Фильм «Мой друг Борис Немцов» покажут в Екатеринбурге
27 февраля 2016 года исполнится год со дня убийства Бориса Немцова.
В годовщину печального события 27 и 28 февраля в Москве, Петербурге, Нижнем Новгороде, Ярославле, Саратове и многих других городах пройдет фестиваль-марафон памяти Бориса Немцова, в рамках которого состоится премьера документального фильма «Мой друг Борис Немцов». В Екатеринбурге показ пройдет 29 февраля в 19.30 в Ельцин центре.
МОЙ ДРУГ БОРИС НЕМЦОВ
документальный фильм, Эстония / Россия, 72 мин
режиссер: Зося Родкевич
камера: Зося Родкевич, Павел Костомаров, Мария Павлова, Ксения Елян
продюсеры: Александр Расторгуев, Павел Костомаров, Мария Гаврилова, Макс Туула
производство: Marx Film / Realnost.doc
Синопсис
Документальный фильм-портрет политика Бориса Немцова, убитого в Москве на Большом Каменном мосту при неизвестных обстоятельствах 27 февраля 2015 года.
Молодая девушка-режиссер работает в новостях и получает журналистское задание снимать репортажи про известного политика. Ее камера следует за Немцовым повсюду – сопровождает в машинах и купе поездов, следит за его избирательной кампанией в Ярославле, фиксирует шутки, мечты и планы, раскрывает самые потаенные стороны личности этого большого человека. Этот фильм о том, как сужается большой исторический контекст до маленькой личной истории. Как знакомство перерастает в дружбу.
Снимая несколько лет подряд новостные репортажи, камера выхватила чуть больше, чем должна была, рассмотрела пристальнее, чем обычно, превратив наблюдаемое в кино.
Случайный, мимоходный, трагикомический взгляд на живого человека, разыгрывающего всю жизнь роль большого политика. Впрочем, и наслаждающегося этой ролью. Шутка за шуткой, и вот вы уже закадычный друг Немцова.
Режиссер Зося Родкевич о фильме:
Мне было 22. Я работала в новостях. Задание – снимать Бориса Немцова – восприняла как вызов: старый самовлюблённый буржуй, ну, что в нём интересного?
Ему было 53. Он уже был и аспирантом-физиком, и вице- премьером, и "наследником Бориса Ельцина". А оказался классным, добрым и искренним. И мы подружились.
А потом его убили.
Я думала, Немцов вечный, я думала, смогу снимать его всегда. Но жизнь решила по-другому. Оставив мне только 70 минут фильма о человеке, которого больше нет.
Из интервью Зоси Родкевич:
«Он очень близко к себе подпускал, с ним нет запретных тем, нет почти ничего, что он хотел бы скрыть от собеседника».
«Вообще, мне он неинтересен как политик, так что для меня было интереснее, какой он друг».
http://www.gazeta.ru/culture/2015/12/11/a_7954331.shtml
«Камера была в него влюблена. Просто я видела, что камера его любит, а он спокойно к ней относится и отзывается на все движения камеры, не смущается, поэтому приятно было снимать. Когда человека интересно снимать, то жизнь тоже отвечает, посылает всякие эпизоды».
«Его политические мысли очень спорные, поэтому я вообще выключала эту опцию и просто смотрела на наклейки на его носках, какие-то его шутки, глупости, эмоции. Я вообще не следила за политической линией».
http://www.svoboda.org/content/article/27416961.html
«Когда мы обсуждали с ним [Немцовым] будущий фильм, мы поругались. Он говорит: "Меня же из молодых никто не знает. Надо посадить меня в кожаное кресло, сделать солидное представление, и потом будут мои монологи в этом кресле, сопровождаемые твоей хроникой". Я сказала, что такого не будет. Это было бы не мое кино…»
«В полной версии фильма были пространные размышления-монологи Бориса Немцова, снятые в рамках проекта “Срок” в мае 2012-го. Он рассуждает о политике. Очень серьезно, с холодной интонаций. Совсем другой, чем в нашем фильме. Мы все вырезали, потому что это не сочетается с моей близкой камерой».
http://www.novayagazeta.ru/arts/71045.html
Отзывы о фильме:
Виталий Манский на сайте Meduza:
«Мы видим Бориса таким, каким он был, — он никогда и не скрывал себя от нас. Его от нас скрывали, как скрывают всех людей, представляющих иную точку зрения на происходящие у нас вещи».
https://meduza.io/feature/2015/12/03/moy-drug-boris-nemtsov
Лариса Малюкова, «Новая Газета»:
«Непарадный портрет, снятый с короткого расстояния. Кино с двумя героями. Немцов и автор, практически невидимый. Порой Немцов отмахивается от камеры с приклеенной к ней Зосей, как от мухи. Потом кокетничает… не знаешь с кем. То ли с Зосей, то ли с камерой. Их отношения — магнит фильма».
http://www.novayagazeta.ru/arts/71045.html
Кирилл Сорокин, «Афиша»:
«Из лоскутного, нелинейного повествования, череды небольших разрозненных сюжетов складывается не портрет видного оппозиционера, но образ открытого, доброго, веселого человека, довольно сильно отличающийся от общепринятого или, вернее сказать, общеизвестного образа Немцова».
http://daily.afisha.ru/archive/vozduh/cinema/don-zhuan-krokodil-gennadiy-alisa-na-voyne-10-filmov-artdokfesta/
Алена Солнцева, «Газета.ру»:
«Фильм получился не про политика, а про человека — очень обаятельного, живого, далеко не всегда поступающего идеально, но естественного. Доброго, самовлюбленного, веселого, полного сил и желания действовать, получающего от жизни удовольствие. Вот он голый, в одних трусах, ходит по квартире и ищет чистую футболку. Ему все равно, что камера снимает его живот, и спину, и голые ноги, он вообще игнорирует этот посторонний взгляд, иногда только удивляется: “А ты сейчас снимаешь, что ли, балда?”
