Байден будет более сговорчивым при заключении с Россией нового договора СНВ
Что ждать нашей стране от победы кандидата-демократа на президентских выборах в США
На какой диалог с Россией настроен Джо Байден и как он поведет себя в отношении нашей страны, Китая и других стран Евразии в случае своей победы на президентских выборах в США, в интервью журналу «Эксперт-Урал» рассказал эксперт Российского совета по международным делам Константин Суховерхов.
Сохранить режим контроля над вооружениями
— Какие действия в отношении России может предпринять Джо Байден на посту президента США в случае своей победы на выборах?
— Предугадать сложно. Во-первых, Байден еще не стал президентом. Во-вторых, предвыборная платформа американских президентов обычно сильно отличается от того, что они делают впоследствии.
Тем не менее, можно сказать однозначно несколько вещей. Байден, Демократическая партия и в целом демократический истеблишмент настроены на то, чтобы сохранить режим контроля над вооружениями и на диалог с Россией по этому вопросу. То есть здесь можно ожидать каких-то конструктивных подвижек и возможно даже какого-нибудь нового договора о стратегических наступательных вооружениях (СНВ). В случае продления договора СНВ-III еще на год (срок его действия истекает в феврале 2021 года. — Ред.), у Байдена, если он выиграет выборы, соответственно будет еще год для подготовки нового договора. При этом демократическая администрация Байдена будет более сговорчива, чем республиканская администрация Трампа.
У Байдена должны наладиться отношения с европейскими союзниками. Видимо, это тоже будет как-то положительно влиять на конфигурацию контроля над вооружениями и вообще на всю архитектуру безопасности в Евроатлантике.
Также однозначно можно сказать, что режим санкций в отношении России не будет ослабевать, потому что нет никаких факторов, которые могли бы стать предпосылкой для такого ослабления. Что бы сейчас ни делала российская сторона, это не будет восприниматься американцами как выполнение условий, при которых можно снимать санкции. Россия никак не может выполнить такие условия, как, например, возврат Крыма. Получаются своеобразные вечные санкции. И именно Демократическая партия выступает в основном за их усиление.
В целом нельзя сказать, что отношения между США и России при Байдене улучшатся.
— Значит, администрация Байдена пойдет на заключение с Россией каких-либо договоренностей по контролю над ядерными вооружениями?
— Думаю, что можно этого ожидать. Байден неоднократно говорил о том, что контроль над вооружениями нужно удерживать, иначе мы развяжем России руки.
— Как это вяжется со словами Байдена о том, что Москва представляет наибольшую угрозу для Вашингтона на международной арене?
— Это не более чем предвыборная риторика. Нельзя забывать о том, что внутренняя политика в США определяет внешнюю. К сожалению, с каждым годом и с каждым электоральным циклом это влияние усиливается. Байден говорит то, что хочет услышать демократический избиратель. Сейчас демократы имеют большинство в Конгрессе. Посмотрим, останется ли оно у них после выборов 3 ноября, от этого тоже будет многое зависеть.
Знающие люди понимают, что отношения между Россией и США вряд ли изменятся в ближайшие пару лет. А угрозой нас называют уже давно, здесь нет ничего нового.
Сдерживание Китая — это сдерживание России в Азии
— В отличие от холодной войны, которая велась между СССР и США, сейчас в мире образовался некий военно-стратегический треугольник с участием Соединенных Штатов, России и Китая. Даже такая сильная в военном и экономическом отношении страна, как США, не способна вести войну на два фронта и конфликтовать одновременно с Россией и Китаем. Есть ощущение, что при Трампе акценты конфронтации смещены на КНР. Пойдет ли Байден на примирение с Поднебесной, чтобы всецело противостоять России?
— В предвыборной программе Байдена в рамках экономики написано, что он будет стараться возвратить производство в Америку и обеспечить рабочие места американцам. То есть это продолжение того, что сегодня пытается делать Трамп. И в этом смысле администрация Байдена продолжит курс на торговое и даже военно-стратегическое противостояние с Китаем, потому что КНР действительно усиливается и видится Америке большей угрозой, чем Россия. Если Россия — это отголоски холодной войны со взаимными претензиями друг к другу, то Китай и вообще Азия в ближайшие двадцать лет, вероятнее всего, станут центром мировой политики. Америка это прекрасно чувствует и понимает, что нужно бить именно туда, чтобы удерживать лидерство.
Нужно отметить, что уже при демократической администрации Барака Обамы, где Байден был вице-президентом, смещался акцент с Европы на Азию. Шел поиск точек соприкосновения либо конфронтации с Китаем.
— Пока получается больше конфронтации. Как в этом случае Америке конфликтовать одновременно с двумя сторонами — с Россией и КНР?
— Здесь нет единства среди американских элит. В свое время еще Генри Киссинджер говорил о том, что если вы хотите победить Китай, то вам нужно заручиться помощью России. Поэтому в Америке звучат голоса о необходимости наладить отношения с нашей страной, чтобы можно было давить на Китай. В частности, рекомендуется снять с России санкции, пойти на взаимные уступки. Но также говорится о том, что должно быть военное сдерживание Китая, и это будет как раз сдерживанием России в азиатском секторе. Речь идет о стремлении американцев разместить ракеты средней и малой дальности в азиатском регионе. Поэтому здесь ведется не то чтобы игра на два фронта, а игра против единого фронта. При этом американцы не хотели бы противостоять отдельно России и отдельно Китаю.
— Будет ли отличаться политика демократов от республиканской в отношении ближайших географических соседей России? Ждать ли экспорта новых цветных революций?
— Что касается европейского региона, то демократы наладят отношения со своими союзниками по другую сторону Атлантики, и это сильно упростит взаимоотношения в Европе, то есть европейцы будут менее раздражены, а Америка, возможно, вернет какие-то рычаги по взаимодействию.
Безусловно, американское влияние на Украине будет сохраняться. Они смогли его завоевать, и упускать такой момент будет глупо со стороны администрации США.
Я сомневаюсь, что американцы будут очень активны в странах Средней Азии. Просто у них сейчас имеются очень острые внутренние проблемы, нуждающиеся в скорейшем решении. Например, это пандемия коронавируса, обострившийся расовый вопрос, проблемы в экономике. Для них это будет приоритетнее, чем большие внешнеполитические игры.
Если мы говорим о Кавказе, то даже нынешняя администрация Трампа показывает свою приверженность тому, чтобы избежать кровопролития в этом регионе. Вероятнее всего при Байдене там тоже не будет особых поползновений, усиления антироссийской риторики Грузии или что-либо еще. Думаю, всё будет сохраняться на нынешнем уровне. Конечно, если американцы почувствуют угрозу своим стратегическим интересам, они будут действовать, но это будет более реактивная политика, нежели проактивная.