Креативные индустрии — это прежде всего предпринимательство
Для того чтобы запустить цикл роста креативной экономики, только льготных условий недостаточно, нужны предпринимательская инициатива и квалифицированные менеджеры
3 февраля в Екатеринбурге в бывшей поликлинике комплекса зданий Госпромурала открылось новое креативное пространство «Центр авангарда», в конце декабря прошлого года в Свердловской области подписано соглашение о создании сетевого креативного кластера, в Югре состоялось техническое открытие первого в округе регионального креативного кластера «СпортЗавод». Новые объекты креативной экономики все чаще появляются в регионах. Вместе с тем накаляется градус дискуссии о моделях развития и поддержки этой нестандартной индустрии. Очередной диалог прошел в конце прошлого года в Екатеринбурге на площадке конференции «Российские регионы в фокусе перемен». Во время круглого стола «Креативные индустрии как драйверы развития региона» представители сектора и экспертного сообщества попытались определить перспективы и развилки.
По мнению участников круглого стола, эффекты креативной экономики очевидны, и именно поэтому ее стоит развивать и стимулировать. Кроме прямого экономического вклада в ВВП творческие команды предпринимателей, к примеру, способны менять облик городов, убежден директор Музея истории Екатеринбурга Сергей Каменский:
— Мы сейчас на одной из площадок создаем Музейный креативный кластер и видим, что объединение разных игроков в этом секторе дает огромный результат, в частности это придание второй жизни объектам, которые имеют большую историческую ценность, но находятся в проблемном состоянии. И это очень важная функция креативных индустрий. Для Екатеринбурга это особенно актуально, учитывая богатую историю конструктивизма, других путей сохранения этого наследия просто нет. Такой же подход необходим в отношении наследия авангарда, которое у нас не менее проблемное и сложное, потому что часто это памятники и состояние у этих объектов специфическое.
Творческие команды ведут деятельность в разных форматах, это могут быть креативные центры, пространства, кластеры. В российской дискуссионной повестке чаще всего обсуждается именно кластерный подход. Формально кластер отличается от пространства большей площадью. Кластером считается объект, где расположено как минимум 30 резидентов из разных пластов креатива. Расчет делается на то, что эти резиденты начнут создавать цепочки кооперации, что сделает такое взаимодействие экономически эффективным. Впрочем, иногда кластером называют децентрализованные креативные площадки, которые разбросаны по территории города. Генеральный директор АНО «Агентство развития Сысерти» Ян Кожан рассматривает креативный кластер именно в этом ключе и считает, что он может стать одним из возможных сценариев для города Сысерть Свердловской области:
— Преимущества кластерной формы для креативных индустрий уже доказаны на примере других городов, в частности Москвы. Творческим командам удобно находиться в одном месте, потому что таким образом в итоге получается своего рода бизнес-центр со своей специализацией. Но этот же подход можно применить и к территории. Мы хотим, например, через креативные индустрии дать импульс развитию Сысерти. В данном случае под кластером мы понимаем скорее сетевое взаимодействие. В Сысерти благодаря этому уже начала стремительно развиваться индустрия еды, 30% всей системы общественного питания в городе появилось благодаря креативному кластеру. Поэтому в нашем понимании кластер это не стены, а прежде всего нематериальные активы, возможность для предпринимателей выстраивать друг с другом взаимодействия и делиться эффектами.
В этой модели есть одно уязвимое место — качество предпринимательской инициативы. В Сургуте Ханты-Мансийского автономного округа проект креативного кластера «СпортЗавод» стартанул, потому что местные предприниматели сами нашли идею и сделали первые шаги для ее реализации. «Мы увидели запрос со стороны фанатов экстремальных видов спорта и представителей уличных субкультур на креативное пространство», рассказывает исполнительный директор культурно-спортивного кластера «СпортЗавод» Владислав Иванов:
— Сначала мы захотели создать условия для круглогодичного катания на скейтах, а затем решили привлечь других предпринимателей и творческих людей и тем самым закрыть потребности аудитории не только в спортивном, но и культурном досуге. Мы привлекаем предпринимателей, дизайнеров, художников, фотографов, музыкантов, которые взаимодействуют между собой.
Проект расположен на площади в 2,6 тыс. квадратных метров, где когда-то располагались склады и автобаза, а также на уличной территории в 3,8 тыс. квадратных метров. В перспективе на территории «СпортЗавода» кроме крытого скейтпарка появятся барбершоп, тату-салон, студия дополнительного образования, магазины со спортивной одеждой, точка общепита и галерея для художников со всех уголков страны.
На данный момент проект развивается за собственные деньги предпринимателей, а затем инициаторы намерены привлекать частные инвестиции и гранты.
