02.09.2020

Российская экономика нацелилась на восстановление

Российская экономика нацелилась на восстановление

Снижению темпов спада российской экономики способствует отложенный потребительский спрос. Промышленность поддерживает обработка, но тянет вниз добыча. Сектор услуг и рынок труда по-прежнему слабы

Ключевые индикаторы указывают на восстановление экономики России. По данным Росстата, в июле промышленное производство сократилось на 8% (везде показатели год к году, если не указано иное) против спада в 9,4% в июне.

Не качает

Выпуск в обрабатывающей промышленности сократился только на 3,3%, тогда как в апреле обработка показала провал на 10%.  По мнению главного аналитика Райффайзенбанка Станислава  Мурашова, темпы развития сектора ограничены не полностью восстановившимся внешним спросом: «Не исключено, что по этой причине на околонулевых темпах находится рост металлургии и химии».  

Узким местом восстановительного этапа российской промышленности в этом кризисе стал нефтегазовый сектор. Станислав Мурашов оценивает его вклад в общую просадку промышленности в 70%.

— Основной вклад в сокращение выпуска добывающего производства внесло сокращение добычи нефти и природного газа на 10,3% относительно второго квартала и на 15,3% — к июлю 2019 года.  Это связано с выполнением обязательств России в рамках сделки с ОПЕК+, — соглашается ведущий научный сотрудник лаборатории макроэкономических исследований Института прикладных экономических исследований РАНХиГС Ольга Изряднова.  

Во втором полугодии поддержку обрабатывающему сектору окажет смещение фокуса бюджетных расходов на расходы, прямо или косвенно связанные с нацпроектами, полагает Станислав Мурашов:

— Мы уже видим определенное восстановление в сегменте машин и оборудования (его негативный вклад прошлых месяцев на уровне 1,2 — 1,5 п.п. в июле сократился почти до нуля). Есть надежда на восстановление со следующего месяца и нефтегазового сектора, что возможно по мере ослабления ограничений ОПЕК+. А в перспективе будут подтягиваться и остальные сегменты на фоне исполнения бюджетных инвестиционных расходов и восстановления внешнего спроса.

По оценке эксперта, масштабы падения промышленности к концу года сократятся до 5%.   

Главный экономист Альфа-Банка Наталия Орлова также видит предпосылки для снижения темпов падения промышленности:  

— Если предположить, что сектор добычи полезных ископаемых сократится на 9% по итогам 2020 года, то выход на снижение индекса промпроизводства до 4% по итогам этого года вполне возможен. Восстановление обрабатывающей промышленности, таким образом, является основным трендом для наблюдения.  

Индексы промышленного производства в 7М20 к 7М19, %

Спрос возвращается

Чуть более уверенно восстанавливается потребительский спрос. Об этом говорит динамика оборота розничной торговли: в июле оборот снизился на 2,6%, что лучше консенсус-прогноза (минус 4,5%) и оценки аналитиков Альфа-Банка (минус 3%). Наталия Орлова связывает это главным образом с закрытием международных поездок, что стимулирует рост внутреннего потребления:  

— Продажи легковых автомобилей в июле выросли на 6,8%, впервые показав рост с апреля, и это подтверждает восстановление спроса. Мы ожидаем, что этот эффект отразится и на статистке августа. Не исключаем, что в августе впервые с момента введения карантина оборот розничной торговли может показать рост в годовом исчислении.  

Председатель правления банка «Фридом Финанс» Геннадий Салыч видит, однако, другие причины замедления сокращения розницы в июле:

— На этот период пришлось частичное восстановление цен на нефть и их закрепление выше официального прогнозируемого уровня. Большинство экспертов не закладывали того, что сырьевые котировки так быстро отыграют. А это повлекло за собой более динамичное восстановление бюджетных параметров, аппетитов госкомпаний и крупных частных компаний и в итоге сказалось на уровне трат населения.

Ведущий аналитик QBF Олег Богданов считает фактором восстановления потребительской активности после снятия ограничений отложенный спрос.

— Потребители соскучились по покупкам, которые пришлось приостановить из-за общей неопределенности в экономике и отсутствия необходимости в товарах непервой необходимости вследствие режима самоизоляции, — соглашается генеральный директор «Открытие Факторинг» Артем Дуров. — Второй причиной восстановления спроса является исчерпание продуктовых и непродуктовых запасов, закупленных в марте. Третий немаловажный фактор — начало периода отпусков: люди поехали на российские курорты, увеличили расходы не только на организацию самого отдыха, но и на сопутствующие покупки.

По мнению Наталии Орловой, поддержку спросу оказали кредиты. По данным ЦБ, розничные кредиты выросли на 1,7% месяц к месяцу в июле, эта динамика сопоставима с мартовской: «В итоге рынок розничного кредитования вырос на 13,2%, что является очень хорошим результатом».

