Что такое креативная экономика и как ее посчитать
НИУ ВШЭ оценил добавленную стоимость российских креативных индустрий в 3% ВВП, крупнейшими отраслями, по мнению авторов этого исследования, являются информационные технологии и реклама
В течение последних 20 — 30 лет многие страны активно занимаются поддержкой креативной индустрии, и это уже давно не дань моде, а один из путей поиска новых источников роста экономики, потому что правительства увидели определенные эффекты в этом секторе. Прежде всего это создание новых рабочих мест, развитие малого и среднего предпринимательства, креативная экономика может также способствовать диверсификации экспорта. Кроме чисто экономических результатов эти виды деятельности обеспечивают и социальные эффекты: развитие талантов, новых компетенций. Но многие страны уже поняли, что для достижения этих целей нужно вывести этот вид деятельности из невидимых сегментов. Для начала его следует как минимум оценить. Но измерить этот рынок с помощью стандартных инструментов невозможно, прежде всего потому, что нет четкого определения креативной деятельности. Руководитель Центра городских компетенций АНО «Агентство стратегических инициатив» Татьяна Журавлева во время всех понятийных споров на эту тему все время задает вопрос: маникюрный салон относится к креативной индустрии или нет? Ответ неоднозначный, потому что все зависит о того, какую услугу оказывает конкретный салон и как это учесть в статистике, совершенно непонятно:
— Если салон оказывает только базовую услугу, то есть стандартный маникюр, то он не относится к креативным индустриям, а если сотрудники делают дизайн ногтей, да еще и в конкурсах международных участвуют, их деятельность вполне можно отнести к креативным индустриям.
Имея такие необычные предпосылки, команда Татьяны Журавлевой тем не менее решила первой в России оценить рынок еще в 2020 году, для того чтобы как минимум получить начальную точку для диалога. Исследование было сделано на основе расчета по 35 направлениям ОКВЭД, которые проанализированы для каждого региона, и в ходе расчетов исключены некоторые явные искажения.
По словам Татьяны Журавлевой, эти расчеты показали, что на долю креативной индустрии приходится 4,98% ВВП, но, по ее мнению, сам по себе этот показатель ни о чем не говорит:
— 4,98%, с одной стороны, хорошая цифра, это значит, у нас в стране есть креативные предприниматели, с другой стороны, мы не понимаем, насколько много они работают на глобальный рынок. Между тем специфика креативных индустрий в том, что они имеют глобальный характер. Например, если мы говорим, что в Берлине доля креативных индустрий составляет 11%, то мы понимаем, что эти 11% работают на весь мир. Сколько из наших 4,98% работают на весь мир? Мы не знаем. Поэтому к этой цифре нужно относиться как к исходной точке, на которую нужно смотреть критически и которую нужно дальше совершенствовать
Основу для размышлений дают и другие выводы исследования. В ходе обработки данных, к примеру, стало очевидно, что креативная индустрия в России формируется преимущественно вокруг капиталоемких отраслей. На первое место по объему вышла архитектура, и понятно почему: в России очень динамично развивается строительство, вокруг этой отрасли появляются творческие команды, предлагающие свои идеи и решения в области архитектуры. Довольно большую долю занимает программирование, а это можно объяснить большим интересом к сектору информационных технологий в целом со стороны государства.
Эти два фактора определяют и позиции отдельных регионов на креативной карте. АСИ составило топ-15 региональных центров с наибольшим вкладом креативных индустрий в ВВП, и попадание в этот список зависит от того, в какой мере в регионе развиты капиталоемкие отрасли. Из этого списка выбивается, пожалуй, только Калининград, который прорвался в топ-15 за счет взрывного роста на этой территории индустрии «game-dev» (game development), то есть разработки компьютерных игр. Власти этого региона сделали ставку на ИТ в отдельной локальной сфере по разработке и апробации компьютерных игр. Есть и другие примеры, но пока это скорее исключение. В Воронежской области сейчас формируются очень сильная анимационная сфера, которая, возможно, в будущем и выведет регион в лидеры.