Но в результате этих как бы необязательных съемок-наблюдений появляется ощущение, что ты знаком с Немцовым, знаешь его сто лет, видишь насквозь и — удивительное дело — почти любишь...»
http://www.gazeta.ru/comments/column/solnceva/7968107.shtml
Отзывы зрителей после показа рабочей версии фильма на «Артдокфесте»:
Татьяна Малкина:
«Это удивительно хорошая работа, с такой чистотой и точностью сделанная, что даже не знаю, как описать эффект – ну, вот как если бы Эвридику выпустили на полтора часа к Орфею, взаправду, по-настоящему».
Ольга Лехтонен:
«Ничего отталкивающего или пугающего. У фильма — очень светлый кадр. С экрана идет жизнь и добро. Сумасшедший заряд тепла.
Вот он — настоящий, фантастически живой человек. Шумный, большой, заполняющий собой любое пространство, где появляется. Явно чувствующий себя лидером, привыкший рулить любой ситуацией и любой аудиторией. Но очень простой, очень открытый в общении. Не стесняется сгрести в охапку друзей, если ему хочется вот прям щас взять и обнять кого-то. Шутит, смеется, ругается на прилипшую к нему Зосю с постоянно включенной камерой, сетует на постаревшую физиономию в зеркале, “с которой уже ничего нельзя сделать”».
Наталья Демина:
«Это очень женский фильм, взгляд на Немцова глазами любопытной девушки, которой интересно всё: как Немцов спит, сопит, какие носки надел, как он шутит, ругается матом, ест, общается с избирателями, обнимает женщин, болеет на футболе. Обязательно посмотрите этот фильм, хотя бы в нем Немцов навсегда живой».
ОБ АВТОРАХ:
Зося Родкевич (режиссер) родилась в 1990 г. в Москве. Закончила мастерскую документального кино и театра Марины Разбежкиной. Режиссер документальных фильмов «Через тебя» (2007), «Временные дети» (2010), «Ветреный день» (2010), «Процесс» (2011), один из режиссеров фильма «Зима, уходи!» (2012). Принимала участие в проекте «Срок» режиссеров Пивоварова/Костомарова/Расторгуева (2014) и фильма «Киев/Москва» (2015) Елены Хоревой. «Мой друг Борис Немцов» - ее полнометражный дебют.
Александр Расторгуев (креативный продюсер) родился в 1971 г. в Ростове-на-Дону. Учился на филфаке Ростовского государственного университета, окончил Государственную академию театрального искусства в Петербурге. Работал режиссером ГТРК «Дон-ТР», откуда был уволен вместе с творческой группой за съемку фильма «Чистый четверг» (2003). Работал в петербургской редакции телеканала НТВ. В 2007 г. фильм «Дикий дикий пляж. Жар нежных» получил специальный приз жюри на фестивале IDFA в Амстердаме. Премьера его фильма «Я тебя люблю» (совместно с Павлом Костомаровым) состоялась на Роттердамском фестивале в 2011 г., фильма «Я тебя не люблю» (также совместно с Костомаровым) – на фестивалях «Кинотавр» (спецприз жюри) и Варшавском МКФ в 2012 г. В 2012-2014 гг. совместно с Алексеем Пивоваровым и Павлом Костомаровым работал над проектом «документальных новостей» «Срок». Премьера полнометражной версии фильма «Срок» состоялась в 2014 г. в Карловых Варах, после чего он участвовал во множестве фестивалей. В 2015 г. спродюсированный Расторгуевым и Костомаровым документальный фильм «Киев/Москва. Часть 1» Елены Хоревой получил специальное упоминание на фестивале Локарно, «Киев/Москва. Часть 2» -- спецупоминание на фестивале Verzio в Будапеште.
Павел Костомаров (креативный продюсер) родился в 1975 году. По первому образованию биолог. В 2002 г. закончил операторский факультет ВГИК. Прошел обучение на европейском кинотренинге Discovery Campus, стажировался в лондонском офисе BBC. В качестве оператора-постановщика снимал игровые фильмы с Алексеем Учителем, Алексеем Попогребским, Борисом Хлебниковым. С 2003 г. работает как режиссер и оператор на собственных проектах. В 2010 г. получил премию «Серебряный медведь» Берлинского международного кинофестиваля «за выдающийся вклад в кинематографическое искусство». Режиссер фильмов «Трансформатор» (2003, совместно с Антуаном Каттином), «Мирная жизнь» (2004, совместно с Антуаном Каттином), «Мать» (2007, совместно с Антуаном Каттином), «Вдвоем» (2009), «Я тебя люблю» (2011, вместе с Александром Расторгуевым), «Я тебя не люблю» (2012, вместе с Александром Расторгуевым), «Playback» (2012, совместно с Антуаном Каттином) «Срок» (2014, вместе с Алексеем Пивоваровым и Александром Расторгуевым). Продюсер фильмов «Киев/Москва. Часть 1» (2015) и «Киев/Москва. Часть 2» (2015) Елены Хоревой.