Возвращение*
Российский аудиовизуальный рынок на наших глазах переживает эволюцию: в нем устанавливается естественное соотношение между массовой — и авторской, некоммерческой продукцией. Екатеринбургский рынок кинопроката подтверждает тенденцию. В числе последних событий на нем назовем реинкарнацию кинотеатра «Совкино» в формате зала артхаусного, авторского кино и открытие при Свердловском областном госфильмофонде киноклуба «Третье тысячелетие».
Подобный процесс несколькими годами раньше пережил книгоиздательский бизнес: прорыв произошел благодаря активности небольших частных издательств, ориентированных на узкий круг «своего» читателя. Полки детективов, боевиков, любовных романов в глянцевых и мягких обложках с полок, разумеется, не ушли, но появилась альтернатива — некоммерческая литература, как отечественная, так и переводная. В кинопрокате аналогичную функцию призваны выполнить кинозалы, ориентированные на показ «другого» кино — такого, которое по тем или иным причинам никогда не попадет в широкий прокат. Это новые авторские фильмы российских и зарубежных режиссеров, детское кино, за которым не стоит мощная рекламная поддержка голливудских гигантов, архивные, документальные ленты. У каждого такого зала своя специфика и политика, но вместе они обеспечивают зрителюпотребителю подлинную свободу выбора. К сожалению, эти начинания не всегда получают должную информационную поддержку. Рекламные бюджеты «малого проката» ничтожны, поэтому многие уральцы, привычно жалуясь на засилье Голливуда, и не догадываются, что рядом существует территория «другого» кино. Попробуем исправить это положение.
Изображая жертву
В Екатеринбурге существует несколько общедоступных точек, где более или менее регулярно проходят просмотры «другого кино». Наиболее опытным и последовательным прокатчиком выступает муниципальный кинотеатр «Салют». Около 30% его показов составляют фильмы российского дистрибьютора, который так и называется — «Другое кино». «Салют» позиционирует себя как «семейный кинотеатр», поэтому кинопоказы для детей также занимают важное место в его расписании.
Ярким событием конца прошедшего года стала реанимация «Совкино». Городские власти передали кинотеатр в управление менеджерам «Салюта», фактически объединив муниципальные объекты. Это обеспечило старому кинотеатру средства, необходимые для реконструкции здания. Однако сразу встал вопрос: как будет позиционироваться новый кинотеатр? На том же пятачке в центре городе уже работают «Колизей» и «Салют». Чтобы вписать «Совкино» в сложившийся киноландшафт, ему необходимо было придумать новую нишу — так появилась идея зала артхауса. Директором кинотеатра стал Станислав Словиковский, основатель журнала «Стольник» и директор известного ночного клуба «Посторонним В». Под его руководством и начались радикальные преобразования. Сейчас «Совкино» существует в оригинальном формате молодежного киноклуба: одновременно функционирует как кинозал (там прошло уже несколько минифестивалей) и концертная площадка. По словам дирекции, именно концертная деятельность позволяет зарабатывать средства на продолжающуюся реконструкцию. Артхаус как таковой доходов пока практически не приносит.
У коммерческого неуспеха авторского кино в России есть несколько причин. Первая — голливудская жвачка отбила вкус к хорошему, сложному кино у новых поколений зрителей. Вторая, но главная — нет грамотной
Зарубежный артхаус регулярно показывают также в VIPзале кинотеатра «Колизей». Билеты там относительно дороги (около 300 рублей), зато условия просмотра комфортны.
Ценителям документальных фильмов следует обратить внимание на Дом кино. Каждую осень в нем идут кинопоказы в рамках фестиваля «Россия», а зимой бывают повторы наиболее интересных лент в программе «По следам фестиваля». Дом кино тесно взаимодействует с Уральским союзом кинематографистов. К слову, в эти дни в нем идет фестиваль, на котором показывают новые работы уральских документалистов. Вход на такие просмотры, как правило, свободный, а если билеты и продаются, то их стоимость обычно не превышает 50 — 70 рублей.