С трудностью разработки методологии изучения креативной экономики столкнулась и другая исследовательская группа, НИУ ВШЭ, попытавшаяся оценить этот рынок. По словам директора Центра научно-технической, инновационной и информационной политики НИУ ВШЭ Михаила Гершмана, у исследователей сформировалось несколько методологических подходов к измерению креативных индустрий, но самыми популярными стали три: оценка индустрии как совокупности видов экономической деятельности, принятие за основу креативных профессий и расчет объемов внешней торговли креативными товарами и услугами. Методология не идеальна, это все еще экспертные оценки, но на данном этапе эволюции индустрии исследователи нашли консенсус. По таким примерным оценкам в мире в креативной индустрии занято 29,5 млн человек, а объем товаров и услуг оценивается в 509 млрд долларов.
Изучив все эти подходы, эксперты НИУ ВШЭ адаптировали методологию к российской действительности, рассчитав валовую добавленную стоимость креативных индустрий России, и сопоставив ее с рядом ведущих стран, рассказывает Михаил Гершман:
— В целом, по нашим оценкам, в 2020 году добавленная стоимость российских креативных индустрий составила 2,7 трлн рублей, что составляет 3% ВВП. У стран-лидеров по объему валовой добавленной стоимости, а это Китай и США, этот показатель составляет 4,2% и 4,3% соответственно. Мы довольно сильно отстаем также и от других ведущих стран, добившихся успехов в области креативной экономики, в частности Великобритании, где доля креативной экономики составляет 5,8% ВВП, Италии (6,1%), Франции (4,4%). Мы более близки к показателям Бразилии (2,8%) и Канады (2,7%).
Согласно этому исследованию, крупнейшие отрасли, которые обеспечивают долю креативной экономики в российском ВВП, это информационные технологии и реклама. Самой же динамичной в 2020 году оказалась архитектура (+63%), а наиболее существенное падение продемонстрировали арт-индустрия, сфера искусств и музеи.
Оценки в разрезе занятости показали, что в креативный индустриях работают больше 2,5 млн человек в России, это примерно 3,7% занятых в стране. По этому показателю мы близки к Канаде и Австралии. Исследователи также оценили совокупную занятность всех творческих профессий, в этом случае показатели заметно выше, получается, что занятость в креативной экономике составляет почти 5 млн человек, или 7% всех занятых в стране. «Это уже указывает на существенный человеческий потенциал сектора, который может быть реализован», — подчеркивает Михаил Гершман.
Самой многочисленной креативной профессией оказалась реклама и маркетинг, здесь больше всего специалистов, довольно хорошо представлена также отрасль разработки программного обеспечения, на два этих сектора в совокупности приходится примерно 43% всей творческой занятости в стране.
Исследователи увидели тренды и в части внешнеэкономического потенциала. Михаил Гершман перечисляет главные:
— Россия является нетто-экспортером услуг в области маркетинга и рекламы, а также научных исследований и разработок, при этом наша индустрия сильно зависит от импорта архитектурных, инженерных и технических услуг. Экспортирует Россия преимущественно продукцию низких переделов, книги и газетную бумагу, а также предметы интерьера (мебель, обои и пр.). В импорте же креативных товаров преобладают мебель и игрушки. Здесь очевидно есть потенциал для импортозамещения.
В ходе исследования был также проведен и более глубокий анализ развития креативной экономики Москвы, поскольку правительство этого региона намерено разрабатывать стратегию креативных индустрий. Как выяснилось, креативная экономика Москвы характеризуется высокой динамичностью предпринимательства. Порядка 17% организаций и 41% индивидуальных предпринимателей сегодня — это молодые юридические оболочки, действующие на рынке менее трех лет. В основном такие компании сконцентрированы в сферах дизайна (более 50%), рекламы и ИТ. Но при этом почти половина организаций в издательской деятельности, арт-индустрии и телерадиовещании работают на рынке более десяти лет. В ювелирной и издательской отраслях, арт-, фото- и киноиндустриях действует значительное число зрелых ИП. Их доля варьирует в диапазоне 20 — 30%.
В 2022 году НИУ ВШЭ намерен более детально исследовать занятость креативной экономики, в планах этой команды также разработка различных подходов к оценке эффективности мер поддержки креативных индустрий.
Публикация подготовлена по итогам круглого стола «Креативные индустрии как драйверы развития региона» конференции «Российские регионы в фокусе перемен», организованной Институтом экономики и управления УрФУ, АЦ «Эксперт» и журналом «Эксперт-Урал» в ноябре 2021 года.