г против 5,5% г/г в 2017 году».

Эксперты также обращают внимание на увеличившуюся зависимость роста экономики от сектора добычи: «Так, по итогам 2018 г. объем выпуска сектора добычи полезных ископаемых вырос на 4,1% г/г против роста промпроизводства на 2,9% г/г., таким образом, его прямой вклад в рост ВВП за прошлый год составил 15%, или 0,3 п. п. роста ВВП. В сочетании с тем, что около 0,4 п.п. роста ВВП связано с инвестициями на Ямале, которые в основном нашли отражение в росте строительства, можно говорить о том, что сырьевой сектор обеспечил примерно 0,7 п. п. из 2,3% роста ВВП за прошлый год» — рассчитали аналитики.

Ускорение роста ВВП не требует изменений в монетарной политике ЦБ  — к такому выводу приходят Наталия Орлова и Валерия Волгарева, рассматривая эту новость с позитивной точки зрения: «Ускоренный рост ВВП, на наш взгляд, не предполагает необходимости изменения монетарной политики. Как уже говорилось выше, потребление следует вполне предсказуемому тренду, обеспечивая тем самым и предсказуемость инфляционной траектории. Поскольку более быстрый инвестиционный рост связан с одним крупным проектом в сырьевом секторе, вряд ли это сильно изменит оценку потенциального роста экономики. Таким образом, мы ожидаем, что ЦБ сможет сохранить ключевую ставку на неизменном уровне на протяжении всего этого года».

По мнению экспертов банка, больше всего от сильной цифры роста ВВП за 2018 г. выигрывает Минфин: «В последнее время активизировались разговоры о том, что слабый экономический рост может потребовать смягчения бюджетной политики – снижения налоговой нагрузки ненефтяного сектора или роста расходов. Однако в условиях ускорения роста ВВП до 2,3% г/г в 2018 г. подобная корректировка бюджетной политики не выглядит необходимой. Таким образом, мы считаем, что жесткий подход к бюджетной политике сохранится и в 2019 году».  

 

Материалы по теме

Доллар завис на уровне 66 рублей в ожидании развития санкионной истории: прогноз Ппомсвязьбанка

Минфин и ЦБ договорились о модели реформы аудита

Налог с продаж введен не будет

Пик инфляции не пройден

Пётр Фрадков переходит в Промсвязьбанк

Нефть растет в цене