Еще одна старая, но малоизвестная точка альтернативного проката — Свердловский областной государственный фильмофонд, расположившийся в небольшом особнячке на улице Блюхера. Главные направления деятельности фонда — работа с областными (муниципальными) кинозалами и организация кинопоказов в Екатеринбурге. Здесь можно выбрать любой фильм из обширного каталога госфильмофонда, существующего в Екатеринбурге уже более 70 лет. Фонд устраивает просмотры по заявкам организаций и частных лиц, с ним охотно сотрудничают средние и средние специальные учебные заведения. В здании есть собственный кинозал на 42 места, стоимость показа в нем — 500 рублей. А в ноябре прошлого года на базе госфильмофонда официально открылся киноклуб «Третье тысячелетие», ориентированный главным образом на искушенного взрослого зрителя, предпочитающего некоммерческое кино. «Третье тысячелетие» возрождает традиции киноклубов советских времен: многие екатеринбуржцы поколения 80х до сих пор вспоминают, например, атмосферу свободы, витающей на просмотрах в ДК автомобилистов.
Сейчас Свердловский фильмофонд прокатывает в Екатеринбурге и области ленту Натальи Бондарчук «Пушкин. Последняя дуэль». В фильме занято немало звезд, но в широкий прокат он не попал. Впрочем, туда не попадают десятки фильмов, ежегодно снимаемых на государственные деньги при поддержке Государственного агентства по культуре и кинематографии. Вместе с тем появление в прокате таких некоммерческих лент, как «Эйфория» Ивана Вырыпаева и «Остров» Павла Лунгина, несколько лет назад трудно было даже представить. Что влияет на прокатную судьбу авторских фильмов?
Гадкие лебеди
Показателен опыт «Острова». Кроме безусловных художественных достоинств, большую роль в прокатном успехе фильма сыграла грамотная информационная поддержка. Показ его на телеканале «Россия» объединил рекордную аудиторию (по данным
Конечно, кассовых рекордов авторское кино не побьет, как не побил их фильм Лунгина. Ну так не этого от него и ждут. Его цель — утолить непреходящий духовный голод тех, кто видит в кино не «главнейшее из всех» (потому что массовое), а просто искусство. Если кинобизнес от производства до проката сумеет в ближайшее время грамотно разыграть карту авторского кино, в плюсе окажутся все.
У зрителей появится выбор, у кинотеатров — новые зрители (что немаловажно в ситуации, когда темпы роста числа кинозалов опережают рост зрительской аудитории), у кинокомпаний — имидж и деньги для расширения производства. Если не сумеет, отрасль рискует впасть в системный кризис перепроизводства никому не нужных коммерческих кинозалов и коммерческих кинофильмов.
* В заголовках использованы названия авторских фильмов последнего времени (их режиссеры — Андрей Звягинцев, Кирилл Серебренников и Константин Лопушанский), заслуживающих, на наш взгляд, внимания.
Дополнительные материалы:
Станислав Словиковский:
— Кроме работы в «Совкино» я занимаюсь репертуарным планированием в кинотеатре «Салют». И должен сказать: авторское кино может приносить прибыль. Кинотеатр зарабатывает на артхаусе дважды. Первый раз — на собственно прокате. Второй — на имидже. В залах авторского кино (их не так много и в России, и в нашем городе) проводятся фестивали, об этом пишет пресса, поднимается марка кинотеатра. А когда кинотеатр «на слуху», это окупается и в коммерческом плане. Существует закономерность: чем больше мы показываем авторское кино, тем больше на него ходят. В «Салюте» этим занимаются давно, и тенденция к росту аудитории не вызывает сомнений. Люди, которые смотрят артхаус, не только развивают вкус, но и вообще начинают чаще ходить в кино. Конечно, в маленьких городках прокатывать авторское кино сложно, если вообще возможно. Но у нас этот прокат безусловно выгоден. Главное - хорошая реклама.