Довольно оптимистично эксперты смотрят и на индикаторы, характеризующие доходы населения. По оценке Наталии Орловой, рост номинальных зарплат в июле составил 3,8%, что соответствует повышению реальных зарплат на 0,6% и указывает на постепенное восстановление доходов населения.

Основным фактором риска для закрепления тренда, по мнению большинства экспертов, является возможная вторая волна COVID-19.

Слабое место

Слабым звеном статистики остается сфера услуг, указывает Станислав Мурашов. Ее восстановление происходит крайне медленно, хотя темпы падения снизились с 34,5% в июне до 25,5% в июле: «Именно этот сегмент ощущает на себе последствия ограничений от режима самоизоляции больше всего, активность авиа- и туристической отрасли еще очень низка».

 Сервисный сектор будет еще долго ощущать последствия ограничительных мер, считает экономист Николай Неплюев:  

— Из-за финансово-экономического кризиса, вызванного COVID-19, пострадало множество представителей мелкого и среднего бизнеса. Поэтому само по себе снятие карантинных мер не вернет прежние тенденции. Сейчас идет переформатирование потоков потребителей, замещение отдельных ниш и секторов в логистике конечных точек распределения товаров и услуг.

Крайне слабой остается статистика, характеризующая рынок труда Безработица, по-прежнему держится на уровне 6,3%. Одна из наиболее популярных у экономистов версий — продолжающаяся оптимизация персонала на предприятиях: компании решают давнюю проблему избыточной занятости.  

Однако Геннадий Салыч полагает, что официальная статистика не отражает реальной ситуации на рынке труда:

— Здесь не учтена значительная часть людей, ищущих работу в частном секторе, практически не представлены индивидуальные предприниматели, которые в принципе не встают на биржу труда по причине мизерных пособий, нет оценки тех категорий работников, которые находятся в вынужденных отпусках, а также людей, попавших под сокращение заработных плат за счет перевода на полставки и четверть ставки. Реальный уровень безработицы на данный момент может вдвое превышать оценку Минтруда и Росстата.

Инвестиции в основной капитал в I пол. 2020 года

 ЦБ возьмет паузу

Более оптимистичная статистика июля стала основанием для пересмотра прогноза Минэкономразвития: ранее ведомство закладывало падение ВВП по итогам текущего года на 5%, в обновленном прогнозе спад оценивается на уровне 3,9%.  

Эксперты, однако, не так оптимистичны. Геннадий Салыч  по итогам года ожидает падения ВВП в пределах 5,5%.

По мнению Олега Богданова, в четвертом квартале многое будет зависеть от реакции властей на новую волну коронавируса:

—  Если снова введут жесткие ограничения, то спад экономики усилится. Если нет, то есть шансы постепенно выйти на положительные цифры по динамике промпроизводства и ВВП в целом.

Как полагает Ольга Изряднова, ожидаемое восстановление экономического роста во второй половине 2020 года вряд ли будет достаточным, чтобы компенсировать общие экономические потери:

—  Длительный период ограничений активности населения и бизнеса повлияли на экономику через отложенные инвестиционные решения и увеличили риски структурных изменений ВВП. Важно и изменение внешнеторговой среды, связанное с сокращением масштабов торговли товарами и услугами и нарушениями взаимодействия стран в цепочках создания добавленной стоимости.

Но при этом последняя статистика не дает оснований для дальнейшего смягчения денежно-кредитной политики. По мнению Наталии Орловой, снижение ключевой ставки на заседании 18 сентября становится менее вероятным:

— Росстат сообщил о дефляции на уровне 0,1% с начала месяца по 17 августа, снижение цен связано с дефляцией в продовольственном сегменте, но это не нейтрализует потенциальные инфляционные риски восстановления спроса. Кроме того, события на финансовых рынках являются серьезным аргументом в пользу паузы в снижении ставки на заседании 18 сентября. Курс рубля остается под давлением в последние недели на фоне политической ситуации в Белоруссии. Предстоящие региональные выборы в России 13 сентября могут только усилить нервозность на рынке, особенно в свете последних новостей об Алексее Навальном. Рынок российских ОФЗ демонстрирует рост доходностей на 20 — 30 б.п. на длинном конце кривой, а два последних аукциона ОФЗ не состоялись с учетом неоднозначной конъюнктуры рынка. Иными словами, если динамика инфляции еще дает формальное основание для дальнейшего снижения ставки, то развитие событий на рынке увеличивает вероятность паузы в цикле понижения ключевой процентной ставки.

 

Материалы по теме

Два дедлайна для ослабления рубля, или Что будет с процентными ставками

Правительство РФ внесло в Госдуму проект бюджета на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов

EY прогнозирует нулевой рост ВВП в России в 2014-ом и почти нулевой — в 2015-ом

Огороды и камни

Без иллюзий

Пора разгоняться