Но по такому пути креативные пространства развиваются не всегда. Субъектами креативной экономики являются представители творческих профессий, а у них сформировался определенный стереотип модели поведения. С этим часто сталкивается генеральный директор PR-агентства «Ньютон» Алексей Глазырин. Он организовал в Екатеринбурге одно из успешных креативных пространств — клуб «EverJazz», и сейчас ему часто приходится оппонировать такому подходу со стороны музыкантов: «Я хочу заниматься музыкой и получать деньги. Дайте, мне, пожалуйста, для этого возможности». По словам Алексея Глазырина, проект «EverJazz» состоялся прежде всего потому, что это изначально была предпринимательская история: «Он создавался для того, чтобы генерировать денежный поток, достаточный для поддержания текущей деятельности и развития».
Но проблема в том, что примеров успешных предпринимательских историй в творческих отраслях чрезвычайно мало. Их инициаторы привыкли существовать на гранты, субсидии, дотации, спонсорские средства. И этот стереотип в ходе построения креативной экономики придется ломать, потому что в ее основе лежит именно предпринимательская инициатива.
С таким же подходом часто сталкивается девелопер «Брусника», который заинтересован в том, чтобы выстраивать взаимодействие с креативными командами во всех регионах присутствия, рассказывает руководитель группы PR застройщика Сергей Ермак:
— В термине «креативная экономика» содержится два слова. Но про второе творческие люди часто забывают. Довольно часто креативные команды предлагают нам профинансировать акты искусства, которые с точки зрения пиара или маркетинга компании не дадут ничего. Условно модель звучит так: «давайте мы сделаем то, что и хотели сделать, самовыразимся, а вы нам за это заплатите». Не все, но существенная часть художников полагает, что их единственная задача — приносить в мир красоту, и все должны быть им за это благодарны. Индустрии в таких условиях не рождаются. При этом мы готовы работать с креативными командами во всех регионах присутствия. И реализовали не один и не два проекта в этой области. Но все они предполагали профит для обеих сторон.
Можно предположить, что ответ на этот вопрос уходит в плоскость дефицита профессиональных менеджеров в области креативной экономики, и эту проблему Алексей Глазырин рассматривает как одну из ограничивающих рост креативной экономики:
— Сегодня недостаточно говорить только об инвестициях в этот сектор с позиции расширения площадей, увеличения денег и так далее. Необходимо думать о кадровом наполнении. Кто будет реализовывать тот потенциал, который есть в регионах для роста креативной экономики, за счет чего этот кадровый потенциал будет пополняться? Какими компетенциями эти люди будут обладать? На эти вопросы нужно искать ответ. Необходимо активное участие университетов в подготовке творческих кадров и менеджеров для сферы креативных индустрий. Выпускникам вузов сильно не хватает специальных компетенций, в частности владения методами проектного управления и предпринимательства.
Чтобы такие кадры удержать в регионах, нужна соответствующая среда, и это, неверное, один из новых вызовов для девелоперов. И, судя по дискуссии, понимание важности этого аспекта среди застройщиков формируется. «Креативная компания — это, как правило, группа единомышленников, новаторов и визионеров, — рассуждает директор по коммуникациям Acons Group Екатерина Богословская. — Что заставит этих ребят остаться, например, в Екатеринбурге, жить здесь и платить налоги? Прежде всего такие люди обращают внимание на среду. Именно поэтому, когда мы проектировали девелоперский проект «Клевер-Парк», мы закладывали концепцию «мой дом шире, чем просто эти квартира, подъезд и двор». Мы понимали, что творческие люди захотят иметь определённые локации. Исходя из этих соображений, мы и начали строить набережную около реки Исеть».
Однако только одного качественного общественного пространства для формирования основ креативной экономики недостаточно, считает Сергей Ермак:
— Креативная экономика — это среда. Никакие идеальные условия в виде бесплатного размещения бизнеса в хорошо отремонтированных зданиях эффекта не дадут. Все это не будет работать само по себе. Креативным людям нужны две вещи. Во-первых, это разнообразие коммуникаций. Чем разнообразнее среда, тем больше функций мы в нее зашьем, тем выше будет эффект. Второе условие — плотность коммуникаций. Чем более плотные коммуникации мы создаем внутри города, тем быстрее сформируется креативная экономика. В кафе «Силиконовой долины» столы стоят настолько близко друг к другу, что люди слышат, какие вопросы обсуждают соседи. Так происходит «перекрестное опыление», рождаются новые проекты. В большинстве российских городов с общественными пространствами явные проблемы. Их потенциал зачастую остается нереализованным. Пример — пешеходная улица Вайнера в Екатеринбурге. Здесь можно создать бесконечное количество сценариев взаимодействия, точек притяжения и информационного обмена. Но в данный момент она используется как транзитный коридор, лишенный какого-либо смысла.
Фото: Евгения Яблонская